История возникновения евангелическо-лютеранского прихода г. Улан-Удэ

Версия для печатиВерсия для печатиPDF-версияPDF-версия
Автор статьи: 

Источник: Гиндер В.Е. История возникновения евангелическо-лютеранского прихода г. Улан-Удэ. // Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы: материалы четвертой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 20-21 октября, 2011 г., г. Абакан / Под ред. Т.А. Фотековой. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО ХГУ им. Н.Ф. Катанова,.2011. - 268 с. - С. 165-168.

В последние два десятилетия в национальных республиках на территории Восточной Сибири все большее распространение получает протестантизм (баптизм, лютеранство, пятидесятничество и т. д.). Реконструкция истории возникновения евангелическо-лютеранского прихода в г. Улан-Удэ позволяет выявить факторы, которые способствовали укреплению позиций лютеранства в одной из таких республик – Бурятии.

Уже в первой половине 1990-х годов в Джидинском районе Бурятии в с. Петропавловка возник лютеранский приход. В 1995 году Ю. Поддельский, член этого прихода, принял участие в богословском семинаре, проходившем в семинарии Миссури-Синода «Конкордия»1 в Форт-Вейне (США, штат Индиана), в 1997 году был рукоположен в диаконы Архиепископом Эстонской Евангелическо-Лютеранской Церкви (далее – ЭЕЛЦ) Яаном Киивитом в г. Таллинне. Также Ю. Поддельский участвовал в трех лидерских конференциях Байкальского региона, на которых выступали с лекциями протестантские пастора и проповедники из разных стран мира (Ви Тионг Хау2, Иван Марчук3, Андрей Панасовец4, Николай Маркин5, Роберт Бродланд6, Евгений Левандовский7 и другие). На этих конференциях Ю. Поддельский познакомился с одним из его участников, жителем Улан-Удэ В. Лучаговым. В ходе личного общения Ю. Поддельский смог заинтересовать его лютеранским учением.

В 1999 году В. Лучагов был зачислен в Лютеранскую Библейскую школу в г. Новосибирск. В 2000 году, заручившись предварительным согласием со стороны руководства Лютеранской церкви – Миссурийского Синода8 он начал создавать лютеранский приход в Улан-Удэ. В том же году состоялось знакомство В. Лучагова с А. Халтуннен – миссионером из Финляндии, сотрудником FLOM9.

_________________________________

1 Лютеранская Церковь – Миссурийский Синод (LCMS) является второй по величине лютеранской церковью в США. Основана в 1847 году в штате Миссури немецкими мигрантами. В отличие от других лютеранских церквей возглавляется не епископом, а президентом. Придерживается умеренно-консервативных взглядов на лютеранское вероучение. Название семинарии – «Конкордия» (лат. Concordia – «Согласие») отсылает к «Книге Согласия» – собранию вероучительных книг лютеранства, сформировавшемуся в 1580 году. 

2 Ви Тионг Хау – сингапурский пастор и бизнесмен, основатель и президент Международной Христианской Миссии (ICM – City Missions Church), которая способствует «духовному пробуждению» в Азии.

3 Иван Марчук – проповедник пятидесятнической Церкви «Благодать» (Белоруссия, г. Минск). В последствии – епископ христиан веры евангельской в Бурятии.

4 Андрей Панасовец в 1991 году в числе группы проповедников от немецкой Аугсбургской миссии приехал в Забайкалье. Сейчас – старший пресвитер (епископ) церкви христиан веры евангельской «Спасение в Иисусе» (г. Чита) – одной из крупнейших протестантских организаций в Забайкальском крае.

5 Николай Маркин – сейчас пастор Церкви христиан веры евангельской «Братство Благодати» (Бурятия, Усть-Баргузин).

6 Роберт Бродланд (Robert Brodland) – пастор пятидесятнической церкви «Вефиль» (США, г. Сиэтлл).

7 Евгений Левандовский – пастор, руководитель Церкви христиан веры евангельской «Свет мира», преподаватель Библейского центра «Иисус Навин» (г. Улан-Удэ). Библейский центр является частью миссии христиан веры евангельской «Каждый дом для Христа» в Забайкалье.

8 В 1992 году она была зарегистрирована как «Религиозная лютеранская организация «Западно-Сибирская Христианская Миссия» и была частью Эстонской Евангелическо-Лютеранской Церкви (ЭЕЛЦ), с 2003 года имеет юридическое название «Сибирская Лютеранская Церковь». Глава – епископ Всеволод Лыткин.

9 FLOM – Финская Лютеранская Зарубежная Миссия. Основана в 1974 году. Является официальной миссионерской организацией Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии.

