Историография и проблемы изучения истории евангельского христианства и баптизма на Дальнем Востоке в годы советской власти

Версия для печатиВерсия для печатиPDF-версияPDF-версия
Автор статьи: 

Источник: Потапова Н.В. Историография и проблемы изучения истории евангельского христианства и баптизма на Дальнем Востоке в годы советской власти. // Материалы международной научно-практической конференции "105 лет легализации русского баптизма", 5-7 апреля 2011 года. / Ред-сост. Н.А. Белякова, А.В. Синичкин. - М., 2011. - С. 145-153.

 

В отечественной историографии истории евангельского христианства и баптизма в советский период на Дальнем Востоке можно выделить два периода: советский и постсоветский. В основу такого разделения положена трансформация государственно-политического строя в России и, как следствие, изменения в отношениях между государством, обществом и конфессиями. Кроме того, на каждом из этапов выделяются исследования общероссийского и регионального уровней. Типология исследований включает также светские и конфессиональные работы по истории евангельского движения.

Историческая наука советского периода была глубоко идеологизированной. На на-чальном этапе исследований советского периода, охватывающем 1920–30 годы работы, соответствующие новым установкам, выходили из-под пера членов Союза воинствующих безбожников (СВБ). Эти работы условно можно отнести к историографии темы, но необходимо иметь в виду их идеологическую направленность и тенденциозность в подборе мате-риала и оценок, целью авторов было не столько научное исследование проблемы, сколь-ко «разоблачение».

Самым ранним в историографии обращением к теме истории религиозных организаций на Дальнем Востоке (в частности, евангельских христиан и баптистов) стали работы Б. Кандидова, А. Долотова, И. Узкова, С. Вайнштейна, С. Урсыновича1. Эти публикации представляют интерес, не смотря на жёсткие идеологические оценки, благодаря богатому фактическому материалу. Они содержат данные о социальном и половозрастном составе общин, сведения об их руководителях, о внутренней жизни религиозных организаций. С середины 1930-х годов исследования по истории религиозных организаций Дальневосточного края прекратились. С началом масштабных репрессий и закрытием почти всех культовых зданий и религиозных общин религиозная жизнь «ушла в подполье», её исследованием никто не занимался.

Постепенное возвращение религиозной проблематики в круг научных интересов исследователей произошло только во второй половине 1950-х годов. К этому времени произошло смягчение государственной политики по отношению к религиозным организациям и верующим (с 1943 года), в том числе и к евангельским христианам, и баптистам. Работы этого периода по-прежнему были проникнуты идеологическими установками, но характер атеистической пропаганды становится более научным, сдержанным и корректным, это солидные академические работы известных исследователей религии А.И. Клибанова и Л.Н. Митрохина. Критике баптизма посвящены труды Г.С. Лялиной, в которых автор освещает кризисные процессы, происходившие в одной из крупных протестантских церквей (ЕХБ) в

 

1 Кандидов Б. Религиозная контрреволюция в 1918–1920 гг. и интервенция. М., 1930; Кандидов Б. Интервенция на Дальнем Востоке и роль сектантства (1918–1922 г.) // Безбожник. М., 1932. № 13–14. С. 8–9; Долотов А. Церковь и сектантство в Сибири. Новосибирск, 1930; Узков И. Против религии за воинствующее без-божие. Владивосток, 1930; Вайнштейн С. Сектантское движение во Владивостоке // Антирелигиозник. М., 1932. № 2. С. 37–34; Урсынович С. Религиозное и антирелигиозное движение на Сахалине //Антирелигиозник. М., 1931. №11. С. 18–20.

148

СССР, раскрывает причины раскола в этой организации. В этой работе немало внимания уделено автором и ситуации на Дальнем Востоке в 20-е годы2.

Критике сектантства в регионе посвящены на этом этапе и работы дальневосточных учёных. Из работ этого периода следует выделить исследования В.С. Флёрова, который, не специализируясь на изучении религиозной истории, освещал вопросы деятельности рели-гиозных организаций, в частности, евангельских христиан и баптистов, в контексте борьбы за становление советской власти в регионе3.

