Новые религиозные движения в современной России

Автор статьи: 
Новые религиозные движения (НРД) современной России  в некоторых случаях могут быть названы «новыми» с целым рядом оговорок. Одним из первых феноменов такого рода в нашей стране можно назвать Общество Сознания Кришны (ОСК) — кришнаитов, или, в соответствии с самоназванием членов движения, — вайшнавов. Появившиеся в нашей стране в начале 70-х гг. XX в., преследуемые в годы советской власти, они получили право на регистрацию и были легитимизированы в конце 80-х. На ранних этапах своей деятельности они воспринимались как нечто подчеркнуто эпатажное, экзотическое, инородное. Когда первые малочисленные группы «преданных» появились на улицах российских городов в индийских нарядах — дхоти и сари, с бритыми головами, распевая «Харе Кришна!», казалось, что явление это не приживется в России с ее тысячелетними православными традициями и извечным делением философствующей публики на славянофилов и западников. Прошло более пятнадцати лет с момента легализации кришнаизма в России и, в соответствии с действующим законодательством, обретения им статуса юридического лица в качестве религиозной организации. Сегодня даже в больших городах уже редко можно увидеть экзотические шествия кришнаитов, не заметна на первый взгляд их социальная деятельность, нет ни особой саморекламы, ни ярких публичных мероприятий. Это может создать ошибочное впечатление, что деятельность ОСК в России пошла на спад или исчезла вовсе. Однако непосредственное исследование организации (в данном случае не только на основании общероссийской статистики, но и на данных полевых исследований в Красноярском отделении ОСК) показало, что указанное движение не только не исчезло, но и продолжает активнейшим образом наращивать количество своих последователей  в  России,  последовательно расширяя зону влияния во всех уголках нашей необъятной Родины.
В отечественной религиоведческой науке на сегодняшний день практически отсутствуют оперативные социологические исследования, связанные с выяснением вопросов о темпах распространения тех или иных НРД, причинах их поступательного движения, методах привлечения новых членов движений, системе работы с верующими внутри такого рода организаций. Кришнаизм в России за последние 15 лет претерпел значительнейшие изменения, создав сильную, устойчивую систему самоорганизации, достаточно эффективно действующую среди населения. Цель данной статьи — рассмотреть и проанализировать этапы развития организационной системы ОСК (ИСККОН) в нашей стране, выявить внутренние механизмы деятельности, проанализировать методы работы с членами организации на современном этапе.
 
Общество Сознания Кришны СССР в современной России
Историю появления и распространения ИСККОН в России можно рассматривать, выделив условно 3 основных этапа. Она начинается с визита Шрилы Прабхупады в Москву в июне 1971 г. 
1-й этап — ОСК в подполье. 
Во время своего пребывания в Москве Шрила Прабхупада встретился с профессором Института Востоковедения АН СССР Г.Г. Котовским и провел с ним 3-часовую беседу, также он познакомился с несколькими молодыми людьми, интересующимися культурой Индии, один из которых, Пиняев Анатолий Федорович, стал его учеником (впоследствии Ананта Шанти дас). Именно он начал проповедовать, путешествуя по различным районам СССР.
Результатом было возникновение к 1977 г. групп вайшнавов в Москве, Ленинграде, Риге, Талине, Ташкенте, Свердловске и некоторых других городах. В СССР приезжают ученики Шрилы Прабхупады: Харикеша Свами, Гопал Кришна Госвами, Прабхавишну Свами. С 1981 г. начался перевод книг Шрилы Прабхупады на русский язык, и в 1984 г. за границей были изданы на русском языке «Бхагавад-гита как она есть» и «Источник вечного наслаждения». Несмотря на репрессии, развернутые КГБ против движения Общества Сознания Кришны в 1980 г., в ходе которых в тюрьмах и психбольницах пострадали более 50 вайшнавов, с 1985 г. в СССР в подпольных типографиях начали печать на русском языке книги Шрилы Прабхупады.
Изменение социально-политической обстановки (время «перестройки») и международные акции протеста последователей ОСК привели к тому, что большинство вайшнавов были освобождены из тюрем и впоследствии реабилитированы как пострадавшие от политических репрессий.
 
