Евроислам: направления и проблемы в начале XXI в.

Версия для печатиВерсия для печатиPDF-версияPDF-версия
Автор статьи: 

Источник: Излученко Т.В. Евроислам: направления и проблемы в начале XXI в. //Молодежь и наука XXI века. Материалы X всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 85-летию со дня рождения В.П. Астафьева и 100-летию со дня рождения Л.В. Киренского. Красноярск, 28-29 мая 2009 г. В 2 томах. Т. 1. Красноярск: 2009. ― 389 с. ― С. 159-163.

Одной из наиболее дискуссионных проблем современности является вопрос о судьбе национальных государств в условиях глобализации. Современные государства в условиях растущей глобализации и процессов миграции нельзя назвать мононациональными. Они, как правило, включают в себя множество национальных меньшинств. При этом следует отметить,что стержнем консолидации национальных меньшинств является религиозная традиция.
Европейский союз ― это международное объединение 27 европейских государств. Входящие в Европейский союз национальные государства имеют специфику в политике, в экономике, в культуре развития. Это часто вызывает проблемы межгосударственного и межнационального характера.
Мусульманская миграция растет в европейские государства, начиная с 1950-х гг. В большинстве это трудовые иммигранты, меньшая часть ― потомки этих иммигрантов, родившиеся непосредственно в Европе. За два десятилетия существенно возросла трудовая миграция из мусульманских стран в Европу. Это вызывает в свою очередь трения между этими мигрантами и коренными жителями европейских стран. По разным сведениям на территории Евросоюза живут от 15 до 24 млн. мусульман. Точную численность определить сложно следствии большого потока нелегальных иммигрантов. По сравнению с общей численностью населения Европы, которая составляет около 800 млн.чел.

Таблица 1. Соотношение мусульман в странах Евросоюза с  населением [1]

Государство Общая численность населения, тыс. чел. Численность мусульман, тыс. чел.
Германия 82410 3500
Франция 60180 6000
Великобритания 60441 1500
Нидерланды 16360 870
Греция 10964 170
Дания 5447 160
Норвегия 4680 50

Самая крупная мусульманская община находится во Франции. Сейчас там насчитывается от 5 до 7 миллионов мусульман, что, как можно увидеть в таблице 1., составляет
159
10% от общего числа населения [2]. Ислам во Франции стал второй религией после католицизма. Возможно, что в ближайшем будущем Франция станет первой исламской страной Евросоюза. Это частично можно объяснить историческими процессами. Первые мигранты в Европе появились после в Алжире (1954-1962 гг), после которой Франция признала Алжир независимым государством, а население которого начало миграцию в бывшую метрополию. До этих событий мусульмане в Европе практически не проживали. Так, например, во Франции на 1920-е гг. насчитывалось всего 120 тыс. мусульман [3]. «Мы хотели рабочих, а получили людей» - так охарактеризовал итоги миграционной политики 1950―1960-х гг. швейцарский писатель Макс Фриш [4].
В современной Европе укоренилась секулярная культура. Поэтому с одной стороны, в этих государствах политическая система пытается учитывать роль и место мусульман. Например во Франции был создан в 2002 г. специальный совет мусульманского культа с целью налаживания диалога мусульман с государством и обществом.
Но с другой стороны государства Евросоюза стремятся также сохранить свою светскость в политики и культуре. Так, например, во Франции был принят в феврале 2004 г. Закон о светском характере общества, запретивший школьникам носить одежду или символику, относящиеся к какой-либо религии. Это характерно и для других стран Евросоюза с секулярной культурой. Так, например, в Дании в 2005-2006 г. произошел карикатурный скандал, где возник вопрос о свободе слова в печати. Поводом для этого послужили карикатуры на Пророка Мухаммада в датской газете «Jyllands-Posten» [5].
В настоящее время в Евросоюзе широко распространен термин «евроислам», характеризующий положение в западном мире по отношению к мусульманам и исламу в целом. Впервые он был использован в публикациях двух ученых - директора Института истории Татарстана Р. Хакимова и профессора политологии Геттингенского университета Б. Тиби в середине 1990-х гг. По мнению Б. Тиби, «евроислам» ― это светский ислам, который вполне может уживаться с демократическим государственным устройством, и приводит повседневный уклад жизни мусульман в соответствие со стандартами своих европейских христианских соседей, это либеральное течение в исламе, проникнутое европейской культурой [6].
Сам термин «евроислам» имеет широкую сферы применения, и следовательно содержание вкладываемое в это понятие различно. В частности в Европе это явление связано с именем Тарика Рамадана (р. 1962 г.), в Иране с Абдолкаримом Сорушем (р. 1945 г.)― иранский философ и реформатор, а с именем Рафаэля Хакимова (р. 1947г.) ― татарского историка, общественного деятеля в России. На территории Евросоюза существует несколько направлений. Основной момент, по которому мусульмане не могут объединиться и достигнуть соглашения между собой ― это отношение к европейскому обществу и интеграции с ним.
На наш взгляд с определенной долей условности на сегодняшний день можно выделить несколько направлений в евроисламе по их отношению к интеграции в европейское общество при сохранении своих ценностей.
Прежде всего, это сторонники либерального ислама и интеграции мусульман с европейским обществом, при сохранении своих религиозных ценностей. Представителями этого направления евроислама являются профессор богословского факультета Оксфордского университета Т. Рамадан и датский политик Насер Хадер. Они подчеркивают глобальную угрозу безопасности со стороны радикальных исламистских движений ; и призывают страны Евросоюза объединиться и совместно осуществлять борьбу с общей угрозой.
Среди интеллектуальной элиты выделяется духовный лидер Тарик Рамадан (р. 1962 г.) ― это франкоязычный швейцарский богослов, египетского происхождения. Журнал «Time» в 2000 г. назвал его одним из «ста наиболее выдающихся новаторов XXI в.». С 1990-х гг. он проповедует Ислам в крупнейших городах Запада. Самые известные его произведения: «Что значит быть европейским мусульманином?» 1999 г., «Мусульмане
160
Запада и будущее Ислама»2004 г., «Радикальная реформа исламской этики и освобождения» 2009 г.
Т. Рамадан выступает за разграничении ислама и арабской культуры, интеграция мусульман в европейское общество при сохранении своих религиозных ценностей. Рожденные в Европе мусульмане должны получать европейское образование и активно участвовать в европейской общественно-политической жизни, чтобы содействовать распространению Ислама. Главным условием для развития евроислама является перенос исламских принципов на европейскую почву с учетом культурных, религиозных и социальных особенностей стран данного континента. «...Я призывал мусульман к более глубокому понимания своей веры и стремился доказать им, что человек может быть мусульманином и в то же время принадлежать к западной цивилизации   так выражает Т. Рамадан свое отношение к данной проблеме [7].