И.В. Соснина в 1962 году выпустила книгу о сектантах Приамурья, в 1963 году по этой теме защитила диссертацию4. Её работа, несмотря на явные недостатки и пробелы в части исторической, является единственным исследованием, в котором автор оперирует со-временными ему данными о евангельских христианах и баптистах (за 1940–50-е годы, собранные непосредственно автором). История религиозных общин присутствует в трудах Сосниной только как фон для рассмотрения идеологических вопросов, тем не менее, работы Сосниной стали первыми в дальневосточном регионе монографией и диссертацией по религиозной проблематике.

Особое место в дальневосточной историографии сектантства, в том числе — евангельского христианства и баптизма занимают работы Н.М. Балалаевой. В 60–70-е годы автором был опубликован ряд статей и защищена докторская диссертация по данной тематике5.

Хронологические рамки её исследования — 1859–1936 годы. Автор опирался на широчайший комплекс источников, большое количество их впервые было ведено в научный оборот. Конечно, работы Н.М. Балалаевой в духе своего времени содержат идеологические оценки верующих и их деятельности, особенно это касается истории сектантства на Дальнем Востоке после 1917 года. Основной вывод диссертации отражал отношение к религии в то время: «причина загнивания и упадка сектантства к середине 30-х годов заключается в победе социализма». Из-за насаждавшихся в советское время стереотипов о невозможности советскому человеку иметь религиозную идентификацию автор не мог дать объективную оценку деятельности протестантских церквей, однако работа не потеряла научной ценности и сегодня, так как содержит много фактического материала. Труды Н.М. Балалаевой до настоящего времени остаются непревзойдёнными, наиболее полными и информативными исследованиями по истории дальневосточного сектантства. Необходимо отметить, что именно Балалаева обратила внимание на особенности дальневосточного баптизма, его связь с молоканской традицией и пр.

К вопросам взаимоотношений советского государства и религиозных общин в период 1920 — начала 1930-х годов продолжает обращаться В.С. Флеров, а также И.Д. Эйгорн6.

 

2 Клибанов А.И. Религиозное сектантство и современность (социологические и исторические очерки). М.: Наука, 1969. Клибанов А.И., Митрохин Л.Н. Кризисные явления в современном баптизме. М., 1967; Лялина Г.С. Баптизм: иллюзии и реальность. М.: Политиздат, 1977.

3 Флёров В.С. Контрреволюционная роль церковников и сектантов на Дальнем Востоке в 1918– 1923 гг. // Учёные записки Томского университета. То м с к . 1959. №37. С.71–133.

4 Соснина И.В. Правда об амурских сектантах. Благовещенск, 1962; Соснина И.В. Критика идеологии со-временного христианского сектантства по материалам Амурской области: Дисс. … к.ф.н. М., 1963.

5 Балалаева Н.М. История религиозного сектантства на Дальнем Востоке СССР (1859–1936): Дисс. … д.и.н. М., 1971; Балалаева Н.М. О борьбе религиозного сектантства против колхозного движения на Дальнем Востоке СССР// Из истории борьбы за советскую власть и социалистическое строительство на Дальнем Востоке. Хабаровск, 1965. С. 110–128; Балалаева Н.М. Контрреволюционная деятельность зарубежных христианских миссий на территории Дальнего Востока в 19176–1922 гг. // Дальний Восток. Хабаровск, 1970. № 10. С. 139–144; Балалаева Н.М. Антисоветская деятельность амурских религиозных сект (ноябрь 1922–1924 гг.) // Учёные записки Хабаровского гос. пед. ин-та. Хабаровск, 1970. Т. 28., ч.1. Сер. Историческая. С. 3–29; Балалаева Н.М. Упадок религиозного сектантства на Дальнем Востоке // Вопросы истории Дальнего Востока. Хабаровск, 1972. С. 218–239.

6 Флеров В.С. Дальний Восток в период восстановления народного хозяйства. Т.1. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1973; Эйгорн И.Д. К вопросу о реакционной роли сектантства в период массовой коллективизации // Вопросы истории Советского Дальнего Востока. Вып.3. Советский Дальни Восток в период строительства социализма в СССР (1917–1958 гг.)/ Тез.докл. и сообщ.) / СО АН СССР. Дальневост. филиал им. В.Л. Комарова. Владивосток, 1965. С. 74–78.

