Источник: Зомонов М.Д. О специализированной культуре буддизма в Российской Федерации: краткий дискурс и рефлексия. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с элементами научной школы для молодежи. «Философия в диалоге культур».14-17 октября 2009 года. Республика Калмыкия, г. Элиста, КГУ. – Элиста, 2009.
Известно, что морфологией культуры считается учение о внутренней структуре культуры и ее организационно-функциональном строении, что теоретики культурологии разрабатывают ряд концепций, которые делят культуру по разным основаниям. Так, культуролог А.Я.Флиер структурирует культуру на обыденную и специализированную, полагая, что основные функции человеческой жизнедеятельности возникали в недрах обыденной культуры, что со временем выделялись в специализированные профессии, освоение которых невозможно без специального профессионального образования, на чём строится специализированная культура. Он выделяет четыре блока осуществления человеческой жизнедеятельности, представленные следующими областями социальной практики:
Культура социальной организации и регуляции;
Культура познания рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений;
Культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации;
Культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека [1].
Согласно названию нашей статьи, в русле изучения буддизма вкратце рассмотрим второй блок культуры познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений.
Очевидно, морфология культуры буддизма прослеживается на её обыденном и специализированном уровнях. Следовательно, рядовые верующие – носители обыденной буддийской культуры, а ламы (священники) – специализированной. Более того, культура буддизма охватывает все четыре блока жизнедеятельности человека, потому что структура буддизма можно выделить материальную и духовную форму культуры, а также социальную культуру и культуру личности.
Специализированная культура буддизма географически распространялась в северном векторе образованными ламами по схеме «Индия – Тибет – Монголия - Россия», приобретая синкретический характер и смысл в процессе аккультурации. Носителями этой культуры последовательно становились индус, тибетец, китаец, монгол, россиян (бурят, тувинец, калмык и др.), и они учились друг у друга по принципу «учитель-ученик» и наоборот. Так, буряты были учениками тибетских и монгольских лам, а позже некоторые из них их учителями (Агван Доржиев, Лыгден Аржигаров и др).
В постсоветскую эпоху в нашей стране создались благоприятные условия для прививания буддийской культуры среди её населения: на специализированном уровне работают как российские, так и зарубежные ламы, имея институты, центры, дацаны, дуганы в различных регионах Российской Федерации.
В этой связи хотелось бы особо отметить деятельность зарубежных буддистов, особенно тибетских, под руководством Его Святейшества Далай-Ламы ХIV, Тензина Гьяцо. По его мнению, в России начинается эпоха возрождения духовных традиций, и созданы условия для знакомства людей с буддийской культурой, с Дхармой. Благодаря его деятельности российские студенты учатся в Индии; в свою очередь, Его Святейшество учредил в Москве Центр тибетской культуры и информации и направил для работы в этом центре своего духовного представителя, ученика Джампа Тинлея, геше-ла, выпускника Центральной школы для детей тибетских беженцев, затем Центрального Тибетского института в Сарнатхе, где выпускники владеют санскритом, хинди и английским языком, где в 1985 г. Вангчен Тинлей получил степень «шастри» (бакалавра) буддийской философии, а в 1987 г. он принял обеты монаха-гелонга и получил духовное имя Джампа Тинлея, что означает «деятельная любовь», позже он занимался медитацией под руководством Далай-Ламы и Пано Римпоче - тайного йогина, передавшего геше-ла учение о Бодхичитте. Его же учителем был геше Намгьял Ванчен, буддийский философ, знаток доктрины Пустоты, лама из дацана Лоселинг. Учителями геше Тинлея также были другие, самые выдающиеся буддийские ламы современности.
С 1993 г. начиналась непрерывная деятельность геше Джампа Тинлея в России. По Джампа Тинлею возрождение монастырского образования, создания Дхарм-центров для обучения светских людей буддийской философии и медитации и организации преподавания буддийской философии в ВУЗах являются главными направлениями возрождения и распространения буддизма в России. В Москве, Элисте, Новосибирске, Иркутске, Томске, Красноярске, Уфе, Улан-Удэ и в других городах им созданы Дхарма-центры под названиями «Арья-Баала», «Московский центр Ламы Цонкапы», «Зёленая Тара», «Майтрейя», «Атиша», «Сарасвати», «Ченрези», «Ваджрапани», «Чакрасамвара», «Манджушри», «Тушита» и др, а также община «Буяны уилс» в Монголии, где он даёт представление о тантре, объясняет понимание сущности тантрического посвящения.
На специализированном уровне геше Тинлеем систематически читаются лекции-ретриты по многим видам и формам культуры буддизма в различных аудиториях Российской Федерации; им же опубликованы авторские работы по буддизму на русском, бурятском, калмыцком и тувинском языках; о нём же имеются множество позитивных по содержанию публикаций в газетах и журналах России [2].
В заключение следует сказать о том, что по нашему наблюдению, профессиональная деятельность тибетских лам в России высоко оценивается как буддистами, так и небуддистами, в частности, в сфере культуры физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека. Благодаря их профессионализму, идёт успешный диалог культур «Восток-Запад» и «Юг-Север».
Литература
Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие.- М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.- С. 134-137.
Урбанаева И.С. Досточтимый Учитель геше Джампа Тинлей – 15 лет в России (1993-2008): хроника событий и воспоминания учеников.- Улан-Удэ: РИО БО «Зелёная Тара», 2008.- С.172.
Последние комментарии