Однако при этом он выступает в поддержку мусульманского мира, например, в Великобритании критиковал введение дополнительных мер безопасности и поддержки по введению войны в Ираке, а также подверг критики французских интеллектуалов за их поддержку войне в Ираке.
Сторонником интеграции ислама в европейский социум является и Насер Хадер (р. 1963г.) ― депутат парламента Дании, основатель движения «Демократические мусульмане Дании» в 2006 г. и ассоциации критиков ислама, которые поддерживают умеренные формы ислама и критикуя его изнутри, с позиций либерального ислама. Он придерживается более либеральных взглядов, чем Т. Рамадан.
Например, мнения двух представителей либерального евроислама разошлись по вопросу так называемого карикатурного скандала 2005-2006 гг. ― межкультурный конфликт исламских и европейский ценностей, в том числе и свободы слова, охвативший страны Европы и Ближнего Востока, вызвавший и внутриполитические проблемы, неоднозначную реакцию со стороны общественности, а также и в среде мусульман. Н. Хадер подвергся угрозам со стороны одного из лидеров мусульман Дании имама Ахмеда Аккари, за отказ в поддержании выступлений против прессы. По данному скандалу Т. Рамадан заявил, что он принесет больше последствий чем терракты 11 сентября, т.к. данный скандал затронул все слои мусульманского общества, вызвав возмущение и гнев.
Еще одно направление ― это радикальное направление в евроисламе. Представители этого направления настаивают на применении радикальных мер по отношению к европейскому обществу, пропаганда и вооруженные действия. Например, Абу Хамза Аль-Масри (р. 1958г.) ― один из духовных лидеров мусульман в Евросоюзе получил образование в Великобритании, а после 1979 г. стал настоятелем мечети Финнсбери-Парк в Лондоне, которая стала неофициальным отделением «Аль-Каиды»[8]. Еще одним духовным лидером мусульман британских является Абу Катада.
Следует отметить, что склонность к радикальным взглядам наблюдается именно у второго поколения мигрантов. Первое поколение мигрантов, как правило, не претендуют на социальные блага, которые предоставляются Евросоюзом для своих национальных граждан. Например, когда осенью 2005 г. начались волнения во Франции, то участие в них мусульмане второго поколения. Но они не получили поддержку со стороны мигрантов последних нескольких лет. Результаты опросов в Великобритании позволяют сделать вывод от том, что в мусульманском обществе намечается конфликт с умеренным большинством, которое приемлет нормы западной демократии, и меньшинством, придерживающееся противоположных взглядов [9].
Евроислам вызвал реакцию и со стороны европейского общества. В Европе широко распространена критика ислама. Например, Пэт Робертсон (р. 1930 г.) ― западный религиозный и политический деятель, христианский богослов, а также известный телевизионный проповедник, полагающий, что что «ислам стремится захватить мир и не является религией мира», а также, что радикальные мусульмане являются «сатанистами», а Усама бен Ладен ― «верным последователем Мухаммеда». Существует критика ислама
161
и из среды бывших мусульман. Например, Магди Аллам ― итальянский журналист египетского происхождения, описывающий ислам как насильственный по своей природе, как основанный на «насилии и нетерпимости» [10].
В целом, основные моменты критики ислама относятся к моральным сторонам ислама, обращению с женщинами и меньшинствами, моральным аспектам Корана и Сунны, положению о правах человека, отношению к отступничеству от ислама, противодействию мусульманского духовенства против ассимиляции иммигрантов и процессу модернизации.
На наш взгляд страны Евросоюза сами стимулировали миграцию, и лишь в последние годы началось ужесточение мер, так называемая «директива возражения» 2008 г..
К числу европейских мусульман географически относят и часть российских ― мусульмане Татарстана. Следует провести грань между европейским и татарским евроисламом. В Татарстане не существует проблем с государством как в Евросоюзе, идея евроислама сглаживает противоречия в республике. Татарские мусульмане являются не мигрантами, а традиционным народом, а также они имеют свою территорию, чего нельзя сказать о европейских мигрантах, для которых сама идея создания своей республики, государства даже не может возникнуть, т.к она не осуществима. Поэтому опыт татарских мусульман нельзя переносить на территорию Евросоюза. Это может вызвать ухудшение обстановки, что приведет к многочисленным конфликтам внутри европейского общества.
Основной идеолог евроислама в Татарстане ― Р. Хакимов. Он утверждает о необходимости распространения идей либерального ислама, а также подчеркивает, что российское мусульманское образование должно базироваться на идеях татарских мусульманских богословов рубежа XIX-XX вв., которые ориентировались на сотрудничество с русской и европейской культурой. «Мы должны стать образованными, богатыми, мудрыми и терпимыми ― терпимыми друг к другу и другим народам» [11].
Одной из наиболее дискуссионных проблем Евросоюза является на сегодняшний день евроислам. В решении данной проблемы существует ряд трудностей. На наш взгляд можно выделить такие, как отсутствие единства в среде мусульман в Европе, стремление сохранить мусульманские ценности и отказ от их видоизменения. Это мусульмане считают необходимым для своего развития экономического и социального. Со стороны европейского общества трудностью является желание сохранения своей секулярной культуры и страх перед крепкими религиозными ценностями со стороны ислама.
Но опыт России не может быть перенесен на решение межнациональных проблем в Европе. Поэтому Евросоюзу придется искать свой универсальный путь решения интеграции мусульманского населения в европейский социум.

