Еврейская молодежь и иудаизм (на примере Гилеля)

Версия для печатиВерсия для печатиPDF-версияPDF-версия
Автор статьи: 

Источник: Ермольчик, Т.А. Еврейская молодежь и иудаизм (на примере «Гилеля»). // Государственно-конфессиональные отношения: теория и практика. Международная конференция, Оренбург, 30 марта 2010 г.  Сб. статей / Сост. Е.В. Годовова.  Оренбург: ООО «Агентство «ПРЕССА» , 2010.  252 с.  С. 20-24. 

Большинство евреев, проживая в СССР, не могло поддерживать свою традиционную культуру во всей полноте, так как было оторвано от еврейского мира (из-за «железного занавеса») и постепенно они утратили связь с еврейскими традициями и культурой. После распада СССР значительная часть проживавших на территории России приняла решение остаться и попробовать восстановить свою традиционную культуру, проживая в России. По разным подсчетам в России проживают сегодня от 230 тыс. до 10 млн. евреев. Наиболее вероятной представляется цифра в 1 млн. чел. Причем, из них 500 тыс. (т.е. 50%)  это жители Москвы [1].
На сегодняшний день значительную роль в восстановлении традиционной еврейской культуры, обеспечении культурной и, в том числе, религиозной преемственности в России играют еврейские молодежные организации. Они воспитывают будущих лидеров иудейских общин от которых будет зависеть какие формы и содержание приобретет иудаизм и еврейская национальная культура в России в ближайшие десятилетия.
На сегодняшний день в мире существует множество еврейских молодежных организаций (Первая Ассоциация молодых евреев была основана в 1854 г. в Балтиморе (Мэриленд). Самыми распространенными и известными из еврейских молодежных организаций в XXI в. стали следующие движения: hA-ШОМЕР 
 hA-ЦАИР, Бней-Аквей, Маккаби, Бейтар, Эзра, Гилель. Основным принципом всех еврейских молодежных организаций является «Ноар ле ноар»  «Молодежь для молодежи»).
Одной из таких организация является «Гилель». Первый «Гилель» появился в 1923 г. В США при Иллинойсском университете. Его целью была забота о культурных и социальных потребностях еврейских студентов, учащихся вдали от семьи. Со временем подобные организации стали появляться во всех крупных городах Америки. После Второй мировой войны «Гилель» возник и в других странах мира. Во всем мире работает свыше пятисот его центров 
 в США, Канаде. Израиле, в странах Латинской Америки, Австралии. В странах СНГ «Гилель» основан в 1994 г. при содействии Фонда семьи Шустерман (США), Американского еврейского объединенного распределительного комитета «Джойнт» и Международного «Гилель» при сотрудничестве местных еврейских общин. «Гилель» существует в 27 городах семи стран СНГ. «Гилель» не принадлежит к политическим движениям и религиозным течениям, обеспечивая, таким образом, свободу самовыражения для каждого. Основная цель «Гилеля»  воспитание нового поколения образованных и просвещенных евреев, гордящихся своим наследием, возрождение еврейских общин бывшего Советского Союза. «Гилель» предлагает знания и традиции, еврейский дух и единение, чувство принадлежности к еврейскому народу. Привлекая студентов, ранее ничего не знавших о еврействе, воспитывая лидеров еврейских обшин. «Гилель» борется за будущее иудаизма и еврейской культуры в России [2].
Организация содействует духовному развитию еврейской молодежи в сфере образования и культуры. «Гилель» обеспечивает культурную преемственность поколений, приобщает еврейскую молодежь к религиозным традициям своего народа. Миссия российского «Гилеля», также как и миссия других центров «Гилеля», состоит в том, чтобы «Увеличить число иудеев, делая иудаизм с другими иудеями» («Maximizing the number of Jewish doing Jewish with other Jews»). Программы «Гилеля» направлены на поиск и привлечение студентов, ранее не участвующих в еврейской жизни: любой студент может свободно сюда прийти. Через программы «Гилеля» студенты знакомятся с историей своего
20
народа, традициями и культурой. Студенты активно участвуют в жизни общины, разрабатывают проекты, учатся и учат, празднуют и созидают, становятся настоящими еврейскими лидерами. Многие участники «Гилеля» в дальнейшем преподают в еврейских воскресных школах и детских садах, работают вожатыми в детских и семейных лагерях, волонтерами в благотворительных организациях, проводят еврейские праздники в общинах («Гилель» занимается разработкой и проведением образовательных проектов в следующих направлениях: Еврейские образовательные проекты. Суббота и праздники. Пасхальный проект. Культурные и творческие проекты. Профессиональные и лидерские тренинги. Работа в общине. Одни из них проходят в формальной форме (тренинги, подготавливающие молодых людей к работе в общине), другие в неформальной форме (праздники, встречи и беседы на различные темы). «Гилель» регулярно проводит профессиональные и лидерские тренинги) [2].