2-й этап  выход из подполья и бурное распространение Общества Сознания Кришны.
В 1989 г. в г. Москве образовался первый в стране храм по адресу: проспект Мира, д.5, кв. 8, на Сухаревской (Колхозной) площади. В 1990 г. у станции метро «Беговая» появился второй храм, где расположилось также созданное в России издательство ББТ (Бхактиведанта Бук Трест).
Вслед за Москвой общины вайшнавов были зарегистрированы в Ленинграде, Киеве, Риге, Свердловске, Сухими, Ереване, Ташкенте, Иркутске, Владивостоке и других городах.
В 1990-1991 гг. начался период интенсивного роста количества общин, храмов, вайшнавов по всему СССР, массового распространения книг Шрилы Прабхупады.
В апреле 1992 г. был зарегистрирован Центр Обществ Сознания Кришны в России (ЦОСКР), ставший централизованной организацией,  объединившей  все  общины вайшнавов на территории России.
В 1996 г. к 100-летию со дня рождения Шрилы Прабхупады в России были зарегистрированы более 100 религиозных общин, распространено около 10 млн. книг Шрилы Прабхупады. Во многих городах начали регулярно проводиться духовные фестивали Ратха-ятра (программы, где вайшнавы поют гимны на улицах города). В рамках благотворительной программы «Харе Кришна — Пища Жизни», проводившей бесплатную раздачу вегетарианской пищи старикам, детям, инвалидам, более чем в 50-ти городах России, было роздано более 3 000 000 порций горячей пищи (в том числе в «горячих точках»: Сухуми, Чечне, Ингушетии).
Началось формирование системы образования. В Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах были созданы духовные школы — гурукулы.
С 1997 г. в Москве начали регулярно проводиться курсы по углубленному изучению вайшнавской философии — «бхакти-шастры».
В период с 1994 по 1998 гг. в Москве функционировала радиостанция «Кришналока», которая вещала на средних волнах 24 часа в сутки. Зона вещания радиостанции охватывала Москву, Подмосковье и Санкт-Петербург. С 1998 г. на телевидении была создана регулярная передача о духовных аспектах питания под названием «Вкусно, очень вкусно».
Результат экономического кризиса в России послужил переходным между 2-м и 3-м этапом в развитии ИСККОН в России: с 1998 г. прекратилось финансирование вещания радиостанции «Кришналока».
Важным событием явился уход из ИСККОН в 1998 г. одного из основных руководителей ИСККОН Харикеши Свами, что привело к уходу части его учеников в Гаудия Матх (в основном в Матх Нараяны Махараджа),   отсоединению от ОСК храма в Санкт-Петербурге, фактически к распаду ББТ, к спаду в распространении книг, переходу многих брахмачари (учеников, живущих в храмах) в грихастха-ашрам (семейным людям — по примеру Харикеши Свами).
 
3-й этап  формирование инфраструктуры ИСККОН в виде общин, развитие образования и культуры. Постепенное преодоление кризиса.
Начиная с 1999 г. произошел ряд событий: завершение оформления системы духовного управления на национальном уровне — Национальный совет, а также формирование развитых вайшнавских общин грихастх, которые способны поддерживать храмы, проповеднические центры, культурные и образовательные учреждения, рост числа нама-хатт «бхакти-врикша», постепенное возрождение санкиртаны (распространение книг) и ББТ.
В конце 1998 г. был создан Вайшнавский Университет — Всероссийская структура вайшнавского образования, в котором развиваются различные формы обучения: очная, заочная и вечерняя.
Начиная с этого времени в ОСК в России воплощаются в жизнь программы, предложенные ДжиБиСи (Международный Совет ИСККОН), касающиеся практически всех аспектов деятельности ИСККОН (программа «Бхакти-врикша», организация проповеди, сбор пожертвований и т.д.). Именно о них будет идти речь далее.
Характерной чертой данного этапа развития ИСККОН в России является успех проповеднических программ, использующих косвенные методы проповеди. Яркими представителями таких программ являются: Аударья Дхама дас, его основой является проповедь на Аюрведе (ведическая медицина), и Лакшми Нараяна дас, проводящий цикл лекций на тему «Культура, неподвластная времени».
Можно выделить особенный путь развития ИСККОН на территории России. В частности, первый этап проходил в бывшем СССР за «железным занавесом»:  то есть была строгая цензура всего входящего в страну и выходящего из нее. Все это являлось причиной подпольного развития общества, проповедей, встреч, появилось глубокое чувство единства между вайшнавами, понимание Ценности личностного неформализованного общения, взаимозависимость и консолидация.
По той же самой причине российское Общество Сознания Кришны избежало ряда проблем, с которыми столкнулось мировое ИСККОН. Например, появление различных отклонений и дробление организации на ряд конкурирующих между собой организаций  стало массовым явлением, а скорее проявлялось единичными случаями. В дальнейшем эти и другие причины повлияли на специфическое развитие Общества Сознания Кришны в России, которое осталось самобытным и отличным по сравнению с другими странами мира.
 