Библиографический список
1. О странах. Краткий справочник. // http://ostranah.ru/norway/ 
2. Ислам в Европе: наш ответ Хантингтону// http://www.islam.ru/pressclub/analitika/reply 
3. Европеизация ислама или исламизация Европы? // http://www.ostatok.net/Evropa_islam_musulmane.html 
4. Денисенко М. Изменения в иммиграционной политике развитых стран. Отечественные Записки. 2004. № 4. http://www.strana-oz.ru/?numid=19&article=915 
5. Карикатурный скандал. // http://ru.wikipedia.org/wiki 
6. Евроислам и джадизм не одно и то же // Время и деньги.26.08.09. // http://www.e-vid.ru/indexm-192-р-63-article-10793.htm 
7. Рамадан Т. Боязнь идей: Почему мне заказан въезд в США? // http://www.islam.ru/pressclub/vslux/taraboid/ 
8. «Аль-Каида» - исламисткое, экстемисткое движение, основанное в 1988 г., связано с многими терактамаи, в том числе и 11 сентября 2001 г.
162
9. Британская оппозиция вступилась за мусульман. 2007, 28 января. http://www.mignews.com/news/politic/world/280107_135033_74873.html 
10 Критика ислама // http://ru.wikipedia.org/wiki 
11. Р. Хакимов. Кто ты, татарин?// http://miraska.narod.ru/tatars/hakim.htm