Отношение российской молодежи к религии и теория секуляризации

Версия для печатиВерсия для печатиPDF-версияPDF-версия
Автор статьи: 

Источник: Гиндер И.А. Отношение российской молодежи к религии и теория секуляризации. // История образования и науки в Сибири. Вып. 3. - Красноярск, КГПУ, 2009. - 288 с. - С. 23-28.

Сегодня молодёжь России - это 39,6 миллиона молодых граждан, 27 % от общей численности населения страны. В соответствии со стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р, к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет. Понять особенности сознания и поведения верующей и неверующей молодежи в России можно, лишь учитывая наличие двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны, это повышение популярности религии, усиление ее роли и влияния религиозных институтов, с другой - развертывание процессов секуляризации и глобализации, утверждение в сознании людей в качестве глубинных мотивов жизнедеятельности нерелигиозных ценностей и идей1.
Одной из первых в постперестроечный период (февраль 1997 г.), всероссийских исследований религиозности современной российской молодежи стала работа С.А. Григоренко «Молодежные организации России и религия», в которой автор отмечал, что к верующим себя относят 39-46 % молодых россиян2. Он указывал на размытость религиозных представлений, но не выделял, во что именно верят молодые люди.
В конце 1990-х гг. Российским независимым институтом социальных и национальных проблем было проведено три общероссийских исследования: первое - в ноябре-декабре 1997 г., два других - в октябре 1998 г. и апреле 1999 г. Они проводились с целью изучения религиозных взглядов молодежи до и после экономического кризиса 1998 г. в России. Верующими себя назвали 32,1 % опрошенных, колеблющимися между верой и неверием - 27 %, 13,9 % безразлично относятся к религии, неверующих -14,6 %. В отличие от предыдущего исследования, в этом очевид-
23
но разделение респондентов на конфессиональные подгруппы. Согласно этому исследованию, идентифицирующих себя как православных можно найти не только среди колеблющихся (56,2 %), верующих в сверхъестественные силы (24,1 %), но и среди индифферентных (8,8 %) и даже среди 2,1 % неверующих.
Ретроспектива экономического кризиса 1998 г. в России позволяет нам делать выводы по аналогии и прогнозировать развитие молодежи на данном этапе, ведь, как известно, в 2008 г. вновь начался экономический кризис, причем уже мирового масштаба. С.А. Зутлером сделан вывод, что кризис августа 1998 г. и последующие социально-экономические процессы серьезно не повлияли на собственно мировоззренческие - религиозные или атеистические — воззрения групп молодежи, но они проявились в особенностях отношения к тем или иным политическим событиям, экономическим и нравственным реалиям.
В 2000-х гг. религиозная ситуация сильного изменения не претерпела, результаты сопоставимы с исследованиями 1990-х гг. Согласно полученным Центром социального прогнозирования данным (2005 г.) наблюдаются рост религиозности (44,5 % молодых респондентов заявляют о вере в Бога), ослабление позиции сознательного безверия (8,8 % молодых респондентов не верят ни в какие сверхъестественные силы). Однако религиозное мировоззрение у значительной части молодых верующих — особенно тех, кто склонен, следуя своеобразной «моде», к внешней, показной религиозности - отличается размытостью, неопределенностью, отсутствием ясного содержания3.
В это же время, в 2006 г., лабораторией проблем молодежи НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ было проведено исследование религиозности молодежи, результаты которого рассмотрены Н.В. Клинецкой4: верующих в Бога, но не соблюдающих религиозные обряды и правила, по России 58,2 %, однако глубоко верующих - всего 2,3 %. При этом 80 % молодежи считают себя верующими в той или иной степени, но только половина из них являются приверженцами какой-либо конфессии, более 90 % склонны отдавать предпочтение православию. Н.В. Клинецкая отмечает, что среди многочисленных исследований, проводимых лабораторией проблем молодежи, данный опрос впервые зафиксировал влияние религиозности молодежи на чувство патриотизма. Тенденция интересная, однако она пока слабо верифицируется.