Структура Российского Общества Сознания Кришны 
Структура Российского Общества Сознания Кришны традиционна для Общества Сознания Кришны. На первый взгляд трудно увидеть, что за людьми в оранжевых одеждах и бритыми головами стоит четкая организация, включающая в себя десятки тысяч людей. 
В России на 1 января 2003 г. было зарегистрировано 97 религиозных общин ОСК. Крупные общины действуют в городах: Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Екатеринбург, Томск, Барнаул, Красноярск, Иркутск, Новосибирск, Владивосток, Краснодар, Самара, Нижний Новгород и др. Помимо этого, существуют около 250 небольших приходов, имеющих статус религиозных групп ОСК. Реально же, поскольку действующее законодательство позволяет деятельность религиозных групп и без регистрации, религиозные общины и группы ОСК существуют в 180 городах России. 
Прежде чем начать рассмотрение структуры Российского Общества Сознания Кришны, необходимо познакомиться со структурой, частью которой она является. Это Международный Совет ДжиБиСи (Governing Bogy Commission, или GBC). В решении практических вопросов деятельности ОСК высшим административным авторитетом является Международный Совет ДжиБиСи. Он олицетворяет в себе высшую законодательную, исполнительную и арбитражную власть в данном движении. В рамках этого Совета формируются разнообразные «глобальные» министерства, комитеты и другие подразделения, разрабатывающие видение, стратегии, программы, рекомендации по конкретным направлениям, таким как, например, проповедь или кампания празднования юбилея Шрилы Прабхупады. Другие подразделения контролируют исполнение решений Совета (например, провозглашается резолюция ДжиБиСи за номером 95.129, и через определенные подразделения ее распространяют по всем регионам ОСК и контролируют ее выполнение) или являются  механизмами разрешения возможных разногласий (в случае несогласия с решением или постановлением ДжиБиСи в регион направляется представитель из Международного Совета ДжиБиСи для решения вопросов). ДжиБиСи был основан в 1970 г. Бхактиведанта Свами Прабхупада еще при жизни передал ему полномочия по управлению ОСК, а сам принимал участие в работе Совета в качестве одного из членов, имея, как и его ученики, право одного голоса.
Тем не менее после смерти Бхактиведанты Свами в 1977 г. далеко не все его ученики проявили достаточную зрелость, в результате чего вплоть до 1985-1986 гг. организация испытывала значительные трудности.
Со второй половины 80-х годов организация развивается стабильно. Окончательно сформировался коллегиальный, плюралистический стиль управления, возросло значение местных органов. Международное Общество Сознания Кришны (MOCK) из централизованной организации с филиалами в разных странах превратилось во всемирную конфедерацию равноправных автономных организаций, объединяющихся по принципу вероучительного единства и административной самостоятельности. Представители MOCK из разных стран раз в год собираются на Международный Совет в Маяпуре (Индия).
В настоящее время этот орган насчитывает более пятидесяти членов, каждый из которых отвечает за одно из направлений деятельности, например за образование, общественные связи и т.д., а также координирует деятельность MOCK в одном из регионов мира. Члены совета — наиболее опытные вайшнавы, обладающие духовным авторитетом, многие из них являются гуру и имеют учеников. Недавно в поддержку основному составу Международного Совета был создан вспомогательный орган — Палата депутатов, в который вошли руководители местных вайшнавских организаций. Международный Совет ДжиБиСи собирается на заседание всего один раз в год (незадолго до праздника Гаура Пурнима в Маяпуре). В промежутках между заседаниями ОСК руководит Исполнительный комитет во главе с Председателем.
