Опыт внедрения курса «Основы религиозных культур и светской этики» (на примере Красноярского края)

Версия для печатиВерсия для печатиPDF-версияPDF-версия
Автор статьи: 

Источник: Сеславин С.В. Опыт внедрения курса «Основы религиозных культур и светской этики» (на примере Красноярского края). // Макарьевские чтения: материалы девятой международной конференции (21-23 ноября 2010 года).  /Отв. ред. В.Г. Бабин. — Горно-Алтайск: Изд-во РИО ГАГУ, 2011. — 391 с. — С. 328-340.

Религиозная культура, как показывает история российской цивилизации, способна дать мощный импульс для развития национальной и региональной культуры. Изучение культуры конфессий России может стать мощным инструментом сохранения единства и согласия ее социума, залогом успешного развития страны и ее национальной безопасности. Поэтому в последнее десятилетие в го-

328

сударственных муниципальных школах Российской Федерации все более широкое распространение получает практика преподавания учебных курсов, направленных на ознакомление учащихся с историей и культурой различных религиозных традиций1.

Еще одним шагом в этом направлении стало введение в систему государственного образования нового предмета — «Основ религиозной культуры и светской этики» (далее — ОРКиСЭ). Программа этого курса была разработана по поручению Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжению Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). Правительством Российской Федерации был разработан план мероприятий по апробации в 2009 - 2011 годах курса «Основы религиозных культур и светской этики», которому должны соответствовать действия всех регионов-участников эксперимента.

Появление нового предмета вызвало оживленные дискуссии в обществе и научных кругах. Однако в центре дискуссии оказались, главным образом, учебники данного курса. Мы же, занимаясь непосредственно преподаванием данного курса в муниципальном образовательном учреждении, хотим указать на некоторые проблемы, с которыми приходится сталкиватся учителям и учащимся на практике.

Учебный курс ОРКиСЭ должен расширить образовательный кругозор учащегося 10-11 лет, воспитать достойного гражданина Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу2. В течение 2010-2011 гг. преподавание учебного курса ОРКиСЭ осуществляется в 19 субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме в четвертой четверти 4 класса и первой четверти 5 класса. В 2011 году преподавание курса планируется вести в третьей и четвертой четвертях 4 класса. Одним из участников этого эксперимента стал Красноярский край. Думается, что опыт внедрения нового предмета в экспериментальном регионе в последующем поможет успешно внедрить данный курс и в других, неэспериментальных регионах страны.

Прежде всего, в Красноярском крае была подготовлена соответствующая правовая база для реализации ОРКиСЭ. В соответствии с планом, утвержденным Правительством Российской Федерации, были внесены соответствующие поправки в законодательство региона: «О краевом (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае»3 и «Об установлении краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае»4.

Также было проведено изучение социального заказа на выбор родителями и детьми предлагаемых модулей комплексного учебного курса и потребности педагогических кадров в повышении квалификации по новому предмету.

Как известно, образовательное учреждение может выбрать один из предложенных вариантов введения курса, исходя из своих возможностей, условий, собственных ресурсов: организационных, кадровых, финансовых. Причем родители должны были выбрать дважды: в четвертой четверти 4-го класса и в первой четверти 5-го класса. 12 октября 2010 года Общественный совет обсудил первые итоги апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в регионе. В Красноярском крае «Основы светской этики» выбрали около 62 % опрошенных, «Основы мировых религиозных культур» — 22 %,

329

«Основы православной культуры» — 14 %. По информации Министерства образования и науки РФ, полученной в результате проведенных исследований — 77 % уверены в правильности решения о введении такого предмета в школьную программу, в том числе 40 % улучшили отношение к курсу, и лишь 2 % не удовлетворены введением предмета (в опросе участвовало 4 тысячи человек)5.

На основании поступивших результатов социологических исследований и социального заказа муниципальных образовательных учреждений Министерством образования и науки РФ было принято решение о тиражировании учебно-методических пособий по курсу. При этом дополнительного финансирования в краевом бюджете на апробацию комплексного курса «ОРКиСЭ» не предусмотрено.

Организация методического сопровождения нового курса в регионе проводилась на базе «Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования». Этим учреждением в 2010 году подготовлен и издан сборник учебно-методических материалов для системы повышения квалификации работников образования «Основы религиозных культур и светской этики».

