Культурная идентичность немцев России в XVIII - н. XX вв.

Версия для печатиВерсия для печатиPDF-версияPDF-версия
Автор статьи: 

Источник: Данилова, В.Е. Культурная идентичность немцев России в XVIII – н. XX вв. / В.Е. Данилова // Общественные науки. - 2010. - №4. - С. 257-264.

*Примечание: В процессе редакции осканированного текста была исправлена порядковая нумерация сносок. В остальном сохранена редакция и техническое оформление статьи в журнале.

257

Систематизирован и проанализирован в культурологическом аспекте обширный материал, накопленный в разных областях научного знания и характеризующий культурную идентичность российских немцев в XVIII - н. XX веков. Анализируется роль религии, культурного пространства, межкультурного взаимодействия в культурной идентификации немцев. Показывается, что создание компактных поселений по религиозному принципу способствовало сохранению культурных особенностей у переехавших из Германии разных этнических групп. Раскрывается каким образом происходило формирование новых региональных идентичностей.
Ключевые слова: идентичность, культурная идентичность, региональная идентичность, религиозная идентичность, немцы, российские немцы, традиционная культура, немецкая культура, немецкий язык, религия, межкультурное взаимодействие.

Обзор литературы.
Культурная идентичность российских немцев попала в поле зрения ученых только в последние годы. На сегодняшний день она остается почти неисследованной. Приоритет в разработке данной темы принадлежит этнографам О.В. Курило, О.А. Лиценбергер, Т.Б. Смирновой, И.В. Черказьяновой и некоторым другим авторам. Но изучается она  фрагментарно и в указанный период специально  не исследовалась.
В последние годы в отечественной культурологии предметом специального изучения стали различные аспекты культурной идентичности. Она стала предметом обсуждения на двух Российских культурологических конгрессах (Спб., 2006, 2008), нашла отражение в научных публикациях отдельных авторов.
Но в процессе теоретической разработки культурной идентичности ученые сталкиваются с множеством проблем. Одной из проблем является формулирование понятия «культурная идентичность». Основную трудность составляет разграничение с другими, близкими дефинициями: «этническая идентичность», «национальная идентичность», «территориально-региональная идентичность», «этнокультурная дентичность». Значительное число культурологов сосредотачивают свое внимание на других аспектах культурной идентичности — ее сущности, формах, признаках, механизмах, методах исследованиях в современном мире и т.д. Но без четко сформулированного понятийного аппарата многие эти разработки теряют смысл. Существенно помочь в теоретической разработке культурной идентичности, на наш взгляд, могли бы прикладные иссле-

258

дования, специально исследующие данное явление в исторической ретроспективе.
В качестве базового нами используется определение «культурной идентичности», которое было сформулировано А.Я. Флиером и С.М. Шараповой - «осознание принадлежности к данной (этнической, национальной, региональной) общности на основании в первую очередь культурных характеристик последней; осознанное принятие культурных «образцов»1. В трактовке регионально-территориальной идентичности автор опирается на разработки Санкт-Петербургской школы социологии (О.А. Бороноев и др.).
Основное содержание.
Цель данного исследования состоит в том, чтобы показать культурную идентичность немцев России в развитии и вскрыть факторы на нее повлиявшие в XVIII-XIX веках.
Массовое появление немцев на просторах России началось со второй половины XVIII века. Выбор немцами России в качестве одного из направлений для переселения был обусловлен наличием у нее малозаселенных территорий, требующих освоения (Крым, Поволжье, Сибирь и др.) и выгодным приглашением в 1763 г., последовавшим от Екатерины II — урожденной немецкой принцессы. На колонистов не распространялось крепостное право, им оказывалась помощь при возведении жилищных построек, устанавливалось льготное налогообложение, немецко говорящая администрация, предоставлялась возможность сохранения своих религиозных взглядов. В XIX в. было повторное приглашение от российского императора Александра I, закрепившее в сознании немцев Россию как гостеприимную страну и возможную вторую родину2.
Немцы приезжали в Россию из разных регионов Германии. Они сохраняли диалект и особенности обрядов, характерные для региона проживания их предков. Они бережно сохраняли память о месте своего выхода и региональные особенности традиционной немецкой культуры.
В XVII в. немцы приезжали из Саксонии (в 1662 г. в Москве была основана саксонская лютеранская община)3. Во второй половине XVIII в. немцы (26 тыс. чел.) приезжали из Гессена и Пфальца, то есть таких регионов, как Франкония и Бавария. Большинство из приехавших тогда немцев (23 тыс. чел.) поселились в Поволжье. В 1804-1858 годы большинство из около 100 тыс. приехавших немцев были выходцами из Швабии. Они поселились в Причерноморье4.