Поскольку в разных частях света ситуации очень сильно различаются, Международный Совет ДжиБиСи принимает лишь наиболее общие директивы, делегируя часть своих функций коллективным органам местного регионального управления. Во всех странах схема управления одна и та же, мы остановимся на примере России. Итак, Россия поделена на десять регионов.
1. Москва и Московская область.
2. Северо-западный регион (Санкт-Петербург, область вокруг Санкт-Петербурга и Север Европейской части России).
3. «Золотое кольцо» (Вологодская, Ярославская, Владимирская, Костромская, Ивановская и Нижегородская области).
4. Центральный регион (другие соседние с Москвой области)
5. Уральский регион (Пермь, Екатеринбург).
6. Поволжский регион.
7. Южная Россия (к югу от Волгоградской области, включая Северный Кавказ).
8. Восточная Сибирь (Иркутск).
9. Западная Сибирь (Томск).
10. Дальний Восток (Владивосток).
В указанных региональных центрах, как правило, существуют храмы, монастыри (ашрамы), благотворительные и миссионерские центры, учебные заведения.
Каждый из регионов курирует один или несколько уполномоченных членов Международного Совета ДжиБиСи, которых тоже называют «ДжиБиСи». Им помогают местные старшие вайшнавы, занимающие пост Региональных Секретарей. В Москве и Санкт-Петербурге эту роль выполняют Президенты храмов. Таким образом, «ДжиБиСи», Региональные Секретари и некоторые другие вайшнавы, занимающие руководящие должности всероссийского уровня, и формируют Российский Национальный Совет.
Российский Национальный Совет представляет Международный Совет ДжиБиСи на территории России. Его функции (законодательные, исполнительные и арбитражные) такие же, за исключением того, что их деятельность ограничивается:
-территорией России и ее специфической ситуацией в плане законодательства, культуры, традиции и т.д.;
-общими рамками законов ИСККОН и других решений Международного Совета ДжиБиСи.
В реальности интенсивность работы Российского Национального Совета меняется в зависимости от конкретной необходимости. Как правило, он собирается раз в квартал или раз в полгода на несколько дней, в течение остального времени обсуждает и принимает решения посредством электронной почты и телеконференций.
На региональном уровне действует Региональный совет, в который входят Региональный Секретарь вместе с лидерами наиболее крупных центров. Его функции аналогичны функциям Национального Совета, но ограничены дополнительно решениями Национального совета и территорией региона.
Остальные подразделения ИСККОН действуют под руководством более крупных храмов и т.д. Более того, в рамках каждого центра есть разнообразные отделы, специализирующиеся по направлениям деятельности, например, отдел распространения книг, отдел благотворительной помощи и т.д. Их возглавляют соответствующие руководители этих отделов.
Что же касается городского уровня, то там действует Совет общины во главе с президентом храма или представителем Регионального Совета. Организация управления в общине не имеет строгой структуры, общепринятой во всех городах России.
Таким образом, организация управления ИСККОН в России имеет 5 уровней (рис. 1).
 