За несколько месяцев до начала эксперимента были сформированы команды работников сферы образования (учителей, преподавателей вузов, сотрудников института повышения квалификации)6.

Также, в Красноярском крае было налажено взаимодействие с конфессиями по экспертизе методических материалов, работа с родительскими комитетами7. Спустя почти год после начала эксперимента продолжается разработка курсов повышения квалификации для учителей начальных классов по методологии курса. В 2011 году для преподавателей модуля «Основы православной культуры» предполагается вести внебюджетные курсы повышения квалификации с участием Красноярской епархии, специалистов «Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», кафедры религиоведения ГОУ ВПО «Красноярского педагогического университета имени В.П. Астафьева». Дополнительно проводится подготовка студентов педагогических колледжей края к преподаванию курса «ОРКиСЭ» в общеобразовательных учреждениях.

Проанализировав опыт внедрения курса «ОРКиСЭ» в ходе педагогической практики в школах города Красноярска можно выделить следующие проблемы, связанные с внедрением курса.

1) Теоретическая слабость предложенных учебных пособий по таким модулям, как «Основы православной культуры», «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур».

Рассмотрим их по порядку, начиная с модуля «ОПК» за авторством диакона А. Кураева. Содержание данного учебного пособия, на наш взгляд, требуется пересмотреть. Его можно было представить в виде истории православной традиции на Руси и в России. Рассказать о культурообразующей роли православия в истории страны. Таинствам и особенностям православия как религии стоило вынести в самостоятельный раздел. Иллюстрации сделать более тематическими -они должны отражать суть всего урока, и конкретных вещей, о которых на нем рассказывается. Несмотря на то, что данный курс должен рассказывать о культуре одной из религиозных традиций России, во всех темах отсутствует связь с историей нашей страны, кроме уроков, посвященных патриотизму, и нескольких примеров тексте других уроков («Как христианство пришло на Русь»). Для правильного и полного понимания характерных черт православного христианства и

330

его значения в культуре России, стоит проводить сравнения с другими конфессиями Российской Федерации — так ученики смогут выработать уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям8.

Кроме учебного пособия, вошедшего в курс «ОРКиСЭ», А. Кураевым был создан еще один учебник, в качестве пособия для самостоятельного курса «Основ православной культуры». В 2010 году вышла последняя версия учебника, пройдя несколько редакций, был допущен к печати Министерством образования и науки Российской Федерации только после значительных изменений. Рассматриваемый нами учебник, отпечатан 22 февраля 2010 года, является неофициальным изданием  —  очередной отредактированной версией9.

Анализ этого пособия необходим для адекватного понимания проблем преподавания модуля «Основы православной культуры» в курсе «ОРКиСЭ».

Для данного учебника характерна высокая плотность фактического материала урока. Все уроки богато проиллюстрированы: фотографиями, репродукциями картин и икон. Но не всегда тема урока подразумевает размещенные изображения.

Указание на культурообразующую роль православия в истории России сопровождается упоминанием о существовании иных народных традиций, присущих отдельным народам, населяющим нашу страну, но без их подробного описания этих религиозных и культурных обычаев. Тем самым основы для толерантности и межкультурного диалога не создается. Наоборот, создается впечатление о культурном превосходстве православной культуры. Игнорируются и аналогичные культурные явления в других религиях. Так, например, моральные принципы, сформулированные в Декалоге, представлены как исключительно христианские. Однако, как известно, появление Десяти заповедей связано с еврейским народом и его религией — иудаизмом. Нравственные нормы, представленные в них, являются общими для многих религиозных культур. Подталкивание ученика к принятию определенной позиции, сопряженной с религиозной традицией входит в противоречие со светским характером обучения школе, а иногда и с мировоззрением родителей. Видимо, это во многом способствовало низкой популярности модуля «Основы православной культуры» в Красноярском крае и некоторых других экспериментальных регионах10.

Использование в учебнике «Основ православной культуры» А. Кураева утвердительной формы повествования — например, в уроке 9 «Православное учение о человеке» — одной из категорий, рассматриваемой на уроке, является понятие «души». Как мы думаем, вопрос о том, есть ли «душа» у человека, какой смысл вкладывать во фразу «одушевленный предмет» — является серьезным философским и глубоко личным вопросом. Кроме этого, апелляция к авторитету учителей и частое использование школьников в качестве героев историй в темах — на практике может вызывать у ученика неосознанное принятие предложенной точки зрения как истинной, либо, наоборот, протест против навязывания системы поведения. Очень многое здесь зависит от квалификации учителя, его умения находить контакт с аудиторией, стиля преподавания.

