История возникновения, особенности вероучения и культовой практики, методы воздействия на психику религиозного движения "ЮСМАЛОС" (Белое братство)

Версия для печатиВерсия для печатиPDF-версияPDF-версия
Автор статьи: 

Источник: Григорьева Л.И. История возникновения, особенности вероучения и культовой практики, методы воздействия на психику религиозного движения "ЮСМАЛОС" (Белое братство). //Информационный бюллетень (Москва)./Составитель: Р.А.Лопаткин. - 1994. - N 2. - С. 22-30.

-22-

Одним из самых заметных феноменов новой волны религиозности в России последних лет можно назвать религиозное объединение "Белое Братство", или так называемое движение "Юсмалос".

Данный обзор, ставящий своей задачей осветить основные положения вероучения и историю возникновения названной организации, основывается на источниках информации, литературе, изданной внутри самой организации и предназначавшейся прежде всего для внутреннего пользования. Сюда можно отнести книгу "Учение Юсмалос (наука о свете)", "Пророчества ветхозаветных пророков о конце славянских народов", "Обращение пророка Илии к юсмалианам и падшему роду адамову", газеты "Юсмалос", "Атма", "Воззвание Матери Мира Марии Дэви Христос" и т.п.

Вероучение организации, являясь эклектическим по своему содержанию, практически не имеет оригинальных идей, но, объединяя элементы самых разнообразных уже известных религий, на фундаменте эсхатологии и харизматизма создает еще один вариант так называемого нетрадиционного религиозного движения.

Уже само название секты "Белое Братство" является заимствованием из теософии. Встречается оно и в рериховской "Агни Йоге". Там под этим названием фигурирует таинственный союз

- 23 -

избранных мудрецов и спасителей разлагающегося и гибнущего человечества. Местом их основного постоянного пребывания, закрытым для непосвященных, называется затерянная в недрах Гималаев Шамбала, а миссией - наблюдение и анализ пути развития человечества с целью его спасения в критический момент существования. Одноименная организация существовала также непродолжительное время в Болгарии в 20-е годы нынешнего века, не имея, однако, ничего общего с исследуемым движением.

Второе наименование организации "Движение Юсмалос" представляет собой по сути дела аббревиатуру, расшифровываемую следующим образом: Юс - Юоанн Свами, псевдовосточный вариант прочтения имени Иоанн Святой (Креститель), титул, присвоенный' лидером и основателем секты; МА - Мария Дэви Христос (искаженное Дева Мария), мессия, живой бог, объект поклонения членов организации; ЛОС - сокращенное от "Логос" ("Слово"), одно из символических имен бога в христианской теологии (см. Евангелие от Иоанна 1:1).

На основании второго варианта самоназвания движения, которое понимается как изотерическая формула, содержащая в себе силу призыва триединого божества, создана также и используется т.н. махамантра (понятие, заимствованное в неоориентализме), при ритмическом повторении способствующая вхождению в состояние мистического транса, принимающая в этом случае вид своеобразного заклинания "Иисус Юсмалос Эзодюс Христос".

Сакрализация личностей организаторов и руководителей движения, нашедшая отражение в названии секты, является основанием для характеристики его как харизматического.

Основателем движения "Белое Братство", его лидером и руководителем стал гражданин Украины Юрий Андреевич Кривоногов, 1940 г. рождения, кандидат технических наук, в прошлом сотрудник Киевского института кибернетики. В конце 70-х-начале 80-х гг., как это было характерно для некоторой части советской интеллигенции, увлекся малоизвестными тогда псевдовосточными религиозными учениями, состоял в организации вайшнавов (кришнаитов), но выдвинуться в лидеры не сумел и отошел со временем, чтобы позднее, в конце 80-х, начать действовать самостоятельно.

- 24 -

На первых порах он подвизался в качестве разъездного экстрасенса, выступая в городах Украины.

На одном из таких выступлений он и встретился с будущей "Матерью Мира", "Марией Дэви" Мариной Цвигун.

Марина Цвигун (в девичестве Мамонтова), 1960 г. рождения, после восьми классов закончила библиотечный техникум, работала освобожденным секретарем горкома комсомола, училась заочно в Киевском университете на факультете журналистики. На момент обращения являлась депутатом горсовета, входила в комиссию по печати и гласности. С 1979 г. была замужем, имеет сына.