1 Шарапова, С.М. Феномен идентичности в истории профессиональной художественной культуры коми (зырян) XX века : Дис. ... канд. культурологических наук. СПб., 2005. С. 219.

2 Курило, О. Лютеране в России (XVI-XX вв.). М.: Фонд «Лютеранское наследие», 2002. С. 54-55.

3 Там же.

4 Штрикер, Г. Между стульев: к трагической судьбе российских немцев // Лютеране в Сибири: Сборник научных статей. - Омск — Эрланген: Изд-во Омского гос. тех. ун-та, 2000. С. 114.

259

Основными местами расселения немцев в России стали территории с благоприятным для земледелия климатом: Причерноморье и Поволжье. Уже в 1764-1770 годы в России немцы создали 117 колоний. В основном эти колонии располагались в Поволжье (46 колоний было в Саратовской губернии, 56 — в Самарской губернии1.
Наибольшее число немцев в дореволюционный период проживало в Поволжье (22,5%) и Причерноморье (21,1%). Эти регионы имели особое значение не только для проживавших здесь немцев. Они были очагами первичной колонизации российской территории. Но на территории Поволжья начиная со второй половины XIX в. все чаще стал ощущаться аграрный голод, который подталкивал немцев к переселению в другие регионы. Уже в конце XIX в. немцы стали массово переселяться в Сибирь, регион с суровым климатом, но с низкой плотностью населения, либо эмигрировать за рубеж (в США, Канаду, Бразилию и другие страны)2.
Приехавшие в Россию немцы представляли собой очень пестрый состав в культурном отношении. Это культурное многообразие отражало состояние Германии на момент их выезда. Колонисты приехали из страны, которая не была единым государством ни в политическом отношении, ни в религиозном, ни в языковом.
В политическом отношении Германия составляла «костяк» Священной Римской империей германской нации (1512-1806), но де-факто она уже много столетий оставалась раздробленной страной. На ее территории за это время было создано несколько сотен государств, которые объединяло только общее великое прошлое и этническое происхождение. Облик традиционной национальной культуры в них определялся особенностями развития того региона (Саксония, Франкония, Швабия, Тюрингия, Бавария и др.), на территории которого они находились. Каждый из основных регионов Германии исторически был связан с определенными германскими племенами - франками, саксами, алеманнами, тюрингами, баварцами и др.
В XVIII веке на территории Германии существовало два конкурирующих между собой варианта национального языка — верхненемецкий («hochdeutsch») и нижненемецкий («niederdeutsch»). Каждый из них имел свой ареал распространения (верхненемецкий доминировал в средней и южной части Германии; нижненемецкий — в северной) и претендовал на статус общепринятого национального литературного языка Германии. Кроме того, каждый из них включал целый спектр диалектов и наречий.
Религия играла огромную роль в культуре немцев, нередко определяя все дальнейшее развитие их традиционной культуры и оставляя свой отпечаток на их культурной идентичности. В религиозном отношении од-

1 Курило, О. Лютеране в России (XVI-XX вв.). М.: Фонд «Лютеранское наследие», 2002. С. 53.

Кригер, В.А. Социально-экономическое развитие немецкой переселенческой деревни Казахстана (дореволюционный период): Дис. ... канд. ист. наук. Алма-Ата, 1991.