149

Для этих авторов обращение к теме составляло часть более широких исследований. Исследованиями протестантского сектантства в этот период занимается и В.Н. Лентин7. Во второй половине 1970 — начале 1980-х годов большое внимание изучению дальнево-сточных протестантских организаций в период гражданской войны уделяет в статьях и дис-сертации А.Г. Евтушевский. Основное внимание в его исследованиях отводилось идеоло-гической интервенции США на Дальнем Востоке, и деятельность религиозных организа-ций рассматривалась с этой точки зрения. Большое место в исследованиях автора занима-ет история и деятельность Христианского союза молодых людей (ХСМЛ), на примере кото-рого он показывает воздействие иностранных миссий на молодёжь. Работа Евтушевского весьма идеологизирована, однако, несомненно, представляет серьёзный вклад в развитие историо графии протестантизма на Дальнем Востоке (в том числе и евангельского христи-анства и баптизма)8.

Во второй половине 80–90-х годов XX в. в связи с начавшимися политическими изменениями в стране и крушением идеологической парадигмы в историографии темы начинается новый этап. Изменяются подходы к изучению религии, расширяется источниковая база, появляются конфессиональные труды, раскрывающие историю своих церквей.

В 1989 году Всесоюзным советом евангельских христиан баптистов (ВСЕХБ) была опубликована «Истории евангельских христиан-баптистов в СССР». Это издание явилось обобщающим трудом, раскрывающим возникновение и развитие евангельского движения России. Но в издании содержится минимальное количество информации по дальневосточным общинам ЕХБ. В последующих конфессиональных изданиях исследуемый вопрос или вообще не затрагивается, или рассматриваются вскользь лишь некоторые аспекты некоторые аспекты евангельско-христианского движения на Дальнем Востоке9. Наиболее серьёзные исследования по истории евангельского христианства и баптизма пока всё-таки - внутриконфессиональные, в них собран и обобщён значительный объём материала, но они имеют недостатки, снижающие их научную значимость — зачастую не снабжены научно-справочным аппаратом, грешат ошибками и опечатками, имеют весьма своеобразный, не научный стиль изложения материала; дальневосточная тема в них если не обойдена вниманием, то вмещается в несколько строк.

Из светских исследователей общие труды по истории баптизма в этот период на основе обновлённой методологии продолжил писать Л.Н. Митрохин, однако о ситуации на Дальнем Востоке в контексте общероссийской, упоминания и у этого автора весьма скудные10.

Большее внимание современные исследователи уделяют теме государственно-конфессиональных отношений, в этом ракурсе исследуются и различные аспекты истории взаимоотношений государства, и евангельского христианства, и баптизма, однако, в работах общероссийского уровня дальневосточная проблематика не исследуется11.

 

7 Лентин В.Н. Критика методологии баптистского проповедничества // Из истории революционного дви-жения Приморья, деятельности партийных и комсомольских организаций Дальнего Востока. Владивосток, 1973. С. 104–113.

8 Евтушевский А.Г. Борьба рабочего класса против идеологической интервенции США на Дальнем Востоке (1918–1922) // Из истории рабочего класса и крестьянства на Дальнем Восток: Межвуз. сб. Владивосток, 1980. С. 69–81; Евтушевский А.Г. Идеологическая интервенция США на Дальнем Востоке и борьба с ней (1917– 1922 гг.): Дисс. … к.и.н. Томск, 1980 и др.

9 История ВСЕХБ. М, 1989. Мицкевич А.И. История Евангельских Христиан-Баптистов. М., 2007; История баптизма. Сборник. Вып. 1. Сост. и предисл. Санников С.В. Одесская богословская семинария ЕХБ, 1996; Савинский С.Н. История Евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1867–1917). СПб, 1999; История евангельских христиан баптистов России / Сост. М.В. Иванов, А.В. Синичкин. Москва: РС ЕХБ, 2007.