Ее встреча с Кривоноговым произошла в г. Днепропетровске, во Дворце культуры "Юность". Во время сеанса Марина отправила записку, в которой рассказала о своей "встрече с богом". Предыстория этой записки такова: одной из причин внешне неожиданного и столь резкого перехода ее на позиции фанатической веры явился факт передозировки калипсола - сильного наркотика-галлюциногена, введенного ей во время операции аборта. Очнувшись после трех дней, проведенных в бессознательном состоянии, Марина заявила, что видела бога, ангелов, общалась с ними, получила наставления. Навязчивые идеи М. Цвигун были восприняты окружающими без должного внимания. Даже обращение к психиатру, который по существу просто отмахнулся от проблемы, не изменило убеждения женщины в истинности ее видений. Кривоногов же, немедленно сориентировавшись в ситуации, сумел без труда убедить ее в избранности и сделать своей марионеткой (см. "Комсомольская правда", 28 октября 1993 г.).

Незадолго до своего приезда в Днепропетровск, Кривоногов зарегистрировал в Киеве некий "Институт души Атма", в состав которого, включая его создателя, входило два человека. Сумев убедить Цвигун в ее "божественной миссии", Кривоногов побуждает ее, бросив семью, работу, родной город, уехать с ним в Киев и приступить к созданию нового движения.

Первый, не особо удавшийся "крестный ход" состоялся 1 июня 1990 г. в Николаеве. Этот день и считается днем рождения новой веры. Именно от него начинает движение отсчет срока наступления грядущего Апокалипсиса. Во время этого выступле-

- 25 -

ния было распространено около 10 тыс. листовок с изложением основ веры, появились первые последователи - 10 человек, в будущем возведенные в сан "апостолов" новой церкви. Через некоторое время Кривоногов и Цвигун оказываются за границей, в том числе им удалось посетить Иерусалим, Польшу, Югославию.

По возвращении, развив активную деятельность, они провозглашают себя соответственно: он Юоанн Свами, он же пророк Илия, он же Енох, Адам, имевший воплощения в разное время в телах знаменитых исторических и религиозных деятелей народов мира. Она: Мария Дэви, Богородица, одновременно мать Иисуса, его невеста, его живое воплощение и его дитя. Кроме того, она же Ева, Исида, княгиня Ольга и т.д.

Проповедуя, формируя ядро организации, выпуская литературу, секта начинает к концу 1990 г. становиться заметным явлением в религиозной жизни общества, постепенно расширяя зону своего влияния за пределы Украины. Тем более, что к этому времени антиобщественный характер организации становится достаточно хорошо заметен, что приводит в конце концов к крупному конфликту между властями республики и юсмалианами. Центр движения переносится в г. Москву, а его последователей к концу 1991 г. можно было обнаружить едва ли не во всех странах СНГ. Чему же учили и к чему призывали людей "белые братья"? В основу вероучения была положена, как это характерно для эсхатологических учений, пытающихся опираться на тексты Библий, книга Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис). Особое значение придавалось гл.11, стихам с 3 по 19. "И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие перед Богом земли..." (ст.3:4). По истечении же указанного срока, пророки будут убиты, и через три дня должен, согласно пророчеству, наступить конец света.

Говоря о вероучении движения "Белое Братство", надо отметить, что, помимо теоретического обоснования конца света, оно содержит и более пространные части, так сказать, общефилософского содержания. Именно здесь наиболее ярко проявляется эклек-

- 26 -

тизм. Главным из подобных текстов считается книга "Учение о Фохате" (свете). Приведем названия некоторых разделов: "Каббалистический аспект космической программы Юсмалос", "Мир огненный", "Пожирание эгрегора", "Ясновидение", "Эзотеризм креста", "Жизнь после жизни", "Истинный лик божественной троицы", "Белое Евангелие" и т.п. Как это видно уже из названий разделов, здесь мы сталкиваемся с собранными и произвольно соединенными понятиями из оккультных, спиритуалистических, каббалистических, мистико-сциентистских и подобных им воззрений.