260

на часть Германии в качестве государственной религии исповедовала католицизм, другая часть — протестантизм (лютеранство). Но территории Германии, начиная с XVI в., постоянно появлялись новые протестантские направления и течения (гернгуттеры, меннониты и др.). Иногда они подвергались преследованиям со стороны немецких властей, что стимулировало их выезд за пределы своей родины1.
Таким образом, по объективным причинам в Россию массово приезжали немцы из разных регионов, говорящие на характерных для их места выхода диалектах и придерживающиеся различных вероисповеданий. Однако к моменту переселения в Россию они уже имели общий этноним («Deutsche»), т.е. осознавали свой общий этнический корень и общее название для территории своего культурогенеза (Germania). Но незавершенность процесса нациообразования вносила существенные коррективы в их культурную идентичность — доминировала такая ее форма как территориально-региональная идентичность, связанная до второй половины XIX в. только с Германией.
Эта историческая память оказалась очень крепкой: даже в конце XX в., т. е. спустя столетие, многие их потомки идентифицировали себя как швабов, баварцев, саксонцев и т.д.2
Важнейшим фактором, способствовавшим сохранению культурного многобразия немецких колонистов стало создание сетей компактных поселений по религиозному принципу - в Поволжье и других регионах России3.
Немцы стремились соблюдать этот принцип моноконфессиональности и в семейно-брачных отношениях, поэтому смешанные браки были редки4. Нередко общность религиозных связей в немецких поселениях с течением времени подкреплялась кровно-родственными связями, что приводило к формированию клановости5.
Компактность и близость немецких поселений, их моноконфессиональность позволяли немцам России долгое время сохранять традиционный уклад жизни, существующие между ними культурные различия, а также способствовали минимизации на них влияния других культур.
Обычаи и традиции немцев различались в зависимости от религиозной идентичности и местности проживания. Например, на Рождество к немцам-католикам приходил Св. Николаус (Nicholaus), а к немцам-

1 Курило, О. Лютеране в России (XVI-XX вв.). М.: Фонд «Лютеранское наследие», 2002. С. 54-55.

2 Смирнова, Т.Б. Этнический состав немцев Сибири // История. 2009. 5 мая. С. 86-87.

3 Штрикер, Г. Между стульев: к трагической судьбе российских немцев // Лютеране в Сибири: Сборник научных статей. Омск — Эрланген: Изд-во Омского гос. тех. ун-та, 2000. С. 115.

4 Курило, О. Лютеране в России (XVI-XX вв.). М.: Фонд «Лютеранское наследие», 2002. С. 96; Лиценбергер, О.А. Евангелическо-лютеранская церковь в Российской истории (XVI-XX вв.). М.: Фонд «Лютеранское наследие», 2003. С. 94-95.

5 Смирнова, Т.Б. Этнический состав немцев Сибири // История. 2009. 5 мая. С. 87.

261

протестантам — Кристкинд («Christkindchen», т.е. «младенец Христос») - девочка или девушка в белых одеждах с подарками и злым спутником1.
Религиозные различия воспроизводились из поколения в поколение благодаря семье, общине, религиозному характеру обучения, поддержке духовенства. Поскольку религия оказывала огромное влияние на традиционную культуру немцев, то она не только способствовала закреплению культурных различий (диалекта, обрядов и др.), но стала предпосылкой для формирования новых этнических групп (например, «этнических меннонитов»)2.
Семья, община, система образования и духовенство были очень тесно взаимосвязаны. Община и семья занималась школьным обучением, которое носило соответствующий религиозный характер. Библия —была книгой, которую каждый колонист читал и знал лучше всего. Детей с малых лет приобщали к чтению и вере предков через семейное чтение Библии и другой религиозной литературы. Своя школа была практически в каждом немецком селе, обучение в ней было всеобщим и длительным (5-8 лет), велось до 1891 года только на немецком языке3.
Община и семья как ее часть воспитывали уважение к соблюдению культурных традиций и норм поведения, контролировали правильность соблюдения обрядов. Дети также принимали активное участие в религиозных праздниках — особенно в праздновании самого популярного из них — Рождества4.
Священники также уделяли большое внимание сохранению языка и культуры5. Однако их всегда не хватало. Особенно это было характерно для наиболее представленного в стране вероисповедания — лютеранского из-за обширности российской территории и слабой инфраструктуры. Однако на этот случай в каждой общине имелся помощник священника (кистер) - из уважаемых членов общины. Он мог провести богослужение, крестить или похоронить6.
Минимизации инокультурного влияния способствовал и особый статус, который имели немцы-колонисты в России до последней четверти XIX века.
Все российские подданные делились на две категории: прирожденных (к ним относилась большая часть населения России) и натурализованных

1 Томан, И. Венок праздников: Традиции немецких крестьян в России. М.: Готика, 1997. С. 11-15.

2 Смирнова, Т.Б. Этнический состав немцев Сибири // История. 2009. 5 мая. С. 86-87.

3 Курило, О. Лютеране в России (XVI-XX вв.). М.: Фонд «Лютеранское наследие», 2002. С. 94-95.