В целом, как видим, за последние 15 лет религиозность молодежи выросла. Если в 1997 г. С.А. Григоренко предоставляет данные о 39-40 % процентах верующей молодежи, то уже в 2006 г. Н.В. Клинецкая называет 58,2 % верующих в Бога.
Выявить отношение к православной традиции помогают конфессиональные исследования. По данным социологических исследований, проведенных социологическим факультетом Пра-
24
вославного Свято-Тихвинского гуманитарного университета в 2008 г., верующими себя считают 71,2 % молодежи в России. Из них каждый второй себя назвал православным или христианином, 4,9 % респондентов отнесли себя к мусульманам, другие религии исповедуют лишь 1 % молодежи. Но при этом всего 3,5 % молодежи соблюдают посты, 9,4 % респондентов причащаются и исповедуются не менее одного раза в год5. Опрос показывает, что большая часть молодежи, причисляющая себя к православным верующим, не соблюдает ни постов, ни таинств. По сути, эти молодые люди являются носителями православной традиции.
Таким образом, на фоне ослабления регулятивного влияния религии на различные стороны социальной жизни значительно вырос уровень религиозности, в том числе молодежи. Однако молодежь имеет одностороннюю связь с религией. Для большинства молодых людей религиозность распространяется не дальше внутреннего мира личности. Индивидуализм стал главным критерием ее формирования. Внутренний мир молодого человека закрыт от других и считается самоценностью6. Российская молодежь уединяется, противопоставляет себя, дистанцируется от нынешней Русской православной церкви. Для кого-то это форма протеста против современного положения вещей в церкви, для кого-то — осознанно выбранный жизненный путь. Причины разные, но все они приводят к тому, что российская молодежь к религии в общем, и к православию в частности относится индивидуалистично.
Однако существует иная точка зрения на религиозность российской молодежи. Зарубежные исследователи, занимающиеся российской проблематикой, посвятили немало работ изучению религиозности молодых россиян. А.В. Посадский систематизировал разрозненные материалы зарубежных исследователей (1996-2005 гг.) и опубликовал их в статье «Религиозная жизнь студенческой молодежи России в контексте современных зарубежных исследований и стратегические перспективы развития духовного просвещения в России»7. А.В. Посадский пишет, что российская молодежь находится в состоянии интенсивного религиозного поиска (скорее всего, он подразумевает здесь и далее по тексту часть молодежи, идентифицирующую себя как «верующих в Бога»). Но поиск религиозных смыслов молодыми россиянами часто противоречив и непоследователен. Их восприятие религиозного мира подчас характеризуется синкретизмом и эклектикой (что мы могли увидеть из результатов ранее приведенных социологических исследований).
В качестве существенной черты религиозности студенческой молодежи России европейские исследователи выделяют наличие развитого религиозного чувства. Чувство присутствия священного, возникающее при входе в здание церкви, а также тесно связанные с ним ощущения собственной недостойности и греховнос-
25
ти могут быть рассмотрены в качестве характерных свойств религиозности молодых россиян. Также характерно пробуждение сильных религиозных эмоций в сложных жизненных ситуациях, когда очевидной становится несостоятельность обывательского подхода к жизни и мировоззренческих стереотипов массовой культуры.
В зарубежных исследованиях принято говорить о «приватном характере» религиозности российских студентов. Речь идет о распространенном в студенческой среде взгляде на религиозную жизнь как интимную сферу личной жизни, отведении религии места в секторе частной жизни, убежденности в том, что искренняя религиозность не рассчитана на показ и публичная манифестация религиозности может быть связана с неподлинной, эгоистической мотивацией. Однако, перекинуть смысловой мост от приватной религиозности российских студентов к приватной религиозности студентов Запада оказывается делом чрезвычайно сложным. Приватная религиозность западного студента обусловлена развитием процесса секуляризации, утвердившего взгляд на религиозную жизнь как на одну из возможных сфер человеческой жизнедеятельности, не имеющей обязательного статуса. Религиозность российского студента связана с утверждением образа верующего, духовная жизнь которого протекает в глубине сердца, охватывая его целиком. Попытки европейских исследователей объяснить особенности религиозности российских студентов советским прошлым, во время которого была сделана попытка целиком вытеснить религию из сферы публичной социальной жизни, заменив ее квазирелигиозной идеологией, лишь отчасти можно назвать удачными. Потому как современную молодежь советское прошлое касается лишь косвенно, через влияние старшего поколения. Большая часть современной российской молодежи сформировалась уже после 1991 г.