Ученики в этом возрасте обычно воспринимают излагаемый учителем материал как верный, неподлежащий сомнению — если из слов учителя можно сделать вывод об абсолютной верности православия, то возможность воспитания человека, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу, ставится под сомнение. Все вышесказанное в одинаковой степени относится к обоим учебника А. Кураева11.

331

Есть ряд замечаний и к содержанию «Основ мировых религиозных культур»12. Рассматриваемое пособие дает элементарное представление о возникновении, истории и особенностях четырех мировых религий. В качестве исторической справки приводится информация о древних верованиях и национальных религиозных традициях. Цель — рассмотреть влияние того или иного учения на культуру различных народов, исповедующих соответствующую религию.

Как нам кажется, название модуля является некорректным — авторы не дают пояснения, что значит «мировая религиозная культура», и в чем заключаются ее «основы». Также считает и один из экспертов учебника — А.В. Смирнов13.

На наш взгляд, обоснованным является использование устоявшегося названия — «История религии», где так же присутствует описание нравственных религиозных предписаний и характер влияния религии на культуру соответствующего народа.

В этом блоке наиболее ярко выражено значение четырех мировых религий для культуры России. Обозначена историческая связь, проводятся сравнения между отношением разных религий к одним и тем же вопросам. Но религии излагаются в следующей последовательности: христианство - иудаизм - ислам -буддизм. Этот порядок нарушает хронологический принцип их возникновения. В некоторых темах этот порядок меняется (пример - урок «Священные книги религий мира»)  —  не ясно, каким подходом руководствовались авторы при составлении такого порядка.

На наш взгляд, лучше в начале рассказывать о буддизме — вторая по древности религия, из перечисленных, и полностью отличающаяся от остальных своим учением и культурой. Из трех других выстроить цепочку — иудаизм — христианство — ислам — это отражает и хронологию их появления и культурную преемственность.

Есть существенные методологические ошибки. Например, урок «Возникновение религии» разделен на две части — в первой рассказывается о древних верованиях и иудаизме. Об остальных трех религиях говорится во второй части. Такое разделение некорректно - ученики могут отождествить иудаизм с атавистическими религиями. Рассказ о древних религиях следует вынести или в отдельное занятие, или рассказывать о них по ходу повествования об основной части урока.

Одним из неявных недостатков учебника является его апологетическое отношение к христианству. Так, тема урока «Добро и зло» излагается только с библейской позиции — грехопадение, жизнь Адама и Евы на земле. Не уточняется, иудаистское Пятикнижие или христианская Библия использованы для написания раздела. Скудно представлена концепция добра и зла других культурах — учителю придется самому искать материал по этим вопросам. К тому же, ученики могут подумать, что раз концепция отношения к двум фундаментальным категориям нравственности (добро и зло) — разработаны в других религиозных культурах менее подробно, то их представители не склонны к соблюдению этических норм. Дети младшего подросткового возраста не всегда полностью понимают серьезность тех или иных общественных проблем — демонстрируя свою принадлежность к более нравственной культурной традиции, они могут непроизвольно задеть чувства своих одноклассников, воспитанных в другой системе этических норм. Институт семьи рассматривается только в русле православной традиции  —  в других религиозных культурах его описание сведено к одному абзацу.

332

Непригодным на практике оказывается учебник по «Основам светской этики». Прежде всего, в нем отсутствует история этических учений. Трудно получить представление о значении тех, или иных нравственных норм, не имея представления, кто и при каких условиях их установил. Само название учебного пособия и модуля представляется нам неудачным  —  термин «светская этика» не принят в современной философской литературе, точно также как у него нет историко-философской традиции употребления14. Правильнее, на наш взгляд, было бы назвать модуль «Этика».

Учебник не может полностью соответствовать целям всего курса — в нем не поднимаются темы этнической и религиозной терпимости и уважения — не получая, при изучении данного модуля, знаний о культуре других народов, ученик может экстраполировать принципы нравственного поведения только на узкий круг людей (семья, друзья, одноклассники).