4 Томан, И. Венок праздников: Традиции немецких крестьян в России. М.: Готика, 1997. С. 48.

5 Черказьянова, И.В. Школьное образование российских немцев: проблема взаимодействия государства, церкви и общества в XIX в.: автореф. ... докт. ист. наук. Спб., 2008. С. 9-10.

6 Лиценбергер, О.А. Евангелическо-лютеранская церковь в Российской истории (XVI-XX вв.). М.: Фонд «Лютеранское наследие», 2003. С. 94-95.

262

(иностранцев, переселившихся в Россию и присягнувших императору). Обе эти категории отличались по объему своих прав. Немецкие колонисты были по сути иностранцами, но именно иностранное происхождение помогало им сохранить свою свободу и не попасть под крепостное право.
С 1861 года явной преграды для уравнивания немцев-колонистов в правах с основным населением уже не было. В 1861 году крепостное право было отменено — фактически российские крестьяне получили все те же права, что до этого имели и немецкие («иностранные») крестьяне. В 1864 году был принят закон «О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства», уравнивавший в правах обе эти категории1.
В 1871 году на основании принятых «Правил об устройстве поселян-собственников (бывших колонистов), водворенных на казенных землях» немецкие крестьяне были приравнены к поселянам-собственникам, а все их привилегии формально были упразднены.
Рост национального самосознания немцев в Восточной Европе привел в 1871 году к завершению процесса объединения Германии  под эгидой Пруссии (одного из немецких государств) и усилению процессов культурной унификации. После завершения объединения Германии в основу общенационального литературного немецкого языка окончательно был положен саксонский диалект верхненемецкого языка (т.е. «hochdeutsch»). В 1903 году в Германии появилась единая орфография2.
Для немцев, переселившихся в Россию значительно раньше, «малая родина» (Швабия, Саксония и т.д.) была утрачена — вместо нее появилось единое государство с единой национальной культурой. Именно с второй четверти XIX века, на наш взгляд, можно вести речь о начале поиска немцами России своей идентичности. Они оказались в ситуации выбора путей своего культурного развития и должны были отдать предпочтение культурному влиянию только одного из двух государств. Осложнение отношений между ними стимулировало развитие культурной идентичности немцев России.
Германская империя с 1880-х годы активно включилась в колониальную гонку, стремясь расширить свое «жизненное пространство» в конкурентной борьбе с другими империями. Территории, заселенные подданными Германской империи, в германском обществе рассматривались как область ее интересов, потенциальные или реальные колонии. Все вновь прибывавшие в Россию немецкие колонисты были уже подданными новой германской империи - «Второго рейха», заинтересованны-

1 Кутафин, О.Е. Российское гражданство. Монография. М.: Юристъ, 2004; Новоселова, А.А. Немцы в русской деревне: «свои» или «чужие»? // Немцы Сибири: история и культура: Сборник резюме докладов Четвертой международной научно-практической конференции. Омск, 2002. С. 125.

2 Литературная энциклопедия. М.: 1929—1939. Т. 1—11. Т. 8 / Гл. ред. Луначарский А. В. М.: ОГИЗ РСФСР, Сов. Энцикл., 1934.

