Обзор проблемы славянского неоязычества в современной России

Версия для печатиВерсия для печатиPDF-версияPDF-версия
Автор статьи: 

Источник: Гиндер И.А. Обзор проблемы славянского неоязычества в современной России. // Молодежь и наука – третье тысячелетие.: Сб. материалов всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых 16 декабря 2004 г. / Сост. В.В. Сувейзда. - Красноярск: ГУЦМиЗ, КРО НС «Интеграция», 2004. – 498 с. - С. 97-100.

Современный процесс формирования новых религиозных движений дал заметный феномен, явившийся славянским неоязычеством, который продолжает свое непрерывное развитие.
Данная статья посвящена рассмотрению достаточно новой проблемы в области религиоведения, истории, социальной философии - начавшемуся неожиданному росту все возрастающего интереса отечественных исследователей к вопросам неоязычества в России во второй половине 90-х годов.
Неоязычество - одно из современных направлений духовно-религиозных исканий претендующих на возрождение дохристианских форм мировоззрения как основы гармоничного взаимодействия с природой и обществом.
К теме неоязычества обратилось уже немало отечественных специалистов: немалый вклад в изучение неоязычества сделал И.Куликов (Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного характера: Справочник. - Издание третье, дополненное и переработанное. - Том 3. Неоязычество. Часть 1, Автор-составитель И.Куликов. - Москва, 2000. - 394 с.), описал все известные ему организации, автор О.В.Асеев («Славянское неоязычество в современной России» // «Государство, религия, церковь», №99), выявил основные черты современного неоязычества В.Кобец («Неоязычество: понятие и сущность» // «Государство, религия, церковь», №2, 2002), смог дать определение данному явлению, Прибыловский В. Прибыловский В. («Новые язычники - люди и группы» // «Русская мысль», 30 апреля - 6 мая 1998г. - №4220).
Действительно, проблема изучения неоязычества последнее десятилетие становится как нельзя актуальной. Идет бурное развитие неоязыческих общин по территории России (Первая организация была зарегистрирована 3 июля 1991 года «Нижегородская языческая община»). В современных реалиях неоязыческая организация имеет выбор: регистрироваться или нет, т.е. заявить о своем существовании государству через регистрацию в Минюсте, либо вести полуподпольную деятельность. На данный момент Сведения (на 1 мая 2004 года) в Минюсте России зарегистрировано 63 организации под графой «Языческие верования». Это только те, кто изъявили желание, но организаций намного больше: еще в 2000 году их уже было выделено 120 (см. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного характера: Справочник. - Издание третье, дополненное и переработанное. - Том 3. Неоязычество. Часть 1, Автор-составитель И.Куликов. - Москва, 2000. - 394 с.)
Современное неоязычество органично вписывается в искания современной России. Начались пропагандироваться идеи национализма и возрождения русского этноса ("Атака", "Наследие предков", "Мифы и магия индоевропейцев", "Волхв"). Выделились новые идеологи русского «самосознания»: (А. Белов славяно-горицкая борьба), В. Бугров («Бузулук»), А. Платов («Северный ветер»); И. Черкасов, А. Жилко, А. Ноговицын - объединение общин «Велесов круг»; В. Шошников (Московская Славянская Языческая община), В. Казаков (ССО) и др. Также вышли в свет произведения у славянских неоязычников: Г. Гриневича, А.И. Асова, А.К. Белова, А.А. Егорова, А.Г. Дугина и некоторых других.
Один из ведущих специалистов в данной сфере О.В.Асеев выделил у вышеперечисленных авторов, изучив написанные ими произведения, несколько основных положений:
1. Необходимость построения новой России в виде мононационального государства. Закрепление принципа «бессубъектное» и в Конституции и законодательстве.
2. Подбор государственных служащих снизу доверху по национальному признаку, формирование правящей элиты только из лиц русской национальности.
3. Необходимость создать все условия для культурно-национальной автономии малых народов; отказаться от принципа вовлечения нерусских наций и народов в русскую цивилизацию;
ввести лицензии на право пользования русским языком для нерусских, проживающих в России,
кроме славян.
98

