Православие в Сибири: особенности распространения и влияния (с начала XVII в. до 1943 г.)

Версия для печатиВерсия для печатиPDF-версияPDF-версия
Автор статьи: 
Источник: Гиндер И.А. Православие в Сибири: особенности распространения и влияния (с начала XVII в. до 1943 г.). // География, история и геоэкология Сибири: материалы всероссийской научной конференции, посвященной 75-летию образования Красноярского края. Вып. 4: в 2 т. Т. 2 / ред. кол., отв. ред. В.П. Чеха; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2009. - 332 с. - С. 190-195.
 
Вопросу возникновения и становления православия в Сибири в дореволюционных публикациях и публикациях авторов нашего времени уделяется значительное внимание. Сложилось понятие «историки сибирской церкви», к которым принадлежат имена НА. Абрамова, А.И. Сулоцкого и др.
По свидетельству Ремезовской летописи, принимаемой большинством историков, уже в отряде Ермака было три православных священника и некий «старец бродяга», ко-
190
торый хорошо знал и исполнял все сложные правила церковного богослужения [1]. Расширение влияния православия было неотъемлемой частью освоения новых земель российским народом.
Софроновым В.Ю. выделяются три этапа становления православия в Сибири. Первым этапом проникновения православия в Сибирь стал поход дружины Ермака и последовавшее затем строительство первых сибирских городов. Главная цель похода - очищение сибирской земли от «богомерзостей», т. е. борьба с языческим сопротивлением. Ко второму этапу Софронов В.Ю. относит учреждение Сибирской епархии с размещением архиерейской кафедры в Тобольске и назначение на нее (8 сентября 1620 г.) первого архиепископа Киприана (Старорусенина). Этому предшествовало открытие во вновь основанных сибирских городах православных храмов и монастырей при их подчинении в разное время епископам Казанской, Ростовской или Вологодской епархий. Как писал П.А. Словцов: «Политическое возобладание русскими Сибирью равномерно совершалось и в христианском разуме, через сооружение часовен, церквей, монастырей и соборных храмов. Общее правило тогдашних русских: где зимовье ясачное, там и крест или впоследствии часовня» [2].
Софронов В.Ю., выделяя третий этап, приводит следующую цитату: «В 1636 г., 25 июля, в Тобольске явилась одной жене пресвятая Богородица с чудотворцем Николаем, повелевая сказать о своем святом явлении архиепископу, воеводам и всем христолюбивым людям, чтоб во имя ее святого, честнаго и славного знамения, которое было в Новгороде, воздвигнули в Тобольском уезде, в селе Абалак, другую церковь подле Преображения церкви» [3]. Именно это событие, произошедшее через пятьдесят лет после основания первого сибирского города (1586 г.), следует считать, по мнению Софронова В.Ю., третьим этапом духовного освоения Сибири как православной земли. Само знамение верующими людьми было воспринято как
191
покровительство Богородицы над вновь приобретенных краем.
Именно эти три этапа стали основополагающими, во время которых общность государственной территории становится и общностью культурной, общерелигиозной.
Православная церковь приросла новыми сибирскими епархиями и приходами, обрела новых святых и просветителей. В 1620 г. учреждена Сибирская епархия; в 1834 г. открыта Томская епархия (в ее составе с 1879 г. существовало Бийское викариатство - на Алтае успешно действовала знаменитая духовная миссия, заложившая прочные основы научной лингвистики алтайских языков); в 1840 г. учреждена Камчатская епархия, разделенная в 1898 г. на Благовещенскую и Владивостокскую; создание Енисейской епархии датируется 1861г., Якутской- 1869г., Забайкальской - 1894 г. [4].
Растут также старообрядческие поселения на территории Сибири. К 1916 г. на территории Енисейской губернии проживали более 13 тысяч старообрядцев, из них 80 % - в Минусинском и Ачинском уездах [5].
Но все положительные результаты деятельности церкви на территории Сибири оказались почти полностью уничтожены за советский период. Даже в период временного падения советского режима на территории Красноярского края летом 1918 г. и в последующие месяцы «красный террор» только усилился по отношению к православным пастырям [6] (это объясняется открытой поддержкой епископом Красноярским и Енисейским правительства Колчака).
На первоначальном этапе процессы носили разнонаправленный характер. В конце 1922 г. Сиббюро ЦК
РКП(б) была разработана новая программа антирелигиозной пропаганды. По мнению «сценаристов», проходившие ранее кампании (так называемая «антипоповская» кампания и кампания борьбы с религиозными предрассудками] достигли своей цели. Они подготовили народные массы к восприятию новых идей. Грубая антиклерикальная агита-
192
ция условиях общего нарастания нигилистической волны, сомнений во всех прежних традициях и ценностях, находила отклик у широких масс [7].
В этот же период в религиозной среде широко расходились слухи о необыкновенных событиях: «святых ключах», «обновлении икон», «явлении бога» и т.д. В статье из газеты «Советская Сибирь» (Новосибирск) «Христос в Хакасии» (1926 г.) писали следующее: «В Хакасии, среди белого дня, появился Христос. Когда и при каких обстоятельствах, зачем и почему, конечно, никто не знает. Толков и суждений разнообразных по этому поводу много. Но уверяют, что явился «он» в белой одежде и солнечном сиянии...» [8].
Обновленческое движение также повлияло на события, происходящие в 20-е гг. XX в. [9]. Противоречия в обновленческой среде из-за активной поддержки этого движения советской властью были столь велики, что уже в 1923 г. произошел отток многих клириков из «обновленческой» церкви. В результате ломки единой административной структуры Красноярской и Енисейской епархии сложилась автономная система управления «тихоновскими» «обновленческими» приходами, сепаратистские тенденции привели к образованию к 1923 г. де-факто двух независимых епархий на юге региона [10]. Жизнедеятельность «тихоновских» приходов, находившихся на территории Енисейской губернии, была восстановлена только к марту 1925 г., что в свою очередь привело к потере позиций обновленческого движения [И].
Однако уже в 30-е гг. XX в. процесс духовного возрождения сошел на нет. Функционирующих молитвенных зданий к 1936 г. в СССР осталось 23,5 % (10695) от бывших До революции. В 1938 г. в СССР не существовало ни одного православного монастыря. После присоединения Восточной Прибалтики, Западной Украины и Бессарабии их стало 64 (в 1914 году было 1025). К 1941 г. Русская православная церковь имела 3021 действующий храм, причем около 3 тыс. из них находилось на территориях, присо-
193
единенных в 1939-1940 гг. От высшего духовенства в предвоенные годы осталось четыре человека [12]. Вторая мировая война внесла свои коррективы в религиозную политику в СССР. В условиях вынужденного военно-политического союза с Великобританией и США И.В. Сталин стал перед необходимостью прекратить антирелигиозную и антицерковную кампании в СССР, которые имели крайне негативное воздействие на общественное мнение союзных держав; Рузвельт прямо обусловил оказание помощи ослаблением репрессий против религии в СССР «Уже в конце октября 1941 прибывший в Москву его [Ф.Д. Рузвельта] личный представитель А. Гарриман сообщил Сталину об обеспокоенности американской общественности судьбой Русской Церкви, передал просьбу президента улучшить её правовое и политическое положение в России» [13]. Так начался новый этап в истории православия в России и Сибири в частности.
 