165

Тогда же В. Лучагов предложил ей создать в Улан-Удэ евангелическо-лютеранский приход. Совместными усилиями была организована небольшая домашняя группа по изучению Библии, а также катехизиса М. Лютера. При этом миссионерская инициатива была связана в большей степени с В. Лучаговым, в то время как А. Халтуннен в большей степени интересовал социальный проект, связанный с бурятским этносом [1]. Постоянных участников собраний было немного – 6-8 человек, кроме того численность посещающих определялась приглашениями. В первый год существования община была около десяти человек, преимущественно русских. Раз в месяц в Улан-Удэ приезжал Ю. Поддельский для проведения литургии с причастием.

В 2001 году община Улан-Удэ принял решение о переходе в подчинение Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии (далее – ЕЛЦИ). В 2002 году в ДК Всероссийского Общества Глухих на ул. Смолина Ю. Поддельский провел семинары по Истории церкви с участием А. Халтуннен и В. Лучагова. В 2003 году община подала уведомление в Министерство юстиции о своем желании стать приходом под названием «Приход Рождества Христова». Был создан приходской совет, распределены обязанности бухгалтера, ревизора, библиотекаря, арендована квартира для богослужений. Руководителем религиозной группы и катехетом был выбран В. Лучагов. Вместе со своей семьей он жил в приходской квартире. Но несмотря на ряд качественных изменений в жизни общины, она и в 2001-2003 годах оставалась сравнительно немногочисленной: включала около десяти человек, не считая нескольких маленьких детей. Кроме того, одна из финских миссионеров – А. Лепомаа была против созданной структуры прихода.

Осенью 2004 года приход арендовал офис в ДК Всероссийского Общества Глухих. В нем проводятся церковные собрания, а также хранится приходская библиотека. Еженедельно проводилось богослужение (по воскресеньям), женский кружок (по вторникам), библейское занятие (по средам) и молитвенное собрание (по пятницам). Для больших собраний и богослужений арендовался больший зал с почасовой оплатой, находившийся в том же здании. На приходском совете в начале 2005 года было принято решение о необходимости продолжения В. Лучаговым теологического образования. Он был направлен в Теологический Институт ЕЛЦИ в Колтушах для обучения на пастора, а материальную поддержку его семье на этот период сначала оказывала миссия LCMS, а затем – FLOM.

За 2006 год в жизни прихода произошло знаковое событие: появился диакон – бывший пресвитерианский пастор В. Никифоров, принявший лютеранство после женитьбы на А. Лепомаа. Таким образом, в отсутствие В. Лучагова произошло усиление позиций А. Лепомаа в жизни прихода.

Изменился и этнический состав прихода: он почти полностью стал состоять из бурят. Еще будучи пастором пресвитерианской церкви «Шалом» (пос. Солдатский) В. Никифоров начал проводить христианские богослужения на бурятском языке: первое из них состоялось 23 февраля 2005 года. Переход пастора в лютеранство привел к тому, что часть его прихожан последовала за ним. Евангелическо-лютеранский приход стал называться по-другому: «Благодать Христа», что в какой-то мере стало отражением близости верующих к пресвитерианской церкви.

В лютеранском приходе В. Никифоров продолжил практику богослужений на бурятском языке, что привело к количественному и качественному изменению состава прихожан. Так, например, оба действующих катехета прихода – М. Банзаракцаев и А. Урмаев, ранее были пресвитерианами. В 2007 году евангелическо-лютеранский приход Улан-Удэ регистрируется под названием: «Приход Благодати Христовой Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии на территории России», а Владимир Никифоров становится его настоятелем. В 2008 году проповеди и богослужебные тексты были переведены на бурятский язык. В том же году из-за дефицита священников на территории Красноярского края В. Лучагов был направлен для служения в Красноярское пробство. Он принял диаконское рукоположение для прихода г. Минусинска. В настоящее время В. Лучагов уже является пастором, проживает с семьей в с. Каратузское Красноярского края, но время от времени навещает евангелическо-лютеранский приход Улан-Удэ с пастырскими визитами.

По спискам полноправных членов прихода насчитывается около 70 человек. Но еженедельно богослужения посещают не более 25-30 человек, почти все буряты, преимущественно женщины. Средний возраст прихожан пенсионный или предпенсионный.

166

На территории прихода проводятся религиозные собрания различного рода: по вторникам встречается молодежь (около 8 человек, студенты в возрасте от 20 до 25 лет) и женский кружок, по четвергам и субботам проходят утренние молитвы. В воскресенье для прихожан проходят два богослужения – в 10 и 13 часов с использованием песенников на русском и бурятском языках. По средам проходят богослужения на бурятском языке. В богослужении используется традиционный песенник ЕЛЦИ, а также небольшой сборник избранных гимнов, переведенных на бурятский язык. Однако в богослужении есть и свои особенности: нарушение принятой в лютеранстве последовательности частей богослужения, сравнительно больший удельный вес проповеди и др. По всей видимости это временное явление, которое обусловлено историей возникновения прихода и его качественным составом.