10 Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). СПб:РХГИ, 1997.

11 Например, Никольская Т.М. Русский протестантизм и государственная власть в 1905–1991 годах. СПб, 2009.

150

Первым на Дальнем Востоке трудом, наиболее полно раскрывающем государственно-конфессиональные отношения в Советский период в регионе, стали монографии Ю.Н. Бакаева. В первой монографии автор рассматривает взаимоотношения между государством и конфессиями (в том числе ЕХБ), антирелигиозную политику, антирелигиозное воспитание советских граждан в 1917–1941 годы. Вторая монография, написанная в соавторстве с С.Ю. Симорот, охватывает период с 1941 по 1990 год12. Обе работы показывают развитие ситуации в стране в целом и на Дальнем Востоке, в частности. В последние годы поя-вились публикации, значительно раскрывающие исследуемую нами проблематику. В монографии С.М. Дударёнок и М.Б. Сердюк о религиозной жизни Советского Дальнего Востока (1941–1954) немало внимания уделяется исследованию государственной политики по отношению к протестантам (ЕХБ, пятидесятники)13. Отдельные аспекты истории евангельского движения на Дальнем Востоке России рассматриваются в статьях Л.В. Кужевской и Ю.С. Рудаковой, в работах С.М. Дударёнок, О. П. Федирко14.

История изучения дальневосточного баптизма и евангельского христианства анализируется в монографии М.Б. Сердюк, которая отмечает статейный и разобщённый характер научных публикаций по этой теме15. В диссертационном исследовании и статьях Н.В. Потаповой исследуются вопросы истории евангельских христиан и баптистов на Дальнем Востоке России и правовые основы их деятельности на разных этапах отечественной государственной вероисповедной политики16.

Единственным диссертационным исследованием по истории баптизма на Дальнем Востоке

 

12 Бакаев Ю.Н. Власть и религия: история отношений (1917–1941). Хабаровск, 2002; Бакаев Ю.Н., Симорот С.Ю. Власть и религия: история отношений (1941–1990). Хабаровск, 2006.

13 Сердюк М.Б., Дударёнок С.М. Религиозная жизнь советского Дальнего Востока (1941–1954). Владивосток, 2009.

14 Кужевская Л.В. Баптизм в Амурской области в 20–30-е годы // Амурский краевед (информационный сборник). Благовещенск, 1995. № 2(11). С. 73–80; Кужевская Л.В. К истории баптизма в Амурской области (1917– 1941 гг.) // Культура, наука и образование народов Дальнего Востока России стран Азиатско-Тихоокеанского ре-гиона: история. Опыт, развитие: Материалы международной науч.-практ. конф. Хабаровск, 2–5 окт. 1995 года: В 6-ти вып. Вып. 5. Хабаровск, 1996. С. 79–81; Кужевская Л.В. К истории баптизма на Амуре (1917–1947 гг.) // Вопросы археологии, истории и этнологии Дальнего Востока / ДВО РАН; ИИАЭ. Владивосток, 1997. С. 132– 137; Кужевская Л.В. П.Я. Винс — пресвитер Благовещенской церкви баптистов // Межконфессиональные отношения на Дальнем Востоке России на рубеже тысячелетий. Науч. Сб./ Отв. ред. Дмитренко А.В., Фетисова Л.Е. Владивосток, 2002. С. 205–209; Кужевская Л.В. К истории баптистских общин в Дальневосточном крае (1920–1930-е годы) // Седьмая Дальневосточная конференция молодых историков. Сб. материалов. / Отв. ред. Сердюк М.Б., Сагитова О.И. Владивосток, 2002. С. 369–374; Рудакова Ю.С. Сектанты в Амурской области (на примере судьбы Г.И. Шипкова) // Вестник Амурского государственного университета. Сер. «Гуманитарные науки». Благовещенск, 2000. Вып.10. С. 60–61; Рудакова Ю.С.Сектантское движение на территории Амурской области во второй половине XIXначале XX вв. // Чтения памяти профессора Е.П. Сычевского: Сб. докладов. / Благовещенский гос. пед. ун-т; отв. ред. Шахова Н.А. Благовещенск, 2000. С. 60–68; Рудакова Ю.С. Сектантское движение на территории Амурской области во второй половине XIX-начале XX вв.: постановка проблемы // Шестая Дальневосточная конференция молодых историков. Сб. материалов / Отв. ред. Фетисова Л.Е. Владивосток, 2001. С.74–79; Дударёнок С.М. Баптизм на Российском Дальнем Востоке (1917–1955 гг.) // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Выпуск 5. Сб. ст. Москва: Российское объединение исследователей религии, 2007. С. 84–111; Федирко О.П. Евангельские христиане-баптисты в Амурской области // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Выпуск 5. Сб. ст. Москва: Российское объединение исследователей религии, 2007. С. 75–83; Федирко О.П. Образование и просвещение на российском Дальнем Востоке в годы Гражданской войны: проблемы секуляризации и сакрализации. Благовещенск, 2010.