Вызывает сомнения подбор иллюстраций. Например, для пояснения понятий «воин-защитник» и «патриот» используются только изображения с военной тематикой. Другие, мирные аспекты патриотизма игнорируются. Это формирует у учеников представление о том, что помощь стране можно оказать только в единственной форме — военной. Такое представление о патриотизме может привести к социальной дискриминации («не служил — не патриот») в обществе, нежеланию трудиться после годичной службы в армии («я свой долг стране уже отдал»). Но ведь «патриотизм» может проявляться по-разному. Кроме того, многие граждане России призывного возраста не могут служить в армии по медицинским показаниям или выбирают альтернативные формы военной службы, например, по религиозным причинам. Однако это не означает, что все перечисленные категории граждан патриотами не являются. Подробный перечень иллюстраций, несоответствующих содержанию и теме урока приведен и проанализирован одним из экспертов курса И. Понкиным15.

Предложенные учебные пособия не отвечают требованиям идеологической и культурологической нейтральности. Очень спорным является, например, в учебнике «ОСЭ» выделение следующих «образцов нравственности в культуре отечества»: воин-защитник, коллективист, труженик. На наш взгляд, целесообразнее было бы рассмотрение в качестве этических образцов таких категорий, как «ученый», «учитель», «врач», «мать» и т. д.

Если мы обратимся к словарям, и посмотрим значение слова «коллектив» — то увидим следующее: Коллективист — это приверженец коллективизма, то есть принципа группового начала в работе, трудовой деятельности, общественной жизни, а также один из принципов коммунистической морали16. «Коллективизм» — это элемент идеологии и социальной практики, а не этики, поэтому использование производного от него термина «коллективист» в указанном контексте является проявлением политической ангажированности учебника.

Справедливым в этой связи выглядит критика учебника по «Основам светской этики» экспертом О.П. Зубцом: «Что касается содержания модуля «Светская этика», то его нельзя исправить и довести до приемлемого состояния никаким редактированием. В нем много теоретических недостатков, но в первую очередь он неприемлем по тому содержащемуся в нем духовно-идеологическому посылу, выражающему желание превратить людей в исполнителей некоторых общественных норм, а по набору доминирующих ценностей — в роту марширующих солдат... Если вспомнить формулу недавнего прошлого о подчинении

333

личных интересов общественным, то курс «светской этики» по сути дела оборачивается курсом «советской этикой»17.

Впечатление об отсутствии нейтральности учебника по «ОСЭ» усиливается при анализе иллюстративного материала. Он очень однообразен и включает, как правило, сцены благотворительности, военной службы и спорта. Такая подборка изображений может повлиять на мнение учеников - образцами для их подражания в будущем могут стать люди только этих категорий.

Предлагаемые учащимся тестовые задания, в рассматриваемых нами модулях курса, однообразны, вопросы в них повторяются. Целесообразнее было бы, на наш взгляд, разделение тестов на промежуточные (по темам) и итоговые (по модулю в целом), а также сочетание открытых и закрытых вопросов, кроссвордов. В тестах самих учебников отсутствует сравнение различных аспектов изучаемых религиозных культур, не считая учебника «ОМРК» — но там это обусловлено содержание блока. При рассмотрении понятий греха, добра и зла (скажем, в модуле «ОПК»), следовало бы обратить внимание, на то, как эти нравственные вопросы решаются в исламе и иудаизме. Это помогло бы ученикам оценить как христианскую (православную) позицию, так и определить (для себя) в чем обусловлена реализация тех, или иных этических правил в обществе, основанном на соответствующей культуре.

2) Несоответствие содержания учебников и электронных пособий.

Электронное пособие пособие, прилагаемое к учебнику «ОМРК» имеет ряд особенностей.

Во-первых, во многих тестах, приуроченных к соответствующей теме в учебнике, есть задания, материал для решения которых не рассматривается на уроке. Учитель должен сам готовить информацию по некоторым вопросам и преподавать ее ученика, что бы они могли выполнить тестовые задания. Так как учитель, скорее всего, не является специалистом в области религии, то это может вызвать у него некоторые затруднения.

Во-вторых, ряд заданий и текстов предполагает изучение древних веровании более подробное, чем предполагается программой курса. Для успешного решения тестов необходимо знать имена основателей, священные книги, зоны распространения древних религий.

В-третьих, большой объем заданий и их разнообразие. Это связанно с необходимостью проверки усвоения знаний по четырем религиям  —  но из-за того, в одном тесте речь может идти сразу о нескольких религиях — ученики не всегда могут правильно понять суть задания. Содержание учебника должно предоставлять всю необходимую информацию для освоения темы уроков.