263

ми в сохранении германского подданства. Поэтому в российском обществе стали распространяться антинемецкие настроения. Для обеспечения внутренней политической стабильности российской власти необходимо было как можно быстрее интегрировать немцев. В правление Александра II было ограничено право на покупку недвижимости немцев, переселившихся в Россию после 1888 года. Эта мера должна была ограничить приток новых немецких колонистов и стимулировать реэмиграцию недавно приехавших.
Таким образом, ко второй четверти XIX в. немцы стали утрачивать права на «особость» и обособленность от остального населения России. В 1874 году была введена всеобщая воинская обязанность, которая была распространена и на немецких мужчин (исключение сделали только для меннонитов из-за их религиозных убеждений), то есть в случае войны с Германией им теперь пришлось бы воевать  против других немцев на стороне России.
С конца XIX — начале XX в., немцы России стали входить в более тесные контакты с местным населением, создавать смешанные семьи, некоторые элементы других культур стали проникали в их традиционную культуру. Эта тенденция не изменила традиционный уклад жизни основной части немцев России. К тому же, в указанный период немцы еще плохо знали языки других народов страны или не знали их совсем1.
Однако особенности региона сказались на расширении маркеров идентичности немцев, привели их к идентификации себя с новой территорией своего проживания. В XIX веке среди них выделились такие территориально-региональные идентичности, как «поволжские немцы» - в Саратовской и Самарская губернии, «причерноморские немцы» - в Таврической, Екатеринославской, Херсонской, Бессарабской, «волынские немцы» - в Волынской. Также выделяли себя по региону проживания «кавказские немцы» - на территории Закавказья и «сибирские немцы» - на территории Сибири2.
По Первой всероссийской переписи населения 1897 году численность немцев в Российской империи составляла 1,8 млн. чел. (из 129,9 млн. чел.). При этом численность разных групп немцев существенно различалась: городские немцы (г. Москва, г. Санкт-Петербург) —100 тыс. чел., поволжские немцы — 400 тыс. чел., черноморские немцы —380 тыс. чел., волжские немцы —200 тыс. чел., кавказские немцы —50 тыс. чел., немцы Сибири и Казахстана —100 тыс. чел., остзейские немцы —165 тыс. чел.3
В этом осознании значимости своей новой «малой родины» (Поволжья, Сибири и т.д.) и своей деревни для многих немцев и проявилась значимость России как новой родины.
Центром формирования новой этнической единицы стало Поволжье — регион с наибольшей численностью немцев, с плотной полосой их ком-

1 Галлер, П. К. Воспоминания. Быт немцев-колонистов в 60-х годах XIX ст. Саратов, 1927.

2 Ихисонов, Ю.А. Концепции этнической идентичности российских немцев //Вестник Бурятского государственного университета. 2007. №9. С. 51-54.

3 Штрикер, Г. Между стульев: к трагической судьбе российских немцев // Лютеране в Сибири: Сборник научных статей. Омск — Эрланген: Изд-во Омского гос. тех. ун-та, 2000. С. 114- 145.

264

пактных поселений. Неслучайно, что в последующие годы именно здесь была создана единственная немецкая республика на территории России.
В результате активизациии культурной идентификации в этот период появилась и еще одна новая форма культурной идентичности - «российские немцы».
Результаты и выводы.
Немцы массово переселявшиеся в Россию со второй половины XVIII века успешно сохраняли свою традиционную культуру и культурную идентичность благодаря созданию компактных поселений по религиозному принципу. Наличие множества территорий для колонизации позволяло им создавать сети таких поселений и максимально оградить себя от контактов с многонациональным окружением, утраты своей культурной идентичности.
Но культурная идентичность немецких колонистов постепенно менялась: наряду с прежними территориально-региональными идентичностями появились новые, связанные уже не с Германией, а с Россией. Однако необходимо было еще много времени для их наполнения историко-культурным содержанием, связанным с регионами и страной их проживания.
Изменения, произошедшие в культурной идентичности в рассматриваемый период свидетельствуют об интеграционных процессах в немецкой среде. Но основная масса их не знала государственного языка (русского) и была мало втянута в межкультурное взаимодействие с другими народами страны, своими соседями, то есть процесс органичного встраивания немцев в российское общество не был завершен.
Октябрьский переворот и начало построения нового, советского государства внесли существенные коррективы в развитие культурной идентичности российских немцев. Часть из них в условиях гражданской страны не захотела соотносить себя с советской Россией и выехала в Германию и другие страны.
Список использованных источников:
1.Галлер, П.К. Воспоминания. Быт немцев-колонистов в 60-х годах XIX ст. Саратов, 1927.
2.Ихисонов, Ю.А. Концепции этнической идентичности российских немцев //Вестник Бурятского государственного университета. 2007. №9.
3.Кригер, В.А. Социально-экономическое развитие немецкой переселенческой деревни Казахстана (дореволюционный период): Дис. ... канд. ист. наук. Алма-Ата, 1991.
4.Кутафин, О.Е. Российское гражданство. Монография. М.: Юристъ, 2004.
5.Новоселова, А.А. Немцы в русской деревне: «свои» или «чужие»? / А.А. Новоселова // Немцы Сибири: история и культура: Сборник резюме докладов Четвертой международной научно-практической конференции. Омск, 2002.
6.Черказьянова, И.В. Школьное образование российских немцев: проблема взаимодействия государства, церкви и общества в XIX в.: автореф. ... докт. ист. наук. Спб.: 2008.