15 Серюк М.Б.История религии на Дальнем Востоке в исследованиях и библиографии: Монография. — Владивосток, 2006. С.58.

16 Потапова Н.В. Религиозная жизнь Сахалина (во второй половине XIX — начале XXI вв.) Автореф. дисс. ...канд. ист. наук. Владивосток, ДВГУ, 2004. 27 с.; Потапова Н.В. Деятельность христианских конфессий на Сахалине после Второй мировой войны (1945–1991 гг.) // Краеведческий бюллетень. Южно-Сахалинск, 2003. №1. С.95–108; Потапова Н.В. Религиозная ситуация на Сахалине в годы Советской власти (1925–1990)// Краеведческий бюллетень. Южно-Сахалинск, 2005. № 2. С.18–50; № 3. С. 43–60. Потапова Н.В. Протестантизм на Сахалине в годы Советской власти // Учёные записки Сахалинского государственного университета: сборник научных статей / Гл ред. И сост. Т.К. Злобин. Вып. 4. Южно-Сахалинск, 2006. С. 90–95; Потапова Н.В. Баптизм и евангельское христианство на Сахалине в годы Советской власти // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Выпуск 5. Сб. ст. Москва: Российское объединение исследователей религии, 2007. С. 112–120 и др.

151

на современном этапе историографии проблемы стала работа Е.А. Мурыгиной17. Несмотря на новые методологические подходы, эту работу нельзя назвать событием в историографии дальневосточного баптизма, хронологические рамки узки, автор не выходит за временные пределы, очерченные Н.М. Балалаевой, ограничиваясь второй половиной XIX — 30-ми годами ХХ века; баптизм рассматривается в отрыве от евангельского христианства в целом, источниковая база и историография вопроса не проработаны автором в полной мере.

Характерной особенностью немногочисленных отечественных исследований, в которых затрагивается интересующая нас проблематика, является полное игнорирование зарубежной историографии темы. Это связано с труднодоступностью материалов, с отсутствием контактов и сотрудничества между конефессиональными и светскими исследователями. Зарубежная историография темы представлена работами, преимущественно монографиями и диссертационными исследованиями18 светских и конфессиональных авто-ров — Х. Колеман, A. Блан, Х. Бранденбург, К. Прохорова, посвящённым различным вопро-сам истории евангельского христианства и баптизма в советский период в целом в СССР (дальневосточная тематика затрагивается вскользь), в исследовании E. Стивен по репрессиям на Дальнем Востоке, рассматривается и проблема репрессий по религиозным мотивам.19 Особенно стоит отметить библиографическое работу А. Вардина, в которой собрана максимально полная на момент создания книги информация о всех исследованиях по истории евангельского христианства в Российской империи и СССР20.

Как отмечала М.Б. Сердюк, история протестантских деноминаций (в том числе самых многочисленных — баптистов и евангельских христиан.) «исследуется очень мало, что явно не соответствует месту и роли этих церквей в религиозном пространстве Дальнего Востока»21.