3) Несоразмерность некоторых тем отведенных им часам в логической структуре учебных пособий.

Учебник «ОМРК» имеет несколько сдвоенных уроков («Культура и религия», «Возникновение религий», «Священные книги религий мира», «Добро и зло», «История религий в России», «Религиозные ритуалы», «Религия и мораль») — это связано с тем, что не все явления религиозной культуры, даже одной, удается описать за 40 минут урока. Как нам кажется, курс «ОРКиСЭ» следует вводить не на полгода (две четверти), а на целый год — новая, для учеников и учителей, ин­формационная нагрузка была бы распределена более равномерно, что облегчило бы ее преподавание и усвоение.

Так, в учебнике «ОСЭ» темы «Добро и зло», «Добродетель и порок», «Свобода и моральный выбор» в учебнике по «Основам светской этики» отно-

334

сятся к разным занятиям. Но многие категории морали являются неотъемлемыми друг от друга  —  их деление на разные уроки, что не позволяет полностью раскрыть каждую из них.

4) Недостаточная материальная обеспеченность учебных учреждений мультимедийными комплексами и учебной литературой, что затрудняет усвоение материала учащимися 4-5 классов.

К каждому блоку курса «ОРКиСЭ» прилагается диск с интерактивным материалом. Однако на практике в образовательных учреждениях не всегда есть оборудование для его использования. Даже если оно имеется, то не в каждом классе. Также мало дисков, поэтому трудно обеспечить ими всех учеников. Как мы считаем, именно по интерактивным пособиям стоит проводить мониторинг успеваемости  —  контрольные срезы по нескольким темам. Присутствуют творческие задания, работа над которыми позволит ученикам глубже понимать суть изучаемой культуры.

Но на практике не все школы, а тем более отдельные учителя и ученики оказываются обеспечены электронными пособиями и учебниками. Распространенной является ситуация, когда школа не имеет специального оборудования для работы с цифровыми пособиями, при этом сами ученики почти всегда имеют доступ к персональному компьютеру.

В соответствии с федеральной программой внедрения курса «ОРКиСЭ», после анализа результатов исследования были составлены и растиражированы следующие материалы, необходимые для учебно-методического обеспечения курса «Основ религиозных культур и светской этики»:

1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы. Программы для общеобразовательных учреждений (17 000 экз.).

2. Кураев А.В. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений (83 000 экз.).

3. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений (58 000 экз.).

4. Основы светской этики. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений (123 000 экз.).

5. Основы православной культуры. 4-5 классы. Электронное издание (83 000 экз.).

6. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. Электронное издание (58 000 экз.).

7. Основы светской этики. 4-5 классы. Электронное издание (123 000 экз.).

8. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для учителей общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой (17 000 экз.).

9. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей (253 000 экз.).

Это количество единиц пособий (каждого вида), изданных для всех регионов-участников эксперимента. Цифры демонстрируют предпочтение, отданное родителя, в пользу трех рассматриваемых нами блоков — приводить количество издание по остальным модулям мы не будем — во-первых, они не рассматриваются в нашей статье. Во-вторых, их объем очень мал — так, по Красноярско-

335

му краю, детей, изучающих другие модули, примерно 2% (из всех учеников 4-5 классов, участвующих в апробации курса «ОРКиСЭ»).

Несмотря на то, что были направлены заказы на дополнительные учебные пособия по курсу ОРКСЭ, и организованно перераспределения уже имеющихся в фондах школьных библиотек, существует нехватка не только электронных, но и учебно-методических пособий. Решение этой проблемы находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. В конце 2010 учебного года туда было направлено прошение, с целью ликвидации дефицита учебного материала.

Только в Красноярском крае курс «ОРКиСЭ» преподает 1684 учителя, из них 449 ведут более одного блока, так как в некоторых школах, особенно сельских, наблюдается острая нехватка кадров. Практически все педагоги ведут свою работу по трем курсам: «ОПК»  — 395 учителей; «ОМРК»  — 383 учителя; «ОСЭ»  — 810 учителей. Начиная с 4-ой четверти 2010 года, по краю наблюдается следующее соотношение учеников 4-5 классов, изучающих курс «ОРКиСЭ»:

- 2010 год четвертая четверть(4 класс): «ОПК» — 4804 учащихся; «ОМРК» — 5417 учащихся; «ОСЭ» — 14636 учащихся.