Международный Совет ДжиБиСи
(местные ДжиБиСи, Региональные
Секретари, другие лидеры
международного уровня) 
 
Российский Национальный Совет
(местные ДжиБиСи, 
Региональные Секретари)
 
Региональные советы
(Местные Советы, Региональный Секретарь,
Президенты крупных храмов и центров)

 

Храмы и проповеднические центры
(местный уровень; президенты, лидеры проповеднических центров)

 

Подразделения внутри храма (лидеры общины)

 
Рис. 1. Уровни управления MOCK
 
Положения принимаются на самом первом уровне, потом шаг за шагом распространяются по всем последующим уровням. Тем самым есть определенное направление деятельности Российского Общества Сознания Кришны, о котором известно на каждом уровне.
Важно отметить тот факт, что в Обществе Сознания Кришны существуют две линии руководства. Первая — это административная иерархия, целью которой является управление структурой сообщества вайшнавов. Вторая — духовная организация, которая занимается внутренними аспектами Общества Сознания Кришны. Выше была рассмотрена первая из вертикалей, далее перейдем к рассмотрению второй — непосредственно курирующей религиозную составляющую деятельности организации.
 
Духовная структура Российского Общества Сознания Кришны
Примерно в середине 90-х годов заканчивается формирование и начинается распространение программы, которая представляет собой направление духовной деятельности ИСККОН. Эта программа называется «Бхакти-врикша» (в переводе с санскрита — «Древо преданного служения»), ее целями являются миссионерство, культивирование (организация) и возможный рост числа людей в организации Общество Сознания Кришны. Основа для реализации этой программы лежит в создании системы обучения для будущих миссионеров, то есть в необходимости изучения всех аспектов вероучения и культовой практики организации. 
Описание программы «Бхакти-врикша».
Отправной точкой для начала деятельности этой программы является группа «Бхакти-врикша» — небольшая группа прихожан, которая каждую неделю собирается вместе для совместной практики сознания Кришны. На встречах группы вайшнавы обучаются практике преданного служения (культ бхакти), а также учатся сотрудничать друг с другом для выполнения совместной духовной деятельности. При этом каждый член группы занят проповедью, и таким образом численность группы растет. Как только состав группы достигнет 15 человек, группа делится, но при этом сохраняется ее небольшой состав, что создает теплую атмосферу, что несвойственно для больших собраний. В каждой группе имеется свой лидер и его помощник, которые и возглавляют группу. Когда первоначальная группа делится на две новых, то помощник сам становится лидером одной из групп. Оба лидера назначают себе новых помощников. Это деление представляет собой геометрическую прогрессию увеличения численности прихожан. Есть резолюция ДжиБиСи по этому поводу за номером 96.414: «Храмы ИСККОН должны стараться ежегодно удваивать количество своих прихожан, обучая их и передавая им полномочия посредством небольших групп нама-хатт «Бхакти-врикша».
Если это выполнимо, то, имея к 1997 году 42 000 прихожан, можно ожидать, что через 6 лет их будет 2 688 000, а через 12 лет - 172 032 000 человек. Таков план ДжиБиСи по отношению к возможному росту количества прихожан посредством программы «Бхакти-врикша».
Группа собирается еженедельно в какой-то определенный день недели. Член группы — это тот, кто живет идеей «Бхакти-врикши» семь дней в неделю. Вайшнавы группы общаются друг с другом помимо еженедельных встреч, кроме того, они вместе выполняют какую-нибудь практическую деятельность (такую как распространение книг, участие в благотворительной организации «Пища Жизни» и т.д.).
Структура программы «Бхакти-врикша».
«Бхакти-врикша» — это пирамидная структура, состоящая из малых групп. Она повторяет организационную схему, заложенную основу нама-хатты Шрилы Бхактивиноды Тхакура, который жил еще в XIX веке.
Каждые несколько групп курируются лидером сектора. Каждые несколько кураторов контролируются лидером округа, далее могут быть добавлены еще несколько уровней по мере роста общины прихожан (например, в Красноярске пирамида заканчивается на лидере округа). Выше стоит ведущий проповедник, а над ним находится руководитель местной программы «Бхакти-врикша» (рис.2). Ключевая идея этой структуры состоит в том, чтобы обеспечить руководство и отчетность на всех уровнях программы «Бхакти-врикша».
 