Тексты насыщены лексикой, где, наряду с собственно юсмалианскими понятиями, такими, как "Божественная Дуада", "Фокерма" (ведьма, олицетворение зла), "Фохат" (божественный свет), широко представлены понятия, заимствованные из восточных культов: "карма", "манвантары", "третий глаз" (Христа!) популярные в теософии "астральные" и "ментальные" аспекты бытия и т.д. Кроме того, здесь мы встречаем помещенные в мистическое обрамление термины типа: "энергия кванта", "спектральный состав", "лента Мебиуса" и т.п.

И, наконец, еще одним источником вероучения, имеющим, с одной стороны, практически прикладной характер, содержащим советы, наставления, правила поведения юсмалианина на все случаи жизни, с другой же стороны, текстами вдохновляющими, я силу большой эмоциональной насыщенности, является "Поэма Величальная" - сборник стихотворений, которые постоянно цитируются, поются, переписываются членами организации.

Одним из наиболее сложных вопросов, относящихся к деятельности секты "Белое Братство", является вопрос о способах и средствах воздействия на психику ее прозелитов. Фанатическая вера, которую не могут поколебать никакие логические доводы, никакие противоречащие вероучению факты, дают повод для сенсационных слухов об использовании в организации гипноза, наркотиков, психотронного оружия, "зомбирования" и т.п.

Отсутствие до последнего времени сколько-нибудь полной объективной информации о содержании культовой практики организации объясняется закрытостью ее внутренней жизни для непо-

- 27 -

священных.

Проведенное автором данной статьи на протяжении более чем двух месяцев включенное социологическое наблюдение жизнедеятельности организации позволяет сегодня достаточно подробно описать комплекс приемов, используемых для формирования глубоких изменений в психике "братьев", дать критический анализ описываемого явления. Начать рассмотрение проблемы необходимо с ряда замечаний:

1. Искажение адекватного мировосприятия происходит у верующих постепенно. В последовательном переходе на все более глубокие уровни погружения, эти изменения, как правило, самими верующими не замечаются и не осознаются.

2. Состав организации, сравнительно небольшой по численности (около 10-15 человек на миллионный город), отличается своеобразной качественной однотипностью. Зачастую - это люди, уже имевшие опыт участия в каких-либо религиозных или религиозно-мистических организациях, повышенно экзальтированные, внушаемые, активно ищущие себе подобных.

На первом этапе приобщения потенциального члена организации к жизни общины, происходит его общее знакомство с основами вероучения. Эпатаж, свойственный данной организации: броские белые балахоны, яркие плакаты, цветные фотографии "Матери Мира", эмоциональная проповедь, распространение литературы в самых людных местах, босохождение, распевание мантр и т.д. привлекают всеобщее внимание и дают возможность потенциальным членам без труда войти в первый контакт с представителями движения.

Однако возможность познакомиться с внутриобщинной жизнью предоставляется отнюдь не всем любопытствующим. Отбор возможных претендентов на членство в организации происходит на личностно-интуитивном уровне. После допуска претендента в круг "избранных", когда ему сообщается адрес явочной конспиративной квартиры, где происходят закрытые собрания, начинается следующий этап приобщения.

Первое, что предлагается человеку для избежания "государственного кодирования", это максимальная самоизоляция ото всех возможных внешних воздействий. Сюда относятся запреты

- 28 -

На просмотр телепередач, кино, прослушивание радио, аудиозаписей и т.п.; чтение любой периодики, любой литературы - художественной, технической, учебной и т.д.; пользование электротехникой, любыми сложными приборами.

Аргументируются вышеперечисленные требования тем, что "повсюду уже царят сатанинские энергии и превращение людей в биороботов". Взамен этого настоятельно рекомендуется максимальное количество времени проводить в кругу братьев, занимаясь проповедыванием веры, чтением религиозной литературы, пением псалмов, молениями, обсуждением "божественных посланий" и т.д.

Следующей ступенью является запрет не только на опосредованные контакты с контринформацией, но и на возможные альтернативные контакты сугубо личностного плана.

При принятии этих требований и их исполнении происходит постепенная перестройка всего образа жизни, полным выражением чего является разрыв нового члена "Белого Братства" со всем своим прежним окружением и превращение его в странствующего проповедника, что особо поощряется и всемерно пропагандируется. В этом случае уже сто процентов времени человек проводит внутри организации, все глубже пропитываясь ее идеями и установками. Предельно четкий, жесткий режим жизни в общине не оставляет времени и возможности переключения на какие-либо иные вопросы и проблемы. Здесь фактически имеет место создание обстановки непрерывного массированного само- и взаимовну-шения.