- 2010 год первая четверть(5 класс): «ОПК» — 3854 учащихся; «ОМРК» — 5617 учащихся; «ОСЭ» — 15583 учащихся.

- 2011 год четвертая четверть(4 класс): «ОПК» — 3423 учащихся; «ОМРК» — 6299 учащихся; «ОСЭ» — 15811 учащихся.

Министерством образования и науки Российской Федерации были предоставлены учебно-методические материалы в следующем количестве: «ОПК» — 5301шт; «ОМРК» — 5655шт; «ОСЭ» — 15404шт. Дефицит коснулся учебников по «ОМРК» и «ОСЭ». Если мы сравним количество учебников, с численностью учащихся, то увидим, что потребности в книгах полностью покрыты только в блоке по «ОПК». Но с началом нового учебного года (все в том же 2010 году), началась ощущаться нехватка учебников по блокам «ОМРК» и «ОСЭ». Тогда как крупные города (сам Красноярск, например) были обеспечены все необходимым, в сельских районах края дефицит ощущается наиболее остро(Балахтинский, Енисейский, Рыбинский районы). Эти данные были озвучены на экспертной конференции «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи в Красноярском крае», 6-7 декабря 2010 года.

Дефицит пособий должен быть восполнен к началу третьей четверти 2011 года. При этом пособия по всем блокам присутствуют в свободном доступе в сети Интернет, и с их подробным содержанием может ознакомиться каждый. Но этот аргумент не может быть использован при решении проблемы обеспечения учебных учреждений учебно-методическим материалом — в нынешнем виде пособия не пригодны к использованию.

Проблемы, связанные с материальным обеспечением образовательных учреждений Красноярского края должны, на наш взгляд, решаться на региональном или федеральном уровне.

5) Плохое техническое исполнение учебных пособий. Несмотря на наличие иллюстраций, красочную обложку они малоинформативны. Связано это и с широкими полями, и с очень крупным шрифтом (хотя курс предназначен для 4-5 классов). Иллюстрации по объему занимают почти столько же места, сколько текст, что делает невозможным размещение в учебниках необходимого материала. Следует или увеличить число страниц, либо изменить оформление. Переплет надо сделать твердым — это снизит износ учебников.

336

В школе №10 города Красноярска, ученикам учебники выдают только на время урока  —  пособия быстро приходят в негодный вид, при постоянном ношении в сумке. Кроме этого, в случае утери учебника, школа не всегда могла выдать новое - количество их строго соответствовало числу учеников.

6) Еще одной проблемой является место нового предмета в расписании занятий.

Первый вариант введения курса — за счет часов регионального и школьного компонентов. Это предполагает взаимосвязь содержания курсов регионального компонента общего образования («Литература Красноярского края», «Художественная культура Красноярского края», «Природа и экология Красноярского края») в состав предметов инвариантной части учебного плана (например, таких, как «Литературное чтение», «музыка», ИЗО, «Окружающий мир»).

Различия могут быть лишь в соотношении часов этих компонентов, отводимых на реализацию курса:

- 1,5 часа регионального компонента (то есть все часы, отведенные на региональный компонент в 4 четверти) + 0,5 часа школьного компонента;

- 1 час регионального компонента + 1 час школьного компонента;

- 0,5 часа регионального компонента + 1,5 часа школьного компонента.

Такое решение наиболее приемлемо для образовательных учреждений, работающих по 6-дневной учебной неделе в 4-х классах, в которых региональный и школьный компоненты составляют 3 часа в неделю.

Если часы школьного компонента отводятся на усиление предметов инвариантной части учебного плана школы, то подобные изменения могут быть произведены безболезненно. С другой стороны, если образовательным учреждением выбрана программа по предмету, требующая большего временного ресурса, чем позволяет инвариантная часть учебного плана, сокращение часов школьного компонента, отводимых на изучение данной программы, может серьезно сказаться на качестве усвоения содержания программы. Необходимо изменение рабочих программ педагогов по предметам, где предполагается интеграция.