Руководитель программы

руководит местной

программой «Бхакти-врикша»

 

Ведущий проповедник

 

Лидер округа (3-4 округа)

 
Лидер сектора 
(3-4 сектора)
Лидер «Бхакти-врикша» Лидер «Бхакти-врикша» Лидер «Бхакти-врикша» Лидер «Бхакти-врикша»
Группа
«Бхакти»
Группа «Бхакти-ипикитя» Группа «Бхакти-ипикитя» Группа «Бхакти»
 
 
Рис. 2. Структура «Бхакти-врикша»
 
Рассмотрим элементы данной структуры.
Лидер «Бхакти-врикша». Этот человек проводит еженедельную программу «Бхакти-врикша». Он является духовным лидером группы, ее наставником. В его обязанность входит проведение обсуждения религиозных книг, таких как «Бхагавад-Гита» или «Шримад-Бхагаватам», таким образом, он должен хорошо знать священные писания и быть обученным проповедником. Обычно лидер имеет базу данных на каждого члена группы, в которой указываются адрес, телефон, место работы и другие сведения, также лидер обязан вести еженедельную отчетность. В ней содержится информация о посещаемости, об активности членов и о времени проведения программы.
Лидер сектора. Он следит за 3-4 группами «Бхакти-врикша» и координирует их деятельность, поддерживая контакт с лидерами групп и посещая не менее одной группы в неделю (таким образом, за месяц ему удается посетить все группы сектора). Лидер сектора может следить за жизнью групп при помощи еженедельной отчетности. Эффективность отчетов заключается в том, что лидер сектора может ознакомиться с положением дел в группе, не посещая ее. Отчет содержит в себе информацию о времени и месте проведения, посещаемости, о новых членах группы и о программе проведения встречи.
Последующие уровни мало чем отличаются от предыдущих. Разница заключается в том, что с каждым уровнем увеличивается количество людей, за которых ответственен тот или иной лидер. Таким  образом, лидер округа, ведущий  проповедник и руководитель программы выполняют те же функции. Каждую неделю проводятся собрания лидеров нама-хатт (бхакти-врикша), где обсуждаются проблемы и вопросы. Там же могут обсуждаться вопросы по поводу деления групп «бхакти-врикша» или, наоборот, закрытие какой-нибудь группы. Причины прекращения существования той или иной группы могут быть разными, например, такие как отступление от общепринятых правил проведения встреч (без согласования с руководителем программы и т.д.).
Такая структура строгой иерархии позволяет программе «Бхакти-врикша» работать практически при любых внешних обстоятельствах. Существуют классические примеры успешной реализации программы «Бхакти-врикша» в других странах.
Например, в Загребе (Хорватия) сначала было всего 5 групп, в основном состоящих из студентов, с двумя лидерам. Впоследствии этих групп стало 16 (к 1999 году). Интересно, что руководство храма никак не способствовало развитию этой программы, осуществляли ее всего два человека.
Мусульманская страна на Среднем Востоке (в целях безопасности мы не будем уточнять, какая именно)... В середине 1995 г. в стране насчитывалось 50-70 последователей Общества Сознания Кришны. Они начали программу «Бхакти-врикша» и разделили всю общину на 8 групп, каждую из которых вел инициированный (получивший посвящение у духовного учителя) вайшнав. К сентябрю 1997 г. программа насчитывала уже 80 групп, 5 детских групп и около 800 преданных вайшнавов. На территории России есть множество городов, которые следуют этой программе: Москва, Санкт-Петербург, Барнаул, Пермь, Новосибирск, Иркутск, Красноярск, Улан-Удэ и т.д.
Таким образом, краеугольным  камнем  программы «Бхакти-врикша» является личность. Это должен быть человек, вникший в суть программы и готовый полностью себя посвятить этому делу. Руководители  этой  программы постоянно ищут людей, которые могли  бы  вдохновиться идеей «Бхакти-врикши» и помочь в ее осуществлении.
Еженедельная встреча группы «Бхакти-врикша» имеет свою определенную программу и регламент. Каждую неделю в какой-то рабочих дней или в субботу (кроме воскресенья — это день, когда посещают храм) члены группы собираются у кого-то на квартире чтобы провести вместе несколько часов. Место может меняться или оставаться одним и тем же. После 6-7 обычных встреч группа «Бхакти-врикша» должна организовать какую-нибудь особенную встречу. Ее можно провести где-нибудь на природе или в парке.
Еженедельная встреча группы «Бхакти-врикша» состоит из шести частей:
1. Общение и «ломка льда» (Кришна-бхакта-санга). Первая часть программы начинается с неформального общения на различные темы.
«Ломка льда» —  это упражнения, которые помогают людям перенести центр внимания с себя на других, с тем чтобы им стало легче общаться друг с другом. Упражнения бывают разнообразные, их часто применяют в психологических тренингах. Цель упражнений —  преодолеть чувство скованности и застенчивости.
2. Киртан и бхаджаны — воспевание святых имен Господа Кришны (Харинама-санкиртана).
3. Джапа — совместное повторение одного круга Харе Кришна маха-мантры (обязательный элемент практики гаудиа-вайшнавов — повторение на четках святых имен Господа Кришны: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе).
4. Обсуждение (Кришна-катха). Это время для анализа священных писаний и духовного образования. Во время обсуждения принято обсуждать священные писания, такие как Бхагавад-Гита, Шримад-Бхагаватам, Шри Ишопанишад и. т.д.
Обсуждение не должно походить на лекцию. Все члены обсуждают священные писания наравне, при этом лидер выступает как ведущий.
5. Обсуждение проповеди (кришна-прачар). В этой части встречи члены группы отчитываются о проповеднической деятельности за прошлую неделю. Кроме этого, на обсуждении проповеди ваишнавы могут составить планы проповеди на следующую неделю или на большие промежутки времени.
6. Прасад  вкушение одухотворенной пищи. Для того чтобы накормить 10-15 человек каждую неделю, необходимы средства. Они берутся из фонда пожертвований, которые делаются по мере возможности членами «Бхакти-врикша».
 