4. Предоставление полной государственной самостоятельности народам, населяющим Северный Кавказ, и установление жесткой непроницаемой границы на территориях, прилегающих к этому району.
5. Присоединение к России части территорий Казахстана, Киргизии, а также тех территорий бывших республик СССР, где преобладает русское население.
Славянское неоязычество не является единой организацией (как, например РПЦ), поэтому каждая община имеет собственное понимание о восстановлении Традиции. Как правило, многие общины имеют свои культовые центры - капища, расположенные в лесопарках или в лесах. Их неотъемлемым атрибутом является вырубленная из дерева фигура Бога, почитаемого общиной, перед идолом обычно располагается ритуальный камень для треб. Посреди поляны обустраивается кострище. Как правило, эта концепция разработана общинами каждая для себя, выделяя те или иные моменты. Дня т.п. воинских культов, поклоняющихся Перуну, характерен определенный минимализм в исполнении треб. Он сводится, как правило, к выкрикиванию имени Перуна и ритуальным поединкам. Наиболее разработан порядок треб у общин, в которых преобладают интеллектуалы, но и в них порядок треб, равно как и осознание происходящего, пока достаточно слабо разработано. Составляющие культа определяет община, какой-либо стандарт отсутствует. Как правило, общины, состоящие преимущественно из женщин в качестве объекта поклонения выбирают Макошь, реже Сварога. Общее во всех обрядах - это момент жертвоприношения Богам. Как правило, это пиво, хлеб, мед, вино. Требы совершаются на капищах, которые стараются располагать в относительно глухих' местах. Необходимым элементом капища является идол Бога, место для жертвоприношения и костер. Общинники собираются вокруг костра, а не вокруг идола. При этом часть жертвенной пищи кладется у идола, а часть бросается в костер. Для жертвы берется лишь малая часть приготовленных запасов - остальное потом выпивается и съедается на общей трапезе. Важным, хоть и не всегда обязательным, элементом обрядов являются ритуальные игры и поединки. Для присутствующих на обрядах желательно носить традиционную славянскую одежду — вышитые рубахи у мужчин, сарафаны у женщин.
Участвующие в обряде встают вокруг костра - в т.н. «коло». При совершении «требы», т.е. обряда, они ходят вокруг костра, - «посолонь», т.е. по направлению движения солнца, если треба совершается Богам Прави, и «противосолонь», т.е. наоборот, коли треба совершается Богам Нави - Марена, Велес. При этом почитание богов Нави, упрощенно понимаемого как царства мертвых, является необходимой частью богослужебного круга. Ведущий обряда произносит подобающие славословия, а другие участники обряда произносят возгласы. Вкруговую обычно пускается чаша или рог с жертвенным напитком. После требы происходит трапеза.
Также придается значение, в деятельности неоязычников, специфической символике. Так, Г.П.Якутовский пытается реконструировать языческую символику славян-кривичей и применяет ее на практике в руководстве художественными ремеслами и промыслами на базе "Студии магического искусства".
Еще одним важным элементом неоязыческой обрядности является смена имен, т.е. отказ от христианского имени (как правило, греческого, римского или иудейского происхождения) и принятие имении со славянскими корнями. В.Казаков в своей брошюре "Именослов" выступает против использования россиянами имен греческого, еврейского и римского происхождения и призывает давать детям имена только исконно славянские. Например - Доброслав, Велимир, Велислав, Добромир и т.д. Последователи скандинавской традиции принимают, соответственно, скандинавские имена. Обращение друг к другу по этим именам принято и при обрядах, и в быту. Однако, их употребление далеко не всегда является бытовым, все зависит от типа общины - чем меньшее значение придается мистическим поискам, тем чаще обращение по «общегражданским именам».
Современная жреческая иерархия на данный момент только формируется и не является детально разработанной, ввиду, отчасти, того, что современные волхвы несколько «неопытны» и не так давно начали свое служение, сами язычники формулируют ситуацию словами - «каждый сам себе волхв». Под «волхвом» в каждой общине понимаются разные вещи. Существует некое общее понятие о том, что волхв - это высшая ступень жреческого посвящения, но многие называют волхвом человека, проводящего обряды общины, т.е. фактического жреца. Сохранилась примерная структура жреческого посвящения, но ее практически никто не придерживается. Существует разделение на волховскую и ведовскую традиции (последние уподобляются западноевропейским магам). Волхвы общаются с Богами, их задачи несколько выше, чем задачи ведуна (колдуна) - повелевать одними сущностями, заручившись поддержкой других, высших. Результат деятельности волхва не всегда определен, так это зависит от воли Бога, а результат деятельности ведуна определен его силой и силой его покровителя.
По мнению Бегтина К.В. большинство неоязычников - люди с высшим гуманитарным образованием. Значительная часть - художники и этнографы, занимающиеся народными промыслами. В дальнейшем их состав значительно расширился - например, один из главных идео-