Приход составляют люди одного круга общения, как правило, из среды бурятской интеллигенции: учителя, преподаватели, инженеры, врачи и т. д. Религиозные поиски у них начались еще в 1990-е годы и принесли им немало разочарований. Однако полученный ими в других протестантских организациях религиозный опыт оказывает влияние на жизнь евангелическо-лютеранского прихода г. Улан-Удэ. Многие прихожане прежде чем стать лютеранами посещали богослужения Христианской пресвитерианской церкви, созданной миссионерами из Южной Кореи.

Корейская пресвитерианская церковь начала активную миссионерскую деятельность в Забайкалье раньше, чем многие другие христианские организации. Благодаря наличию харизмы и непривычному стилю проповеди миссионеры из Южной Кореи очень быстро смогли создать свои первые приходы. Первое пресвитерианское богослужение провели в г. Улан-Удэ в январе 1995 года. Уже к весне 1997 года в столице Бурятии появилось две пресвитерианские общины. Корейские проповедники пользовались огромным влиянием среди своих прихожан, пока вскоре на территории Улан-Удэ не появились миссионеры из других протестантских организаций, выступавшие в похожем стиле.

Богослужения на национальном языке, сравнительно большая строгость лютеранства в области вероучения и церковной дисциплины в свое время для многих прихожан из бурят стали мощным стимулом обращения в лютеранство. Религиозной литературы на бурятском языке мало, но заинтересованность в ее появлении есть. Среди прихожан часто встречается знание иностранных языков либо стремление ими овладеть. Помочь в этом призваны курсы иностранных языков (финского и английского), которые существуют на базе прихода.

По сравнению с другими протестантскими религиозными организациями ЕЛЦИ проигрывает в карьерных возможностях: оно закрывает для большинства своих прихожан женщин пасторский путь самореализации. Но в остальном набор возможностей для реализации амбиций и потенциала женщин остается таким же широким: воскресная школа, молодежные и иные религиозные собрания, межконфессиональное женское движение, социальные проекты и т. д.

В рамках диаконического служения собираются вещи для малоимущих в сельской местности. С 2009 года одна из прихожанок (Л. Банзаракцаева) возглавляет женское служение «Аглоу»1 на территории Бурятии. Также приход участвует в межконфессиональных («Белее снега»2, «Пасторское партнерство»3) и творческих («Звуки сердца»4) мероприятиях.

Таким образом, возникновение евангелическо-лютеранского прихода в Улан-Удэ произошло на фоне распространения в Бурятии протестантизма. Инициатива создания прихода и его структуры исходила из русской среды, однако специфика региона повлияла на дальнейшее его развитие и привела к качественному и количественному изменению его состава.

Сейчас евангелическо-лютеранский приход «Благодать Христа» г. Улан-Удэ состоит преимущественно из бурятской интеллигенции. Предпочтение лютеранства местным религиозным традициям отражает, с одной стороны, расширение диапазона религиозных поисков в условиях глобализации, а с другой – является отголоском кризиса идентичности в республике – ведь это ве-

______________________________________

1 Аглоу (от англ. «aglow» – «пламенеющий») – международное христианское женское движение. Название восходит к Рим. 12:11: «в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите...».

2 Название евангелизационной акции связано не только с Преображением Иисуса Христа (его одежды на горе Фавор стали «белее снега»), но и с популярным у бурят праздником – Сагаалганом. «Сагаалган» (в переводе с бурятского языка – «белый месяц») – название Нового года по лунному календарю.

3 «Партнерство по достижению Евангелием шаманских народов Азии». Основано в 2003 году. Инициатором партнерства является православный обновленческий иерей Игорь Зырянов.

4 «Звуки сердца» – фестиваль авторских христианских музыкальных произведений. В августе 2009 года проводился в Республике Тыва.

167

роисповедание имеет европейские корни. Строгость, устойчивость содержания лютеранского вероучения, солидный (около четырехсот лет) срок существования вероисповедания на территории России сделали лютеранство привлекательным для европейски ориентированной бурятской интеллигенции, уставшей от религиозного либерализма.

Библиографический список

1. Ульянова, Л. Войлок спасет от безработицы [Текст] / Л. Ульянова // Окружная правда. – № 14. – 12 апреля; URL: http://pressa.irk.ru/region/2007/14/004001.html (дата доступа: 10.07.2011).

© Гиндер В. Е., 2011

168