Проповедь. Общая стратегия проповеди 
в системе «Бхакти-врикша»
Проповедь занимает наиглавнейшее место в жизни Общества Сознания Кришны. Распространение знания о Боге, как и все остальное в системе «Бхакти-врикша», имеет четкую стратегию. Главная задача общей стратегии проповеди — вдохновить человека присоединиться к группе «Бхакти-врикша». Проповедь включает в себя три стадии.
Первая стадия. 
Контакт
Первый контакт производит впечатление на человека, после которого он сам решает, хочет он связываться с этим или нет. Обычно первый контакт происходит при распространении книг на улицах города. При распространении книг вайшнавы представляют книги Шрилы Прабхупады и за короткий промежуток времени стараются рассказать о философии, заключенной в них. Заинтересованные люди могут приобрести книги и посетить программу, проведенную Харе Кришна.
Но программа «Бхакти-врикша» предлагает расширить возможности проповеди при помощи организации ее системы: проповедь становится этапной, последовательной, человека культивируют от самого начала до конца, когда он присоединяется к движению Общества Сознания Кришны. Таким образом, при первом контакте, кроме презентации книг, вайшнавы собирают информацию о людях, которые заинтересовались их проповедью. Информация собирается на карточках, которая содержит следующие графы:
- Ф.И.О. интересующегося человека, его адрес, профессия, номер телефона, пол, возраст, семейное положение;
- комментарии (должны быть максимально подробными и содержать полученную информацию о человеке —  она поможет в дальнейшем культивировать этого человека);
- имя преданного, установившего первый контакт с человеком и предоставившего информацию;
- дата контакта, место его установления и обстоятельства, при которых это было сделано.
Использование подобных карточек можно встретить во многих городах не только России, но и мира. Вопрос заключается в другом: насколько рентабельно использование этих карточек. Случалось, что эта практика не давала ожидаемого результата, система сама по себе не работала. Такая ситуация  сложилась в Красноярске.
Получить данные о заинтересовавшихся людях мало, необходимо еще воспользоваться этой информацией, но перед этим ее вводят в базу данных. А уже после этого происходит передача контактов проповедникам, которые начинают культивировать людей, заинтересовавшихся Обществом Сознания Кришны. Именно этим этапом проповеди занимаются непосредственно члены групп «Бхакти-врикши». Основными критериями для распределения контактов является место жительства человека, его интересы, род занятий и возраст. К примеру, для проповеди студенту направляют вайшнава-студента, а не человека среднего возраста, немаловажным моментом является и половое разделение. Так, в большинстве случаев заинтересованный  человек и  проповедник должны быть одного пола, особенно если речь идет о молодых людях.
Вторая стадия.
Культивирование и налаживание отношений
Существуют четыре стадии (способа) культивирования человека. Они представляют собой постепенное налаживание отношений с заинтересовавшимся человеком:
-при помощи почты (в том числе электронной);
-по телефону;
-посещение на дому;
-привлечение к участию в различных программах и праздников Общества Сознания Кришны.
Первый  этап  помогает  выяснить, кто  действительно  хочет общаться с представителями Харе Кришна. Если человеку интересно, то он обязательно напишет ответ на письмо. Далее наступает второй этап и т.д. Получается, если человек дошел до самого конца и посетил, например, какую-нибудь программу Общества Сознания Кришны, то он точно заинтересован в этом. Это удобно тем, что человек сам может проявлять инициативу, и никто не сможет ему ничего навязать. Таким образом, он сам решает, надо ему это или нет. Часто случаются ситуации, когда заинтересовавшиеся люди останавливаются на каком-то этапе и стараются сохранить его. Такие люди обычно хорошо относятся к вайшнавам, а те в свою очередь называют этих людей «друзьями Харе Кришна». 
Если человек все же желает познакомиться с движением ИСККОН поближе, то это уже следующая, третья, стадия. 
Третья стадия.
Принятие духовной жизни
Присоединившийся человек может сразу найти «свою нишу», как только вступает в Общество Сознания Кришны. В зависимости от возраста, семейного положения, пола, склада характера, человек может стать храмовым преданным, может практиковать у себя дома или может проявить себя в каком-то из проектов ИСККОН и т.д. Рассмотрим ситуацию, когда новый прихожанин решает присоединиться к группе «Бхакти-врикша» и стать ее постоянным членом.
Новый прихожанин присоединяется к группе «Бхакти-врикша» только тогда, когда он будет ознакомлен с программой и организацией проведения еженедельных встреч. Человек должен быть осведомлен, что из себя представляет группа и чем она занимается. Для этого необходимо, чтобы один из действующих членов группы, а лучше лидер (или помощник) группы объяснил новому прихожанину эти аспекты. Кроме того, задача лидера — назначить наставника новому члену, чтобы оказывать помощь в изучении философии и практики Сознания Кришны.
Идеальный вариант, когда новый член группы принимает активное участие в еженедельных встречах, приобщается к проповеди и поддерживает близкие отношения с вайшнавами. Тогда в будущем он становится полноценным членом группы «Бхакти-врикша». На этом рост вайшнава, который недавно присоединился группе, не заканчивается, а только начинается. В 1997 году «ДжиБиСи» была принята программа «Шикша», предназначенная для того, чтобы вдохновить прихожан на повышение своих духовных стандартов и своего уровня в Обществе Сознания Кришны. 
 