Второй вариант решения указанной выше проблемы основывается на изменении единиц учебного времени (урока, года). Так, в федеральном базисном учебном плане 2004 года указано, что продолжительность урока во II—IV классах может быть 35-45 минут. При 35-минутной продолжительности уроков во II—IV классах максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе составляет 25 часов, при 6-дневной - 27 часов. Таким образом, изменение времени, отводимого на один урок, позволяет увеличить количество учебных часов в неделю и ввести в расписание три дополнительных учебных часа (по 35 минут) при 5-дневной или два дополнительных учебных часа (по 35 минут) при 6-дневной учебной неделе.

Этот вариант требует изменений в поурочном планировании по всем остальным предметам учебного плана, а также, возможно, потребует изменений нормативной базы образовательного учреждения. Организационные трудности при этом очевидны в школах, где вместе учатся младшие и старшие школьники — для них потребуется разное расписание звонков. В этом случае придется выделять отдельное помещение в здании школы для учеников, у которых уроки имеют продолжительность 35 минут, так как время перемен у учеников разных параллелей будет различаться.

Но можно пойти и по другому пути: например, увеличить число учебных недель в году или продолжительность учебной недели в 4 четверти, что допуска-

337

ется федеральным базисным учебным планом: «Образовательные учреждения самостоятельно определяют продолжительность учебной недели и могут изменять ее в течение учебного года». В этом случае можно изменить в четвертой четверти расписание уроков в 4 классе либо переформатировать курс «Основы религиозных культур и светской этики» в интенсивные спецкурсы - «погружения» в шестой день. Становится легко объединять детей из разных классов в группы для изучения отдельных модулей и экономить время педагогов и количество часов на их оплату. Это может облегчить работу в образовательных учреждениях, где есть много классов в параллели (классы от «а» до «ё», например) и выбрано несколько модулей для изучения.

Как показывает практика преподавания курса в школе № 145 г. Красноярска использование шестого дня вызывает постоянные изменения в сетке расписания, отсутствие некоторых учителей по болезни и прочее. Все это вызывает не только проблемы и со временем и местом проведения занятий. Нехватка кабинетов вынуждает ставить уроки курса «ОРКиСЭ» последними (6-7 уроки). Это сильно сказывается на ходе самого урока — в школах, даже хорошо обеспеченных, не каждый класс оборудован всем необходимым для полноценного урока. И именно эти уроки «страдают», если в школе, по разным причинам (ремонт), нельзя задействовать все кабинеты. Или же уроки, проходящие в субботу (школа № 10 г. Красноярска) — почти не посещаются учащимися. Если урок стоит в середине дня, то это тоже не дает гарантии, что на нем будут присутствовать все ученики — они могут уйти погулять на улицу, или просто по школе. Такому отношению, во многом, способствует отсутствие системы оценивания предмета — раз нет оценки, то и работать на этом уроке не надо  —  такое отношение детей можно встретить в обеих школах, где проходила практика.

Третий вариант решения проблемы включения нового предмета в школьное расписание предполагает использование второй половины дня:

- факультативное введение шестого урока после проведения спортивного часа или часовой перемены;

- использование индивидуальных часов и введение их в основное расписание;

- использование часов, отводимых на дополнительное образование.

Но ученики, особенно проживающие далеко от школы, скорее всего не будут возвращаться на уроки. Для этого отсутствует мотивация (оценки), и абстрактность самого курса — не все ученики понимают, зачем вообще он им нужен.

Четвертый вариант решений для введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» хорошо подходит для сельских школ. Организация подвоза учащихся 4-х классов из ближайших малокомплектных и малочисленных школ, являющихся филиалами, к базовой школе, в которой будут проводить единый урок для всех учеников четвертых-пятых классов, в рамках выбранного для изучения модуля.

Пятый вариант решений — преподавание того или иного курса (модуля) в разных школах одним педагогом. Такой вариант преподавания курса возможен в условиях города (большого поселка).

Выбирая один из возможных вариантов введения в учебный план образовательного учреждения курса «Основы религиозных культур и светской этики», необходимо проработать изменение нагрузки педагогов в четвертой четверти18.

Таким образом, государственные муниципальные образовательные учреждения так же не готовы к введению нового предмета — необходима подготов-

338

ка специалистов, издание учебных пособий, соответствующих всем академическим требованиям. В современном виде его преподавание курса требует большой дополнительной работы со стороны учителей — ведь, они, как правило, не компетентны в вопросах религиозного образования. Отношение учителей к новому предмету также накладывает отпечаток на качество его преподавания и отношение к нему учащихся (пренебрежение провоцирует их на прогулы). Для успешности реализации курса важную роль играет его материально-технического обеспечение. Следует подчеркнуть, что надо не только редактировать, но, в ряде случаев — полностью перерабатывать методическое сопровождение некоторых модулей курса «ОРКиСЭ».