Рассмотрим подробнее этот режим:

- В 4-5 утра - общий подъем. Утренние моления.

- С 8-9 утра до 5-6 вечера - проповедь, распространение литературы.

- С 7 до 9 вечера - так называемая "Литургия".

- В 9 - общая трапеза.

- После еды - беседы на религиозные темы, прослушивание записей выступлений Юоанна Свами и Марии Дэви.

- Около 12 - отбой (за исключением тех, кто остается на ночные бдения).

- 29 -

Все вышеперечисленное дополняется рядом мер, направленных на общее ослабление организма, разбалансирование привычного, нормального ритма физиологической жизни, что служит еще большему облегчению внушения и усиления его воздействия.

Как видно из приведенного режима, во-первых, рекомендуется ограничение сна до возможного минимума. В среднем ревностный юсмалианин спит не более 4-5 часов в сутки. Во-вторых, это касается изменения питания: единственная в сутки трапеза состоит только из растительной пищи. Помимо мяса, рыбы, яиц из рациона исключаются лук, чеснок, шоколад, все готовые продукты и полуфабрикаты, тонизирующие напитки. Как хорошо известно физиологам, базбелковое питание может стать причиной постепенного развития маразма. В-третьих, здесь имеет место полный, абсолютный запрет на половую жизнь, дополняемый запретом на любые, даже случайные прикосновения, причем не только к людям, включая членов общины, но и к домашним животным: "Старайтесь поститься во всем и всегда: мало спать, вести ночные молебны, бдения. Никаких "космических" браков!" - призывают "пастыри" своих "овец". Рекомендуются также обливания ледяной водой, босохождение. Следующие, как правило, за этим заболевания с резким повышением температуры трактуются как прохождение "огненного крещения", ведущего к омолаживанию и сожжению "внутренней скверны". Создание состояния сенсорного голодания организма, сопровождаемое нервным и физическим истощением, изменением гормонального фона, создает в итоге идеальный объект для возможных манипуляций.

Квинтэссенцией системы глубокого внушения можно назвать венчающие описываемую систему так называемые "литургии", главный смысл которых заключается в переживании членами общины состояния религиозного катарсиса. Выглядит это следующим образом:

В небольшом замкнутом пространстве (обычно - жилая комната в квартире) при выключенном свете, плотно закрытых дверях и зашторенных окнах тесными рядами становятся на колени "братья" и устремляют взгляды на возвышение, где устанавливается изображение "матушки". Перед фотографией Марии Дэви возжигается

- 30 -

свеча и изображение в колеблющемся пламени начинает словно бы двигаться, оживать. По комнате раздаются шепотки: "Мамочка с нами, она слышит нас! Мамочка смотрит! Она улыбается! Она здесь!". Начинается пение с одновременным отбиванием земных поклонов и осенением после каждого поклона себя крестным знамением. Поклоны и ритмическая декламация молитвенных текстов происходят во все ускоряющемся темпе на протяжении полутора-двух часов, и на пике разряжается в слезах, истерических выкриках, надрывных покаяниях участников действа.

В специальной религиоведческой литературе существует подробный анализ механизмов воздействия на психику подобного рода радений. Основной же смысл можно свести к:

а) получению эмоциональной разрядки участниками, сопровождающейся субъективным ощущением облегчения, успокоения, радости;

б) закреплению на уровне подсознания внушаемых установок, формированию условных рефлексов, что ведет за собой создание в психике механизма перцептуальной защиты, автоматически блокирующей контринформацию на входе, еще до момента начала ее возможного осмысления.

Рассмотрев в общих чертах комплексное воздействие на психику последователей движения "Юсмалос", следует заметить, что, как и в вопросах вероучения, здесь мы имеем дело с объединением в единую, достаточно эффективно действующую систему элементов культовой практики, использовавшихся в самых различных религиях мира. Наиболее близкие параллели можно провести между исследуемым движением и такими течениями, как Общество сознания Кришны (режим, диететика, вхождение в транс), некоторыми разновидностями пятидесятничества и хлыстовщины (радения и переживание катарсиса) и некоторыми другими.