Ислам на территории Красноярского края

Версия для печатиВерсия для печатиPDF-версияPDF-версия
Автор статьи: 

Излученко Т.В. Ислам на территории Красноярского края. //Красноярский край: прошлое, настоящее, будущее: материалы международной конференции, посвященной 75-летию Красноярского края. Красноярск, 19-21 ноября 2009 г. В 2 томах. Т. 2. - Красноярск, 2009. - 356 с. - С. 279-282.

На сегодняшний день одной из религий, вызывающей наибольший интерес у общественности. является ислам. Ислам является традиционной религией более чем 30 коренных этносов современной России, а также значительной части мигрантов, прибывающих в нашу страну на постоянное и временное жительство. Мусульманские общины находятся практически во всех регионах нашей страны, в частности и в Красноярском крае.
Одним из поводов интереса к исламу со стороны общественности по праву можно назвать демографический рост мусульманского населения. На фоне естественного прироста немусульманского населения в регионах России увеличение численности исповедующих ислам заметен, так, например, в Красноярском крае с 1989 г. мусульманское население возросло с 2,6 % до 3 % общей численности населения края. Следует обратить внимание на то, что численность конных этносов снизилась на 10 %, а выходцев с Северного Кавказа и Средней Азии увеличилась в несколько раз, так таджики — в 3 раза, а киргизы — в 2 раза [Рафиков 2004].
Большинство мусульман Красноярского края проживает в крупных городах: Красноярск, Норильск, Ачинск. В 2002 г. было создано Единое Духовное Управление Мусульман Красноярского края под председательством Гаяза Фаткулина.
В последнее десятилетие основная деятельность мусульманских общин направлена на возрождение религиозных и связанных с ними культурно-национальными традиций, на принятие
279
мер для сближения мусульман, мусульманских групп и организаций, в частности обмен информацией, опытом работы, выявления и устранения факторов, способствующих разобщению мусульман, организация мероприятия по разъяснению истинной сущности ислама. Так на территории Красноярского края для осуществления такой работы созданы Совет мусульман края, Красноярский муфтият, а с 2007 г. стали проводиться ежегодные съезды мусульман края с привлечением представителей из других областей. На съездах проводиться конкретная работа и намечаются пути решения существующих проблем.
На I съезде мусульман Красноярского края, состоявшимся в марте 2007 г., участники вынесли обращения к приверженцам ислама: преподавание минимума необходимых знаний по основам ислама, обеспечение информацией о жизни мусульман в России, координация информационного взаимодействия различных религиозно-национальных организаций, обеспечение и распространение периодической литературы.
Темой II съезда мусульман Красноярского края, проводившегося в апреле 2008 г. было проблема единства исламского народа и объединения мусульман в ходе совместного решения насущных и наболевших проблем. Оживленную дискуссию вызвала проблема смешанных браков, обсуждение типичных ошибок в подобных браках и проблемы семьи; воспитание детей в духе ислама, пропаганда семейных ценностей среди мусульманской молодежи, а также возможность совершения хаджа и паломничества в Мекку всей семьей.
III съезд, прошедший в апреле 2009 г. Темой этого года стала «Молодежь современной России и религия». В ходе съезда было принято обращение к мусульманам Красноярского края, содержащие намеченные пути развития: привлечение молодежи во все сферы жизни мусульманского общества, создание молодежной организации, проводить просветительскую и разъяснительную работу среди населения.
Мусульманские организации принимают участие в общественной жизни региона в зависимости от своих возможностей и направлений деятельности. Их основными целями являются возрождение религиозно-национальных традиций и ценностей, выработка путей взаимоотношения с представителями государственных служб, определение перспективы сотрудничества с представителями различных религиозных конфессий, формирование толерантного отношения к исламу среди населения. В основном эту деятельность осуществляют национально-общественные организации Красноярского края. Например. «Вайнах» - чеченская общественная организация, которая проводила в 2001 г. акцию «Дети Чечни — ради мира», а в 2004 и круглые столы, посвященные «чеченской теме».
Мусульманские организации активно сотрудничают с представителями других конфессий,; В 2003 г. в Красноярском края был создан Межрелигиозный Совет Красноярского крае, учредителями которого стали лидеры муфтията, епархии и организаций иудаизма на территории края. Но есть ряд неразрешенных проблем. В частности остаются не полностью урегулированными отношения с РПЦ МП на нетрадиционных исламу территориях, часто это вызвано земельными вопросами. Так в Ачинске настоятель Казанского собора протоиерей Евгений Фролов предпринял меры борьбы с «исламской экспансией» на сибирских просторах. Собрав своих прихожан, отец Евгений освятил выделенную под мечеть землю [Победила справедливость - в Ачинске заложили первый камень мечети [http://www.islamnews.ru/news-6689.html].
Кроме того, большинство мусульман сталкиваются с негативной реакцией по отношению к себе со стороны представителей других конфессий в бытовой сфере и при общении с силовыми структурами. Для решения этой проблемы многие мусульманские организации Красноярского края проводят мероприятия, цель которых разъяснение основ своего вероисповедания среди журналистов, студентов учебных заведений, служащих государственных учреждений и военнослужащих. Например, красноярский муфтий Гаяз Фаткуллин в сентябре 2007 г. проводил одну из таких лекций для студентов исторического факультета КГПУ.
Решению данной проблемы способствует деятельность Совета мусульман Красноярского края, созданного в 2002 г. при комитете администрации края по делам национальностей, рели-
280
гий и общественных объединений. Вследствие этой деятельности удалось предотвратить проникновение в сообщество мусульман края представителей ортодоксально жестких и экстремистских исламских организаций.
Еще одной важной проблемой, стоящей перед мусульманскими общинами является разобщенность между мусульманскими группами и организациями, отсутствие единой структуры управление и организации, единого направления деятельности.
Большинство мусульманских организаций группируются вокруг нескольких основных центров. Главная борьба за первенство развернулась между представителями двух из них: Центрального духовного управления мусульман Европейской России и стран СНГ (ЦДУМ), сформировавшим жесткую, иерархически выстроенную структуру, и Духовного управления мусульман Европейской России (ДУМЕР), вокруг которого формируется широкая коалиция оппонентов ЦДУМ. С 1996 г. существует Совет муфтиев России, выборную должность председателя которого занимает глава ДУМЕР Р. Гайнутдин.
В этом плане, выгодно отличается положение Восточной Сибири. В отличие от основных территорий Западной Сибири, где противостояние ярко выражено. Например, Тюменская область. Здесь велико влияние ЦДУМ практически во всех крупных городах - Сургуте, Ханты-Мансийске и др., но также большой вес имеет ДУМАЧР в городах и поселках: Новом Уренгoe, Губкинском, Ноябрьске. Помимо этого одну организацию имеет Духовное управление мусульман Тюменской области (ДУМТО) в г. Тарко-Сале и одну общину Духовное управление мусульман Сибири (ДУМС) в г. Надыме [Кабдулвахитов]. Большинство мусульманских общин Красноярского края имеет одно Духовное управление — ДУМС, одно из исключений составляет мусульманская община в Норильске, которая перешла под руководство ЦДУМ.
Еще одной проблемой является нехватка подготовленных имамов, специалистов в области ислама и преподавателей мусульманских дисциплин. Подавляющее большинство мусульман имеет низкий уровень образования. Лишь небольшой процент мусульман имеет высшее образование. в том числе и духовное, при этом нужно отметить, что значительное количество имамов получает образование за рубежом, следовательно - несет в себе иностранное влияние Хайретдинов [http://www.islam.ru/pressclub/tema/sovrubo]. Исламское образование на сегодняшний день оторвано от единого российского интеллектуально-образовательного пространства, оно извивается по пути самоизоляции. Основная цель, к которой должны продвигаться мусульманские общины - организация высокопродуктивного, патриотического, лишенного националистических, местнических, изоляционистских настроений исламского образования, необходимо задать вектор единства в этой сфере. Также вызывает озабоченность отсутствие инициативы среди самих мусульман, знаний об исламе, интереса к своим религиозным ценностям. Особое внимание вызывает прозападная ориентация. заключающаяся в заимствовании элементов культуры и смене мировоззрения, особенно среди мусульманской молодежи. Помимо всего этого большинство общин сталкиваются с земельными проблемами, предоставления со стороны местных районных администраций земельных участков мусульманским общинам под строительство мечети и кладбища. Например, в Ачинске мусульманская община долгое время не могла получить землю под строительство мечети. В Красноярском крае, как констатировал муфтий, уровень социальной и религиозной активности мусульман пока очень низок [Овчаренко http://www.vecherka.ru/forumparrent/3524]. Ислам — это не застывшая структура, культура и мировоззрение, он развивается и видоизменяется в зависимости от времени, географии и существующих проблем. По словам редактора газеты «Муслим-инфо» К. Кабдулвахитова ислам набирает обороты, и исторически сложившаяся форма ислама в России будет претерпевать изменения, узоры, халаты муфтиев и пышные бороды салафитов уйдут в прошлое, и доставшийся наследие от предков ислам будет трансформироваться, подгоняться под истинный замысел Всевышнего, под собственный семантический код [Кабдулвахитов http://www.islam.ru/pressclub/gost/kitocu/]. В течение последних пятнадцати лет мусульманская умма (община) России достигла высоких результатов в деле возрождения и развития культурных, религиозных, общечеловеческих, нравственных ценностей.
281
Возрождение ислама происходит неравномерно - за Уралом этот процесс лишь начинается, протекает не равномерно и имеет специфику в каждом регионе Сибири в том числе и в Красноярском крае. Этот процесс осуществляется в сотрудничестве с государственной властью, национально-культурными объединениями. Главными проблемами на сегодняшний день являются отсутствие инициативы и активной деятельности со стороны самих мусульман, смешанные браки и воспитание детей, недостаток квалифицированных кадров.