Историографический анализ показывает, что деятельность протестантских церквей на Дальнем Востоке России даже в современных исследованиях отражена крайне слабо и эпизодически. Некоторые аспекты и периоды истории евангельских христиан и баптистов на Дальнем Востоке вообще «выпадают» из сферы научных интересов исследователей. Например, тема массовых репрессий среди верующих на Дальнем Востоке — «белое пятно», за исследование которого современные учёные не берутся.22 В целом период истории евангельского движения на Дальнем Востоке в 1930–80-х годах не стал до сих пор предметом пристального и комплексного исследования. Нет пока и обобщающей работы по истории евангельско-христианского движения и государственной политики по отношению к нему на Советском Дальнем Востоке.

Исследований по истории евангельского движения на Дальнем Востоке, как и в целом по России — немного, это относится ко всем периодам истории. В то же время наименее изученный период всё-таки — советский. Этому, на наш взгляд, способствует ряд причин. Первый блок причин связан с источниковыми проблемами. Во-первых, длительное влияние идеологического фактора, определявшее узкое (антирелигиозное, в лучшем слу-

 

17 Мурыгина Е.А. Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX – 30-е гг. XX вв. Дисс. ... к.и.н. Хабаровск, 2008.

18Coleman Heather Jean. The Most Dangerous sect: Baptists in Tsarist and Soviet Russia, 1905–1929. Ph. D. dissertation, University of Illinois at Urbana - Champaign, 1998; Blane Andrew Qarles. The relations between the Russian protestant sects and the state, 1900–1921. Ph. D. dissertation, Duke university, 1964.

19 Brandenburg Hans. The meek and the mighty. The Emergence of the Evangelical Movement in Russia. New York, Oxford University Press, 1977; Heather J. Coleman. Russian Baptists and Spiritual Revolution, 1905–1929. Indiana University Press; De Chalandeau, Alexander. The theology of the evangelical Christians-baptists in the USSR as refl ected in the Bratskii vestnik. Strasburg, 1978; Steven Edvard Merritt. The great purges in the Soviet Far East, 1937–1938. University of California, 2000; Prokhorov Constantine. The State and the Baptist Churches in the USSR from1960–1980. IBTS, Prague, 2003.

20 Wardin Albert W. Jr. Evangelical sectarianism in Russian empire and USSR. A Bibliographic Guide. USA, Maryland, 1995.

21 Сердюк М.Б.История религии на Дальнем Востоке в исследованиях и библиографии: Монография. Владивосток, 2006. С.58.

22 Этот аспект истории (но только по Сахалину) рассматривается в работах Н.В. Потаповой.

152

чае — «критическое») направление научных исследований. Во-вторых, секретность вплоть до начала 1990-х годов многих материалов государственных архивов; в этих архивах отложились преимущественно документы органов власти, занимавшихся религиозными вопросами, а точнее — проводящих антирелигиозную политику. В-третьих — утрата многих документов как государственного происхождения (плохо налаженное делопроизводство 20– 30-х гг., целенаправленные изъятия и уничтожение документов), так и конфессионального происхождения за годы гонений, страшных репрессии сталинского периода и жесткого государственного контроля в последующие советские годы. Как следствие вышеуказанного сейчас мы имеем — узость и неполноту источниковой базы, её «ненадёжность», недоступность части материалов (находящихся в частных архивах, за рубежом, в конфессиональных архивах); кроме того, доступные нам источники страдают необъективностью — это либо документы государственных органов, создававшиеся в русле антирелигиозной, антисектантской работы; либо внутриконфессиональные евангельско-баптистские — также зачастую отличающиеся однобокостью оценок, выпячиванием собственной роли в истории региональной, отечественной и мировой и т.п. Вторая серьёзная причина недостатков в изучении истории евангельского христианства и баптизма в целом и в советский период, в частности — отсутствие контактов между конфессиональными исследователями и светскими учёными, на наш взгляд это — наследие советского периода, когда наука и религия противопоставлялись друг другу.

На современном этапе именно конструктивное научное сотрудничество светских и конфессиональных исследователей позволит проводить комплексную работу по реконструкции подлинной истории евангельских христиан и баптистов в России (в частности, на Дальнем Востоке) в советский период, позволит решить (насколько это сейчас возможно) источниковые проблемы, придать полновесность и истинную научность исследованиям в данном направлении.

153