Православная традиция и современная молодежь в Сибири

Версия для печатиВерсия для печатиPDF-версияPDF-версия
Автор статьи: 

Источник: Гиндер И.А. Макарьевские чтения: материалы восьмой международной конференции / Отв. ред. В.Г. Бабин. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. - 408 с. - С. 177-184.

Православие является традиционной конфессией для российского общества. Именно отношение к православной традиции современной молодежи Сибири становится одним из критериев, указывающим на возможности встраивания молодежи в российское общество государством. Однако стоит отметить, что такая возможность появляется только при позитивном отношении молодежи к православной традиции1.
Молодежь подвижная и мобильная социальная группа — она реагирует на малейшие изменения в жизни социума, она может, как отвергать традиции социума, так и давать импульс к их развитию. Изучение отношения современной молодежи Сибири к православной традиции, в контексте происходящих перемен

177

в российском обществе, позволяет определить некоторые тенденции и перспективы общей направленности перспективного социального развития.
Православие в Сибири уже не имеет столь твердых позиций, какие оно имело до начала XX в. Численность православных воцерковленных на порядок уступает другим христианским конфессиям2, (чего не скажешь о европейской части России). Это создает особые проблемы при проведении социологических исследований.
Стоит также отметить, что современные условия исследования отношения молодежи Сибири к православной традиции отличаются от советских. В советский период рамки для исследования православной и в целом конфессиональной проблематики были определены в работе И.Н. Яблокова «Методологические проблемы социологии религии» в 1972 г.
В этот период исследования религиозности, и православия в частности, проводились иными масштабами, чем это происходит сейчас. В сборе данных были задействованы целые сельские районы, миллионные города - данные собирались с более чем пятисот семей. Это были не только анкетирования, а личные беседы продолжительностью более 30 минут и включенное наблюдение. Выделение верующих, получение достоверных сведений достигалось максимальной репрезентативностью3.
Проблемам современной молодежи Сибири уделялось также немало внимания. К одной из самых ранних (1987 г.) работ можно отнести работу «Социологи о молодежи Красноярского края» - данная работа посвящена социальному самочувствию молодежи Красноярского края. В 1987 г. были получены противоречивые данные4. 42,28% молодых людей верят в гадания, в вещие сны верят 53,95%. При этом в Бога верят в среднем не более 2% студентов. Но противоречивы они только в свете современных исследований, в которых более 50% молодежи, указавшей свою принадлежность к православию, сделали это номинально.
Продолжил изучение проблематики религиозности молодежи в рамках Красноярского государственного университета профессор Г.В. Немировский, проводящий мониторинг с 1987 г. по сегодняшний день. В своей статье «Тенденция «квазирелигиозности» в среде красноярского студенчества»5 он дает срез с 1987 по 2000 гг. Для нас интересны результаты 2000 г., так как 1987 г. мы уже рассмотрели выше. В гадания в 2000 г. верить стали 78% молодых людей, в вещие сны - 81%. При этом в «существование Высшего разума в той или иной форме» верят 83% студентов. В 2000 г. ситуация выровнялась — молодые люди, стали верить во все, а не выборочно. По мнению Г.В. Немировского в сознании студентов г. Красноярска с поверхностными взглядами сосуществует целостная структура "квазирелигиозных" представлений, ядро которой сложилось из взаимодействия двух тенденций: формирование универсумного мировоззрения и утверждение принципов миротворчества и ненасилия.
В Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева исследования ценностных ориентации студентов ведутся Центром комплексных социологических исследований с 1992 г. Последние данные получены в 2003 г. (N=1530) - это исследование, в отличие от работы Г.В. Немировского, не затрагивает напрямую религиозный аспект мировоззрения студентов. В то же время авторами делается вывод, что анализ ценностных ориентации и представлений о факторах жизненного успеха будущих учителей сви-

178

детельствует, что студенты-сибиряки даже в условиях «дикого рынка» в своем большинстве сохраняют верность народным традициям России6.
Для полноты картины религиозности молодежи мною было проведено дополнительное исследование в 2007 г. Для проведения анкетирования была выбрана аудитория с использованием гнездовой выборки (этот метод предполагает отбор в качестве единиц исследования не отдельных респондентов, а групп или коллективов с последующим сплошным опросом в отобранных группах). Для исследования были взяты две школы №10 и №88 и детский дом-лицей им. Хазрета Совмена (N=168), Так как все респонденты были школьниками 10-11 классов, за исключением детей из детского дома-лицея им. Хазрета Совмена, для них была разработана единая анкета. Сбор данных проводился в один промежуток времени, март-апрель 2007 г. Все три анкетируемые организации (две школы и детский дом-лицей) прошли групповое анкетирование. Обработка данных проводилась при помощи компьютера, но при этом удалось избежать зашифровывание исходных данных — ответы фиксировались в буквенном виде (такая возможность появилась с развитием специализированного программного обеспечения). Благодаря этому, качество обработки первичных данных намного выросло. Сбор данных был обусловлен тем, что во всех учебных заведениях не преподавалось религиоведение или какой-либо другой знакомящий с религией предмет. Поэтому респондентам задавались вопросы общего характера, для выяснения общего отношения к религии. Респондентам было предложено ответить на следующие вопросы:

Таблица №1.