Библиографический список
1. Бекдаир, И. История мечетей Омска / И. Бекдаир. —  http://www.islamrf.ru/articles.php?razdel=5&sid=1101
2. Зорина, И. Ватикан впервые признал, что в мире мусульман больше, чем католиков / И. Зорина. —  http://www.rian.ru/religion/20080330/102530225.html
3. Кабдулвахитов, К. :От суфиев, через Кучума и Ермака к современным СМИ / К. Кабдулвахитов // Ислам в Сибири. — http://www.islam.ru/pressclub/gost/kitocu
4. Овчаренко, В. Как объединить мусульман/В. Овчаренко—http://www.vecherka.ru/forumparrent/3524
5. Победила справедливость - в Ачинске заложили первый камень мечети - http://www.islamnews.ru/1 news-6689.html
6. Рафиков, Р. Г. Этнические мусульмане Красноярского края на современном этапе (2001 —2004гг.) / Р. Г. Рафиков // Информационный бюллетень Совета мусульман. - 2004. - № 4.
7. Хайретдинов, Д. Современное состояние и проблемы развития исламского образования в России/ Д. Хайретдинов. — http://www.islam.ru/pressclub/tema/sovrubo
8. Халилов, Т. Необходим Российский мусульманский совет / Т. Халилов - http://www.islam.ru/press-club/gost/halilov
282