В «Гилеле» отмечаются традиционные иудейские праздники: Пурим, Ханука, Пейсах, Рош-а-Шана, Ту Бишват. Празднование может включать рассказ об истории возникновения праздника, чтение свитка Торы, специальное праздничное угощение либо фрукты. Праздник в «Гилеле» может включать совместный какого-нибудь художественного фильма. То есть сочетаются традиции и современные тенденции у молодежи. Кроме встреч и общения любой, член «Гилеля» имеет возможность бесплатно побывать в Израиле по программе «Таглит» (программа «Таглит» рассчитана на студентов от 18 до 26 лет, и любой студент, имеющий еврейские корни, может принять участие в этой программе. «Таглит» 
 это просветительский проект, который спонсируется мировыми еврейскими общинами и правительством Израиля. Проект «Таглит» был создан в 1999 г. по инициативе еврейских филантропов М. Стейнхардта и Ч. Бронфмана. которые впоследствии привлекли к своей идее множество других партнеров, в том числе и Еврейское агентство для Израиля (Сохнут), многие еврейские общины мира, частных лиц и семейные фонды). Участники Красноярского «Гилеля» охотно принимают участие в данном проекте: два раза в год (февраль и июль) из Красноярска набирают довольно большие группы. Условия для участия в Таглите довольно просты: участнику должно быть от 18 лет, он должен быть студентом. Еврейство учитывается, как по отцу, так и по матери. Сам Таглит носит образовательный характер: в течение 10 дней участники объезжают весь Израиль, изучая все памятные места, связанные с религией и традициями.
«Гилель» в России представлен 15 центрами: Брянск, Екатеринбург, Ижевск, Казань, Хабаровск, Красноярск, Москва, Новосибирск, Омск, Пенза, Пермь, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Уфа, Ульяновск. В г. Красноярске «Гиллель» открылся около одиннадцати лет назад (до января 2009 г. «Гиллель» работал по адресу: ул. Кирова, д. 23 (там находится общинный центр «Гаскала»). С 2009 г. по финансовым соображениям встречи проходят по адресу ул. Сурикова, д. 12 (в бывшем здании синагоги).
Красноярский «Гилель» предлагает участникам множество возможностей: поездки в Израиль, участие в различных семинарах, тренингах. «Гилель» готовит будущих лидеров для общины, которые уже сейчас делают первые успехи в этой деятельности (работа с детьми детсадовского и школьного возраста). Такие работы зачастую проводятся в еврейских детских садах (например, при красноярской синагоге). Правда, работают молодые люди там не ежедневно, а по воскресеньям (при детском саду проводится «еврейская воскресная школа»). Работают там молодые люди, руководящие «Гилелем».
В 2009 г. было произведено социологическое исследование в молодежном еврейском клубе «Гилель» г. Красноярска, чтобы связать его участников с религиозными традициями своего народа. Были проанкетированы 17 чел. (из них 14 девушек и три молодых человека).
Возрастные рамки «Гилеля» оказались разными: 9 из 17 опрошенных принадлежат к возрастным рамкам от 15 до 20 лет, а 8 респондентов 
 21-23 лет, т. е. относятся к категории «чуть больше двадцати»).
21
Социальное положение посещающих также оказалось разным: 8 чел. учатся (большинство студенты), 3 чел. работают, 6 чел. работают во время своего обучения в вузах.