Из Кодекса ИСККОН, версия 1997 года. Глава 15.
15.2. Указание.
15.2.1. Поощрение прихожан через церемонию «Шикша»:
1) лидерам ИСККОН и членам ДжиБиСи разрешается в пределах своих полномочий публично поощрять преданных общины в знак признания их заслуг и достижений  на поприще преданного служения;
2) местные храмы и департаменты проповеди прихожанам должны осуществлять программы поддержки прихожан, с тем чтобы упрочить их положение и дать возможность проходить обучение с целью повышения своего духовного уровня. Это обучение включает в себя стандартные учебные программы для различных уровней;
3) необходимо повсеместно  использовать стандартные дипломы;
4) любой, кто принадлежит  какой-либо  из  нижеследующих категорий, имеет право пройти церемонию «Шикши».
 
Программа «Шикша»
Программа «Шикша» создана для того, чтобы каждый отдельно взятый преданный мог постепенно и правильно духовно расти. В Обществе Сознания Кришны существуют довольно высокие стандарты. Человек, который уже давно практикует практику преданного служения, должен повторять не менее 16 кругов мантры Харе Кришна, выполнять регулирующие принципы (отказ от мяса, рыбы, яиц, употребления алкоголя и других одурманивающих веществ, азартных игр, запрет на внебрачные отношения), вести свою жизнь по всем стандартам культа бхакти (ранний утренний подъем, проведение всех служб, вкушение только еды, предложенной Богу и т.д). Естественно, что сразу человек не может принять все эти принципы, и именно для этого существует программа «Шикша», которая позволяет человеку принимать принципы соответствующие его уровню. Таких уровней пять:
Первый уровень — «Шраддхаван» — повторение, по меньшей мере, одного круга мантры каждый день и чтение книг Шрилы Прабхупады.
Второй уровень — «Кришна-севака» — повторение, по меньшей мере, четырех кругов мантры ежедневно, отказ от мясоеденья, признание Господа как Верховной личности Бога и воздержание от безнравственных действий.
Третий уровень — «Кришна-садхака» — повторение не менее восьми кругов мантры ежедневно, практика садхана-бхакти (ранний утреней подъем, проведение всех служб, поклонение Господу на алтаре и т.д.) дома и вкушение исключительно прасада (пищи, предложенной Господу на алтаре); отказ от мясоедения, интоксикации, азартных игр и отношений вне брака.
Четвертый уровень — «Шрила Прабхупада-ашрая» — повторение, по меньшей мере, шестнадцати кругов мантры, следование четырем регулирующим принципам, строгая садхана.
Пятый уровень — «Шри Гуру-чарана-ашрая» — следование предыдущему уровню на протяжении 6-7 месяцев, вручение себя одному из инициирующих духовных учителей ИСККОН. В Красноярском крае церемония «Шикши» проводится с 1997 года во всех крупных центрах Общества Сознания Кришны. Сама церемония представляет собой торжественное мероприятие, где вайшнавы объявляют свои обязательства (свой уровень) перед всей общиной. Эта церемония проходила в Красноярске уже 8 раз и за это время ее прошли сотни человек.
 
Программа «Бхакти-врикша» в Красноярске
Программа «Бхакти-врикша» в городе Красноярске имеет вою специфику. Можно проследить изменение числа групп и ее членов на протяжении восьми лет (цифры по количеству членов групп приблизительные).
Если в 1997 г. групп «Бхакти-врикша» было около 5, то уже в 2003 г. этих групп стало 15. Система «Бхакти-врикша», несомненно, заработала и в г. Красноярске.
Но к 2005 г. сложилась ситуация, когда темп  роста числа групп уменьшился, а число членов увеличилось. Почему произошел такой процесс? Есть несколько причин: во-первых, система «Бхакти-врикша» постоянно нуждается в лидерах, которых всегда не хватает; во-вторых, группы «Бхакти-врикши» в г. Красноярске не являются проповедническим центрами, как они описаны в идеале. Именно вторая причина является основной, так как движущей силой  системы «Бхакти-врикша» является проповедь, в Красноярске мы можем проследить, как группы, которые должны вести постоянную миссионерскую деятельность и привлекать новых членов, постепенно превращаются в место общения вайшнавов и не более того. Из 15 действующих групп только одна занимается непосредственно распространением книг в городе Красноярске  (эта  группа  называется «проповедническая нама-хатта»). Таким образом, хотя глобального роста числа групп не прослеживается, но при этом заметен постепенный рост числа членов первичных групп.
Таким образом, Общество Сознания Кришны за последние 15 лет превратилось в сложную, развитую организацию. Трудно представить себе, что не так давно она насчитывала лишь сотни последователей, а теперь их тысячи, и с каждым годом их количество увеличивается. С увеличением количества и состава прихожан появляются новые структуры, такие как гурукулы, университеты, нама-хатты, музыкальные коллективы и т.д. Этот процесс идет параллельно с притоком новых последователей. Общество Сознания Кришны само по себе не консервативно и принимает различные новшества и нововведения. Каждый новый человек, вступивший в семью ИСККОН, имеет жизненный опыт, который он может реализовать. Это замечательная возможность, так как новый член общины может найти свое место, «свою нишу», а развитая структура может ее предоставить. По этой причине мы можем наблюдать в ИСККОН такое большое количество лидеров, которые нашли себя в этом обществе. Именно они помогают ОСК существовать и расти.
По этой причине в ИСККОН вводятся новые программы, способствующие развитию общин как самих по себе, так и на организационном уровне. Они имеют определенный успех среди населения, что связано, на наш взгляд, с разработанной системой деятельности, где акцент делается на последовательной работе с конкретным человеком. Неформальное членство, постоянная вовлеченность в многочисленные проекты организации, энтузиазм — все это, несомненно, способствует укреплению позиций ОСК в России и дает основания говорить об определенной весомости данного движения не только среди всех отечественных НРД, но и в общем конфессиональном поле России.