Я бы себя увереннее чувствовал, если бы знал что-то о религии «да»  75% «нет»  5%  «не уверен»  20%
Как Вы относитесь к религии? «хорошо»  53% «плохо» 11% «не знаю»  36%
Хотели бы Вы ходить на религиоведение? «да» 21% «нет» 70% «я бы прогуливал в любом случае» 9%
Считаете ли Вы полным свое образование без знания религии? «да» 67% «нет» 13% «не знаю» 20%

Наиболее интересным для нас становится вопрос об отношении школьника к религии как таковой. Большинство (53%) высказалось положительно, плохо относится всего лишь 11%, однако для нас особо интересным, в связи с таким большим результатом (36%), становится графа «не знаю». К старшим классам у подростка не сложилось отношение к религии, подросток предстает перед нами чистым листом, что было не характерно в советский период. Как видно из таблицы №1, подавляющее большинство школьников чувствуют себя неуверенно (75%) без знаний о религии, но в то же время посещать предмет религиоведение почти никто не готов (70%) - можно предположить, что это связано с непрерывным повышением общей учебной нагрузки на школьника из года в год.

179

Проверяющим вопросом об отношении к религии стал «Считаете ли Вы полным свое образование без знания религии?». Согласны с этим утверждением 67%, т.е. большинство. Отрицательный и индифферентный ответ собрал немного голосов — 13% и 20% соответственно.

Из вышеизложенных статистических данных можно сделать вывод, что в изучении молодежного сообщества Сибири трудно делать акцент на конфессиональные различия по объективным причинам. Молодые люди в принципе ничего не знают о религии, не говоря уже о различных конфессиях.

Многих специалистов это не смущает и они в свои вопросники включают прохристианские вопросы, изучая общее отношение к религии. Одним из часто встречающихся становится вопрос веры в Бога. Однако мы знаем, что большинство восточных верований не предусматривает в принципе личного божественного начала в вероучении.

В России традиционно принято выделять определенный ряд регионов, в которых подавляющее большинство населения являются представителями одной религиозной деноминации (Татарстан — ислам, православие; Бурятия — буддизм; Якутия — шаманизм, православие и т.д.). Но в изучении всей Сибири данный подход не применим в силу сложившихся исторических обстоятельств развития региона.

Для сравнения можно взять Красноярский край и Белгородскую область (в обоих регионах епархиальные границы совпадают с административными). Красноярский край, как известно, находится на территории Сибирского федерального округа, а Белгородская область яркий представитель Центрального Федерального округа (Центрально-Черноземный район). Двумя самыми яркими критериями для сравнения этих двух регионов являются для нас территориальный размер и уровень присутствия Русской православной церкви. Под уровнем присутствия в данном случае имеется ввиду количество приходов в регионе.

Территория Красноярского края в 87 раз больше Белгородской области7 (соотношение регионов подсчитано мною). При этом в Белгородской области на 48 православных приходов больше, чем в Красноярском крае - 262 против 214 (соотношение количества приходов подсчитано мною).8 Конечно, с каждым годом ситуация в регионах меняется и вполне вероятно, что в обоих регионах количество приходов успело измениться в ту или иную сторону, но общая картина при этом сильно не поменяется. По сравнению с Белгородской областью в Красноярском крае Русская православная церковь имеет минимальный, незначительный уровень присутствия. Из этого следует, что каким-либо образом эффективно повлиять на сибирскую молодежь православие не может. В этом вопросе молодежь предоставлена сама себе.

Для изучения отношения к православию молодой человек (респондент) должен быть знаком с православием как таковым, независимо от своих убеждений. Поэтому, для получения репрезентативных данных, не имеющих идеологической окраски, группа опрашиваемых должна состоять из людей с различными, мировоззренческими установками — от атеистического мировоззрения до сугубо клерикального9.

Для апробации данной гипотезы мною был проведен опрос среди молодых людей второго и третьего курса обучающихся в КГПУ им. В.П. Астафьева на историческом факультете по специальности религиоведение. Со второго по четвертый курс в соответствии с учебной программой студенты отделения религиоведения знакомятся с христианством в общем и с пра-

180

вославием в частности. Первичные знания о христианстве студенты получают на втором курсе на «Истории религий», в дальнейшем их знания углубляются на таких дисциплинах как «Православный катехизис», «Христианская теология (богословие)», «Русское православие: история и современность» и др.