99
логов, А. Платов - физик-теоретик. Большинство язычников - мужчины, женщин около 30-ти %, в основном подруги самих язычников, но есть и пришедшие к язычеству своим путем. Основная причина такого социо-демографического состава кроется, по-видимому, в том, что изначально идея о восстановлении язычества как исконной веры близка, прежде всего, гуманитариям. Но, по мере разработки и распространения идеологии, язычеством интересуются все более широкие круги населения. В последнее время в язычестве нет какой-либо четкой социально-демографической картины.
Несмотря на различия в вероучении и личные противоречия лидеров, постоянные взаимные претензии и стремление практически всех заметных фигур на лидерство движения в целом, современное неоязыческое движение представляет собой достаточно цельное явление, в котором происходит постоянный обмен идеями (Съезд Союза Славянских Общин, г. Калуга, 23 - 25 апреля 2004 г.), взаимные консультации лидеров, совместные праздниками с участниками из разных городов.
Проблема неоязычества не является статичной, замершей на месте - это постоянно развивающееся явление. При изучении неоязычества эксперты М. Кузнецов, В. Ярхо попытались выявить основные задачи у данного явления:
• Борьба против Православия, травля священства и верующих Русской Православной Церкви, а также акции, направленные против ислама, глумление над святынями этих традиционных религий России;
• Отвлечение внимания россиян от истинных врагов России;
• Заморачивание умов патриотически настроенных граждан, отвлечение их от активной и, самое главное, эффективной деятельности в защиту России на направления, фальшивые и бесплодные изначально;
• Профанация и компрометация патриотических идей, в том числе, их «забалтывание» и опорочивание путем разбавления бредовыми измышлениями, абсурдными и нелепыми идеями, безумными и экстремистскими по форме (хотя и заведомо пустыми по содержанию) лозунгами, декларациями и призывами;
• Развал и недопущение создание в России единого патриотического движения (здесь речь идет не о коммунистах, а обо всех здравомыслящих людях, кому дорога Россия), растаскивание активистов по разным движениям, группам, центрам, партиям и т.п., демпфирование их усилий;
• Высвечивание антисемитов;
• Создание своего рода «пятой колонны»;
• Создание в России политического жупела, олицетворяющего для мнимых правозащитников, иностранных и российских СМИ якобы существующий в России «фашизм» (то, что в Латвии совершенно открыто проводятся и поддерживаются руководством страны марши и шабаши бывших военнослужащих СС нацисткой Германии - вот где истинный фашизм! - правозащитников и международные организации нисколько не интересует); этот якобы фашистский жупел в лице неоязычников всегда можно использовать в качестве козырной карты при давлении на руководство России в той или иной ситуации.
Помимо выделенных экспертами М. Кузнецовым и В. Ярхо у славянских неоязычников есть еще одна немаловажная задача: получить свое присутствие в 47 субъектах РФ - это даст ему право называться конфессией и церковью.
На сегодняшний день славянское нсоязычество не испытает никакого давления (не считая террористическую деятельность организации «Легион Вервольф», которая была прекращена 13 мая 1996 года осуждением Пирожок Игоря Николаевича, лидера этой организации), а наоборот постоянно поддерживается СМИ, кинематографом и Интернетом - они живо участвуют в создании положительного и светлого образа неоязычества. В Интернете свободно существуют форумы, в которых разжигается религиозные распри и оскорбления мировых религий (к примеру, форум ССО http://drevo.fastbb.ru/). Многие неоязыческие сайты используют бесплатный (!) хостинг (Хостинг - сдача в аренду пользователю части своего серверного пространства; поддержание работоспособности пользовательского сайта на своих веб-серверах — прим. Авт.) Интернет уравнял неуравновешенного неоязычника, к примеру, со всей РПЦ.
В кинематографе прослеживаются процессы неоязыческого «воодушевления». Самым ярким примером является появление художественной картины «Ночной дозор».

Отдельные СМИ ярко выражает свою симпатию к неоязычеству через периодическую печатную продукцию (газеты, журналы) - периодику такого толка в основном поддерживают и создают сами неоязычники.
100

Можно предположить, что если в России неоязычество объединится в единое целое, то из этого выйдет «единый кулак», с которым будет намного тяжелей бороться правоохранительным органам.
Сейчас весь мир борется с проблемой религиозного экстремизма, но с большой долей вероятности можно утверждать, что неоязычество и есть та сила, которая может разломить государство изнутри.
Подобные предположения могут рождаться только потому, что многие неоязыческие организации ведут деятельность, которая должна была бы заинтересовать правоохранительные органы и прокуратуру РФ, но она (деятельность неоязыческих организаций) не вызывает у оных никакой реакции при всеобщей нарастающей активности славянских неоязыческих общин на территории РФ.