О такой организации, как «Гилель» все участники узнали из разных источников, но в основном, от друзей, знакомых и родных (10 чел.) различными способами. Среди других вариантов ответа указывали также синагогу, общинный центр, молодежный лагерь, самостоятельный приход. Большинство участников узнало о «Гилеле» более 3-х лет назад (10 чел.). Второе существенное пополнение «Гилеля» постоянными участниками произошло год назад (тогда в нем появились трое из респондентов). Еженедельно «Гилель» посещают 11 чел. Остальные 
 участвуют в «Гилеле» нечасто (от одного раз в месяц до одного раза в полгода).
Посещаемость «Гилеля» по данным включенного наблюдения, очень непостоянна. На праздниках число приходящих в «Гилель» гораздо больше, нежели на обычной пятничной службе. Например, на Ту бишвате присутствовало около 20 чел., а на Шаббат может прийти 12 чел. Многие люди ходят в клуб постоянно, раз в неделю, другие же предпочитают появляться лишь на главных иудейских праздниках (т. е. несколько раз в год).
Данные включенного наблюдения за полгода показали, что девушек в «Гилеле» гораздо больше, чем юношей как на праздниках, так и по пятницам. «Костяком» «Гилеля» является несколько девушек. В первую очередь, это сестры Ольга и Галина Пущенко. координаторы и нынешние руководители «Гилеля». а также не менее инициативные девушки: Людмила Мотовилова. Карина Гаврилова. Евгения Коротких, Ольга Прижигодская. На наш взгляд, это можно объяснить стремлением расширить круг знакомых, потребностью в эмоционально дружеской атмосфере, и более сильной приверженностью к традициям своей культурной среды.
Одной из основных задач данного молодежного движения является изучение традиций, праздников и основ иудаизма. В связи с этим в анкету были введены вопросы, направленные на выяснение степени поддержания традиций у молодежи. «Соблюдение традиции» опрошенные связывают в основном с соблюдением шаббата (9 чел.), незначительное меньшинство указало также кашрут (2 чел.) и чтение Торы (1 чел.), остальные участники опроса не отметили варианты ответов. Таким образом, частично соблюдают традиции 9 чел., не соблюдают вообще 
 8 чел. Причем часть опрошенных соблюдает данные традиции лишь в рамках «Гилеля», а часть — придерживается их с детства.
Можно предположить, что акцент на Шаббате связан не только со сложным отношением молодежи к религиозным предписаниям, но и с трудностями вхождения в иудаизм молодых евреев из разных семей, с утратой культурной (в том числе, религиозной) преемственности в еврейских семьях в советский период.
Облегчает это вхождение соблюдение Субботы в том упрощенном виде, в каком оно происходит в «Гилеле». Основные встречи в красноярском «Гилеле» проходят по пятницам и связаны со встречей Шаббата. Основная, молитвенная часть, проходит около часа. В качестве молитв используются традиционные тексты из Сидура (сборника иудейских молитв). Они поются ритмично, на традиционно сложившийся мотив, и сопровождаются хлопками в ладоши и движениями.
Во время собраний совершаются определенные обрядовые действия: обращение к Израилю при молитве Шма (Молитва Шма («Слушай») входит в перечень обязательных для иудеев молитв и должна читаться каждый день дважды 
 утром и вечером. Смысл молитвы Шма  исповедание веры в Единого Творца и безоговорочное принятие на себя полной Его власти (Дварим 6:4-9; Дварим 11:13-21; Бемидбар 15:37-41; или: Втор. 6:4-7; Втор. 11:13-21; Чис. 15: 37-41), зажигание свечей, благословление молодым человеком вина (или виноградного сока), преломление и раздача всем участникам халы. Таким образом, участники собраний отдают дань уважения религиозным традициям своего народа. После
22
совершения обрядовых действий либо начинаются различные игры, в которых могут принять участие молодые люди независимо от своих национальных и религиозных предпочтений, либо лекции об иудаизме и еврейском обществе, либо обсуждение какой-то проблемы, которая волнует молодежь. Таким образом, в отношении Шаббата соблюдаются только общие принципы этого праздника, а не весь обширный комплекс действий и ритуалов для традиционного проведения иудейского Шаббата. Каждая встреча в «Гилеле» ориентирована, либо на знакомство с традиционной культурой, либо на решение проблем молодежи (в том числе, в коммуникации).