Мною было проведено анкетирование двух студенческих групп общей численностью 28 человек. Анкетирование проводилось до и после изучения блока «История христианства» в рамках изучения дисциплины «История религий» (в 2008 г. и 2009 г. соответственно). Данный блок на протяжении 2008-2009 гг. вел один и тот же преподаватель (Данилова В.Е.).

К сожалению, набрать минимальное число респондентов (N=50) для репрезентативности анкетирования не удалось (N=28). Однако, для прослеживания динамики изменения отношения к православию, посредством метода гнездовой выборки, порог репрезентативности становится не столь важным. Мы прослеживаем в данном случае уровень знаний, в отдельно взятой группе студентов, в течение определенного промежутка времени и полученные данные изначально не претендуют на истинность для всей студенческой молодежи.

Также стоит отметить, что у двух анкетируемых групп преподавал один и тот же специалист, что в свою очередь уменьшает вероятность влияния пресловутого «человеческого фактора» на изменчивость отношения студентов к предмету в двух разных группах. По этой же причине не были анкетированы студенты отделения религиоведения КГПУ им. В.П. Астафьева старших курсов (4 и 5 курсы), потому что у них читался курс христианства другим специалистом.

Студенты первого курса не брались для исследования ввиду отсутствия у них сданного профориентационного базиса по своему профилю (летняя сессия у них пройдет только летом 2009 г.). Пока их уровень знаний немногим больше школьников старших классов, которые мною были рассмотрены ранее.

На представленной ниже таблице можно увидеть, как распределились предпочтения респондентов. Голубым цветом выделены наиболее популярные варианты ответов до изучения курса христианства. Оранжевым цветом выделены наиболее популярные варианты ответов после изучения курса христианства.

Таблица №2.

вопрос ответили до после  ответили до после  ответили до после
Как Вы относитесь к православию? полож. 37% 35% нейтр. 44% 54% отриц. 19% 12%
Как Вы относитесь к православным верующим? полож. 33% 42% нейтр. 52% 46% отриц. 15% 12%
Как Вы относитесь к православным праздникам? полож. 75% 50% нейтр. 20% 42% отриц. 5% 8%
Как Вы относитесь к православным ценностям? полож. 60% 54% нейтр. 40% 38% отриц. 0% 8%
Интересуют ли вас проблем православия? да 46% 62% нет 54% 38%
  
   
   
Знаете ли Вы что-то о православии? да 93% 100% нет 7% 0%
Много ли Вы знаете православных? да 71% 38% нет 29% 62%

 181

Как можно увидеть из таблицы, отношение к православию в целом сильно не поменялось, в то же время мы видим, что после прослушивания курса христианства на 10% процентов возросло число относящихся нейтрально.

На вопрос об отношении к православным верующим мы также видим превалирующий вариант «нейтрально», однако реально возросшее количество ответов мы видим в графе «положительно» - с 33% до 42%. Скорее всего, это связано с развенчиванием мифов о верующем человеке для 9% студентов.

Одним из наиболее показательным результатов, показывающим динамику изменения стал вопрос «Как вы относитесь к православным праздникам?». Если до изучения курса христианства к православным праздникам положительно относилось подавляющее большинство студентов (75%), то уже после знакомства с христианством положительно относящихся осталась лишь половина (50%) от общего числа респондентов. Стоит отметить, что часть студентов, «охладевшие» к православным праздникам перешла к нейтрально относящимся (20% до, 42% после), отрицательно относящихся больше почти не стало (с 5% до 8%). Можно предположить, что уменьшение позитивных настроений к православным праздникам связано с узнаванием смыслов каждого праздника, которые традиционно связаны с важными историческими событиями, что «сделало» эти праздники для студентов сугубо конфессиональными. Многие студенты перестали их воспринимать как семейные традиции.

Как известно большинство общегражданских ценностей изначально исходили для европейского общества из христианских ценностей. В то же время, с усилением процессов секуляризации многие моральные нормы, признаваемые современным обществом идут в разрез с христианскими. В этом свете становятся интересными результаты по вопросу «Как вы относитесь к православным ценностям?». До знакомства с христианством превалировал положительный ответ (60%), после знакомства с христианством произошло небольшое снижение положительных ответов (54%). Однако, наиболее интересными становятся для нас ответы в графе «отрицательно», если до изучения христианства студенты оставили без внимания вариант «отрицательно» (0%), то после изучения предмета отрицательно относящихся набирается 8%(!). Единственным, на мой взгляд, предположением, которое могло бы объяснить такое ухудшение по отношению к православным ценностям мог стать личный конфликт у студентов при сопоставлении своих моральных норм и христианских в процессе изучения христианства. Те, кто не признали верховенство христианских ценностей над ранее приобретенными личными, встали в оппозицию к первым.