Под вопросом остается место курса в школьной программе, расписание занятий. Особенно остро эта проблема встает в сельских районах, где на несколько школ может быть один учитель, или наоборот, с нескольких сел, дети учатся в одной школе.

В ходе экспертной конференции «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи в Красноярском крае», проходившей 6-7 декабря 2010 года, модератором секции «Общественно-профессиональная дискуссия «Курс «Основы мировых религиозных культур и светской этики»: каковы общественные ожидания относительно эффектов учебного курса? Как оценивают педагоги итог первого шага апробации?» религиоведом Л.И. Григорьевой было вынесено предложение, внести в итоговую резолюцию конференции предложение по совершенствованию преподавания нового школьного курса, в том числе идея о возможном соединении модулей, предполагающая не параллельное их изучение, а последовательное.

На наш взгляд, такой подход является более предпочтительным — дает более полное представление о месте и связи всех культур, входящих в программу курса, в истории России. Поочередно изучая все блоки, ученик научиться ценить религиозную и культурную традиции не только своего народа, но и всех тех этносов, верования которых представлены в программе курса «ОРКиСЭ».

 

1 Религиозная культура в светской школе: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. Гармаш Л.С. и Понкин И.В. М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2007. С. 3.

2 Комплексный учебный курс. «Основы религиозных культур и светской этики». Примерная программа и структура. Аннотация.(http://www.apkpro.ru/content/view/2498/625/).

3 О краевом (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае. // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края, 26 июля 2004 года, № 19(24)) от 25 июня 2004 года № 11-2071.

4 Закон края от 20 декабря 2005 года № 17-4256 «Об установлении краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае».

5 Пресс-служба Министерства образования и науки Российской Федерации. (http://www.school.edu.ru/news.asp?ob_no=79919)

6 Кафедра религиоведения приняла активное участие в эксперименте по введению «ОРКиСЭ». (http://cultus.org.ru/).

7 Материалы регионального семинара-совещания в Красноярском кpae.(http://www.orkce.ru/node/122)

8 О программе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и  методикам преподавания». (http://www.schools.marsu.ru/mio/ORKCEdocumenty/npo4He/o%20nporpaMMe.doc)

339

9 Диакон Андрей Кураев. Основы православной культуры. Учебник для 4-5 классов общеобразовательной школы. Издание неофициальное. Текст печатается по состоянию на 22 февраля 2010 г. (http://www.diak-kuraev.livejoumal.com/)

10 Борьба за души или за рейтинги? (http://www.apkpro.ru/content/view/2537/624/). Каковы итоги двух месяцев преподавания предмета ОРКСЭ? (http://www.deti-66.ru/forteachers/formalped/2052.html)

11 Смирнов А.В.. Учебник нужен, но его придется переписать с нуля (http://iph.ras.ru/s_0.htm).

12 Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов. М: Просвещение, 2010. 80 c.

13 Смирнов А.В. Заключение по модулю «Основы мировых религиозных культур».(http://iph.ras.ru/page45045828.htm).

14 Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. / Сост. и глав. науч. ред. А.А. Грицанов. Мн.: Книжный Дом, 2003. 1280 С. (Мир энциклопедий). С.1240.; Ротенфельд, Ю. Философия морали. Труды членов Российского философского общества. Вып. 7. Московский философский фонд, 2004. 387 c. (http://www.servicism.lg.ua/b_rot_st23.htm)

15 Понкин, И. «Пособие формирует недопустимо упрощенное содержание понятия «зло». // Русская народная линия. Информационно-аналитическая служба.(http://www.ruskline.ru/analitika/2010/12/14/posobie_formiruet_nedopustim...).

16  Коллективизм. // Большая советская энциклопедия. (http://bse.sci-lib.com/article062823.html)

17 Зубец, О.П. Экспертная оценка оригинала-макета учебника «Основы светской этики» 4-5 кл. (http://iph.ras.ru/page50562154.htm)

18 Методические рекомендации «Возможные варианты введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах образовательных учреждений Красноярского края».(http://www.kipk.ru/files/fck/20/file/metodi4eskie_rekomendacii.doc)

340