О слабой связи с традицией еврейской молодежи в течение года свидетельствует и отношение к иудейским праздникам. На практике традиционные религиозные праздники еврейского народа отмечает только около половины опрошенных (большинство праздников отмечают только 2 чел., отмечают некоторые 
 8 чел., и не отмечают их вообще —  7 чел.).
Также праздники различаются по степени популярности: наиболее популярным оказалась Ханука (8 чел.). Следующими по степени популярности идут Пейсах. Рош-а-шана и Пурим 
 их отмечают по 7 чел. Самый «непопулярный» иудейский праздник  Йом-Кипур (его отмечают всего 4 чел.). На мой взгляд, это связано с тем. что Йом-Кипур  праздник, требующий строго соблюдения строгого ритуала. Не все молодые люди могут его соблюсти из-за динамичности своей жизни. Ханука    домашний праздник, очень семейный, плюс ко всему он широко отмечается в «Гилель», как и Пейсах с Пуримом. То есть многие респонденты указали те праздники, которые они отмечают не дома, а именно в «Гилеле».

С большинством традиционных иудейских писаний ознакомлены 7 чел., с частью  8 чел., не ознакомлены —  2 чел. При этом лучше всего знают Тору (Пятикнижие Моисеево) и Сидур (сборник молитв) по 11 чел. Только 5 чел. знакомы с Талмудом (сводом комментариев к Торе и предписаний) и 2 чел. — с ТаНаХом (т. е. всем Ветхим Заветом).
Возможно, что интерес к священным писаниям евреев связан с непосредственным посещением Израиля. В Израиле (в основном за счет «Таглита») побывало 11 чел. из 17 респондентов.
При этом культурой Израиля интересуются 15 опрошенных, частично интересуются 2 чел., т.е. культура Израиля интересует практически всех, но в разной степени. В частности, не всем интересен иудаизм 
 традиционная религия Израиля (его с удовольствием изучают 13 чел., не изучают — 4 чел.). Отношение к изучению иудаизма в какой-то мере сказывается и на посещении синагоги. Еженедельно синагогу посещают только 8 чел., дважды в месяц  1 чел., раз в месяц — 2 чел., по праздникам (т. е. несколько раз в год)  3 чел., не посещают  2 чел., посещает время от времени — 1 чел.
В анкете респондентам предлагалось ответить на открытый вопрос: что дает вам «Гилель»? Ответы были разнообразные, но лидировали два варианта: общение и изучение своих корней. Многие респонденты написали не просто «общение», а «общение с еврейской молодежью».
Таким образом, молодежь, посещающая «Гилель» придает особую значимость поддержанию культуры своего народа, посредством общения с людьми той же национальности, вероисповедания, культуры. И «Гилель», на наш взгляд, способствует восстановлению культурной преемственности между поколениями, обеспечивает постепенное вхождение молодежи в религиозную общину.
Результаты проведенного социологического исследования показывают и некоторые трудности работы с молодежью. В «Гилель» приходят молодые люди из разных семей, они разных возрастов и образования (школа 
 вуз), а значит и разных интересов. Поэтому им надо найти общий язык друг с другом. Еще одна трудность  малая представленность и низкая активность в «Гилеле» лиц мужского пола  будущих глав семей. Также следует отметить, что несмотря на демонстрируемый практически всеми участниками интерес к культуре своего народа, соблюдение религиозных традиций приходит в жизнь молодежи
23
постепенно, через приобщение к культуре своего народа. На наш взгляд, это связано со сложным, неоднозначным отношением молодежи к религии.
Молодым людям по многим причинам трудно соблюдать все предписания иудаизма (совмещение работы и учебы, подготовка к поступлению и т.д.). Но такие организации как «Гилель» существенно поддерживают и усиливают этот интерес у молодежи к истории и культуре своего народа, воспитывают в молодых людях уважение к предкам.

Список использованных источников и литературы
1.  Как живут евреи в России (отрывки из книги). // Демоскоп Weekly. — 2007.  № 303-304.  1-14 октября // http://www.demoscope.ru/weekly/2007/0303/analit04.php
2. Российский «Гилель»: кто, где, когда, почему// http://www.hillel.ru/history/