Мы можем видеть, что произошло общее снижение позитивных настроений. Возникает вопрос: а скольким студентам интересно православие до и после изучения христианства? Изучая ответы на вопрос «Интересуют ли вас проблемы православия?» мы видим, что до знакомства с христианством большинство не интересовали проблемы православия (54%), в тоже время после знакомства начинает превалировать положительный ответ на вопрос (62%). Причем, заинтересовавшихся стало больше, чем ранее не интересовавшихся в 1,1 раза (62% против 54%>). Такой качественный «скачок» в сторону заинтересованности отчасти можно отнести к заслугам преподавателя, как специалиста умеющего заинтересовать своей проблемой, так и отчасти к появлению личной заинтересованности в изучении православной проблематики при более близком знакомстве с христианством.

182

Для того, чтобы верифицировать полученные данные, подтвердить изменение процентного соотношения, произошедшее именно в следствии более близкого изучения христианства были сформированы проверяющие вопросы: «Знаете ли Вы что-то о православии?» и «Много ли Вы знаете православных?». Изучая ответы на первый вопрос, мы видим, что непрерывно лидирующим является ответ «положительно» (до 93%, после 100%). Как ни странно, несмотря на то, что опрашивались люди обучающиеся по специальности «религиоведение», осознанно выбравшие данную узкую специализацию, 7% респондентов до изучения курса христианство ничего не знали о православии (что же говорить о молодежи, не получающего профильного религиоведческого образования?). В тоже время на выходе мы получаем 100% результат, т.е. уже каждый из опрошенных студентов готов отвечать на конфессиональные вопросы.

Последний вопрос «Много ли Вы знаете православных?» интересен тем, что в нем идет проверка знаний у студентов о христианстве путем постановки задачи. Отвечая на этот вопрос, студенты анализировали свое окружение (друзья, родственники, коллеги и т.п.) и соотносили людей со своим представлением о христианстве.

До знакомства с курсом христианства лидирующим ответом был «много» (71%). Данная цифра коррелирует с всероссийскими опросами по изучению общей религиозности молодежи. После изучения курса христианства стало превалировать противоположное мнение («мало») - 62%. Результаты изменились с точностью до наоборот. Для нас это становится особенно важным — студенты стали оценивать конфессиональную принадлежность по определенным признакам, а не по номинальному самопричислению окружающих респондента.

Последний вопрос вкупе со всеми, подтверждает в определенной мере наше предположение, о качественном влияние полученных знаний о христианстве на ответы, выделяющие отношение к православной традиции в общем и к православию в частности.

Проведенные мною исследования показали отношение молодежи к религии в новом аспекте. Первое исследование показало, что среди школьников не выработалось еще четкого отношения к религии (не смотря на то, что эти школьники 10-11 классов), в связи с нехваткой общих знаний о религии, как сами они и указали.

Второй опрос среди студентов-религиоведов, имеющих минимальные представления о религии, помог получить ответы на более сложные, конфессиональные вопросы. Однако, и они, без теоретической подготовки, не смогли дать схожие ответы с оценкой признанных специалистов. Только после подробного ознакомления с курсом христианства у студентов отношение к православию стало более сдержанным, нейтральным. Отношение к православной традиции стало более осмысленным и дифференцированным (а не по принципу: русский — значит православный). К тому же появился интерес к православию.

Поэтому изучение влияния православия, православной традиции на российское общество и на российскую молодежь, в частности, остается актуальной проблемой и требует дальнейшей глубокой и всесторонней разработки.

1 Молодое поколение России: Проект Доктрины. М.: Фонд «Русский предприниматель», 2008.
2 Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации от 5.12.2001.
3 Щипков А., Во что верит Россия? Лекция четырнадцатая. Российское лютеранство. http://www.religare.ru/article7178.htm.
4 Конкретные социологические исследования современных религиозных верований (методика, организация, результаты). М., 1967.
5 Социологи о молодежи Красноярского края. Красноярск. 1987.
6 Немировский В.Г., Стариков П.А. Тенденция «квазирелигиозности» в среде красноярского студенчества // Социологические исследования. М., 2003. № 10. С. 96-101.
7 Сибирский характер как ценность: кол. Монография / под общ. ред. М.И. Шиловой. Красноярск, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Вып. 2 Красноярск, 2007. С. 136.
8 Белгородская область. http://ru.wikipedia.org/Белгородская_область
9 Красноярская и Енисейская епархия. http://sobor2008.ru/31232/index.html Белгородская и Старооскольская епархия, http://www.patriarchia.ru/db/text/31098.html

10 Гиндер И.А. Православные вопросы в социологии религии. // Мартьяновские краеведческие чтения. Вып. V. 300 лет в составе России. Красноярск. 2008. С. 196-202.