Библиографический список
1. Сибирские летописи. СПб., 1907. С. 316.
2. Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. Кн. 1.М., 1836. С. 36.
3. Буцинский П.Н. Сибирские архиепископы: Макарий, Нектарий, Герасим. Харьков, 1891. С. 45.
4. Булгаков СВ. Настольная книга для священно-церковнослу-жителей. Ч. II. М., 1913. С. 1395-1418.
5. Доброновская А.П. Религиозная жизнь населения Приени-сейского региона на переломе эпох (1905-1929 гг.). (Кандидатская диссертация). Машинопись. Красноярск. 2007. С. 31.
6. Красноярская епархия. URL: http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=6903
7. Доброновская А.П. Архивные документы об антирелигиозной пропаганде. 1920-е гг. URL: http://cultus.org.ru/rnaterial/dobronovskaya14.php
8. Доброновская А.П. О религиозности населения в 1920-е гг. Архивные документы. // http://cultus.org.ru/material/dobronovskaya9.php
9. Титлинов Б.В. Новая церковь. Пг.; М., 1923.
194
10. Архивный отдел администрации г. Ачинска. Д. 5. Л. 15, 16 об; Д. 8-42,45, 46; ГАКК. Ф. П. - 60. Оп. 1. Д. 768. Л. 1-7.
11. Доброновская А.П. Религиозная жизнь населения Приенисейского региона па переломе эпох (1905-1929 гг.). (Кандидатская диссертация). Машинопись. Красноярск, 2007. С. 112-113.
12. русская православная церковь и коммунистическое государство 1917-1941. Документы и фотоматериалы. М.: ББИ, 1996. С. 303.
13. Шкаровский М.В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущёве. М., 2005. С. 284.