В качестве одной из наиболее важных характеристик религиозной жизни российского студенчества, с позиции зарубежных исследований, можно выделить отсутствие критического отношения к традиционным формам религиозной жизни и, прежде всего, к православию. Православная традиция воспринимается без критицизма, как духовное наследие, укорененное в собственной истории и помогающее найти в ней место молодому поколению. Православие - это духовное наследие, максимально актуальное для современности в силу того, что оно служит сохранению национальной идентичности, несет единство в социальную жизнь во время социальных катаклизмов, способствует утверждению сострадания и взаимопомощи в разобщенном российском обществе8. Студенты, по мнению европейских специалистов, считают, что вне православного фактора невозможно нормальное функционирование социальной жизни России, сохранение коллективной идентичности россиян и само существование русской нации в современности.
26
Кроме различий, возможно установить и сходство. В целом в Европе студенты, исследующие гуманитарные дисциплины и социологию, более религиозны, чем изучающие естественнонаучные дисциплины. Данный факт объясним, скорее, тем, что студенты, принадлежащие к традиционным конфессиям, ищут в гуманитарном знании развитие и дальнейшее оформление своего религиозного миросозерцания.
Необходимо отметить, что статистические данные по России опровергают теорию секуляризации, утверждающую, что с каждым поколением религиозность неуклонно ослабевает. Сегодня молодое поколение (18—20 лет) по всей России и среди студенчества более ориентировано на традиционные религиозные ценности, чем люди среднего возраста. Поколение 30-59 лет охвачено традиционной христианской верой в меньшей степени. Поколение 60-летних лишь немного превышает по степени религиозности молодежь. Подобные данные не гармонируют с западноевропейской ситуацией, где пожилые люди являются самыми обычными прихожанами, а молодежь интенсивно порывает с традиционными формами религиозной жизни. В странах Западной Европы секуляризация является всеобщей социальной тенденцией, выражающейся в вытеснении религиозных институтов из социальной жизни, изменении содержания самой религии под воздействием современности. Ситуация углубленной секуляризации не характерна для России, где религиозные институты находятся в состоянии партнерства со светскими, распространен достаточно консервативный подход к содержанию религии, а влияние религии на личную жизнь продолжает усиливаться.
Некоторые европейские исследователи склонны видеть причину религиозного возрождения России в крепкой коллективной религиозной памяти россиян, выдержавшей проверку атеистической эры и обеспечившей непрерывное единство и целостность российской истории. Отсутствие сломанного моста с прошлым, обеспечившее религиозную преемственность посредством коллективной религиозной памяти, можно рассматривать в качестве необходимого условия религиозного ренессанса.

Примечания
1 Каргина И.Г. Нелинейная секуляризация и новые формы религиозности в России и Европе: мат. III Всерос. социолог, конгресса «Социология и общество: пути взаимодействия». М., 2008.
2 Григоренко С.А. Молодежные организации России и Религии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. № 2 (12). 1997. С. 20.
3 Российская молодежь: проблемы и решения. М., 2006.
4 Клинецкая Н.В. Религия  и молодежь  в регионах России. URL: http://www.isras.ru/abstract_bank/1209378829.pdf
5 Большинство российской молодежи верит в Бога  — опрос. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=27897
27
6 Коул Э., Кобиа С. Сильный индивидуализм и материализм — новые вызовы христиан постсоветских стран. URL: http://ru.christiantoday.com/article/2799.htm
7 Посадский А.В. Религиозная жизнь студенческой молодежи России в контексте современных зарубежных исследований и стратегические перспективы развития духовного просвещения России. URL: http://pokrov-forum.ru/science/prav_phil_kult/statia/molodej_rossii-s11.php
8 Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2003.
28