Православные вопросы в социологии религии

Версия для печатиВерсия для печатиPDF-версияPDF-версия
Автор статьи: 

Источник: Гиндер И.А. Православные вопросы в социологии религии. //Мартьяновские краеведческие чтения. Вып. V.300 лет в составе России. Сборник материалов международной практической конференции, посвященной 300-летию  вхождения территории Юга Сибири в состав России. Минусинск, 11-14 декабря 2007г. - Красноярск, 2008.
С. 196-202.

Православие пришло в Сибирь с первыми русскими переселенцами. Расширение влияния православия было неотъемлемой частью освоения новых земель российским этносом. Но все положительные результаты деятельности церкви на территории Сибири оказались почти полностью уничтожены за советский период. Только на рубеже XX-XXI вв. началось духовное возрождение России. Однако оно происходило не только в рамках православия. За девяностые годы стали многочисленны и сильны различные протестантские деноминации. Получил развитие ислам, а также сравнительно молодые неовосточные культы. Религиозная «карта» России кардинально поменялась.
Православие в Сибири уже не имеет столь твердых позиций, какие оно имело до начала XX в. Численность воцерковленных по сравнению с европейской частью России на порядок уступает другим христианским конфессиям1. Это создает особые проблемы при проведении социологических исследований.
Объектами исследования для социологов религии может являться только социальная деятельность церкви, так как вера и убеждения человека суть личное дело каждого гражданина, и его свободы охраняются Конституцией РФ. Для более точного исследования необходимо выбрать направление в социальной деятельности Русской православной церкви.
В целом можно выделить несколько основных направлений:
1) антиалкогольная программа;
2) детская программа;
3) сфера образования;
4) оказание помощи жертвам стихийных бедствий и оказавшимся в чрезвычайных ситуациях;
5) работа с заключенными;
6) медицинская и патронажная помощь;
196
7) вооруженные силы;
8) государственно-церковные отношения.
При этом в каждой из перечисленных социальных сфер есть всегда взаимодействие двух сторон - Русской православной церкви и представителей социальной структуры. Отдельные люди или объединения людей, с которыми взаимодействует Русская православная церковь, как правило, не являются стопроцентно православными, а иногда представлены другие конфессии. Поэтому объект исследования еще более сужается до «воцерковленных» - тех, кто причисляет себя к православным и таковым является.
Вопрос о тех, кто причисляется к православным, стоит очень остро. Как известно, в советский период существовал ряд критериев, по которым определяли верующих: (посещение богослужений, чтение молитв, соблюдение постов, вера в сверхъестественное и так далее. Но современное православие уже представляют не только пошлые одинокие женщины с малым достатком. Современный православный - это и молодой, и среднего возраста верующий. Расширился образовательный ценз - среди {православных есть как рабочие, так и интеллигенция. Новые социальные слои, которыми пополнилось православие, выстраивают свои взаимоотношения с церковью. Это люди, которые имеют высокое доверие к церкви, в частности к патриарху, но никак не к местному, зачастую малообразованному приходскому священнику. Их вера уходит в себя, во внутренний духовный мир, сравнимый с идеями кальвинизма и пиетизма. Этих респондентов легко потерять при жестких рамках понятия «воцерковленный».
Далее исследование в силу ряда объективных причин сужается до определенных географических рамок, что также сокращает число респондентов.
Географические рамки для исследования являются объективной реальностью - в каждом регионе, в каждом районе верят по-разному. В каждом районе провести собственноручное исследование физически невозможно, поэтому возникает необходимость прибегать к данным сторонних исследователей, которые во время работы преследовали собственные цели. К тому же разный уровень исследованности районов снижает достоверность полученных данных. Самый качественный исследовательский материал можно получить только при собственноручном его сборе и знании характера и особенностей исследуемой группы респондентов.
В ходе социологического исследования происходит разделение респондентов по ряду критериев (пол, возраст, национальность, социальный статус и пр.). Ранее, в советский период, такое разделение не требовалось, так как социальная группа, как уже упоминалось выше, была однородной по статусному, возрастному и тендерному критериям. Но сегодняшний православный - это человек любого возраста, статуса, национальности, а мужчины с женщинами представлены одинаково хорошо (хотя все еще широко представлены женщины предпенсионного возраста). Социально активных и экономически мобильных граждан очень трудно задействовать в исследовании, так как этим людям сложно выделить 30-40 минут на беседу с исследователем, и при этом еще максимально информативную. Поэтому обычно при исследовании воцерковленной группы этих людей не задействуют.
Но сужение области исследования до описанных рамок снижает его достоверность (хотя при этом повышается его качество). Социологический инструментарий оказывается бессильным, когда мы пытаемся изучить определенную воцерковленную православную группу - группу, в которой, как правило, не более 50 чел.2 Не стоит забывать еще и о том, что, несмотря на четко очерченные рамки, эту группу нужно суметь выявить, ведь состав православных приходов, как правило, не определен -
197
община не сформирована и разнится в зависимости от времени проведения богослужения и его повода [праздничная, будничная или всенощная литургия).
Русская православная церковь является очень сильным и влиятельным социальным институтом, единственным, на протяжении более пятнадцати лет сохраняющим высокий уровень доверия у российской общественности. Поэтому мы не можем её игнорировать ввиду сложности изучения малых, непостоянных групп людей. Она - важнейший объект исследования, причем объект со своей спецификой и проблематикой, отличной от других социальных институтов. В связи с этим цель данной статьи - актуализация тенденций к выработке особых подходов, адаптированных к изучению Русской православной церкви как социального института. Все графики социологических исследований, приведенные в статье, получены из открытых Интернет-источников независимой исследовательской компании «Башкирова и партнеры»3.

-

Рисунок 1

Рис. 1. Респондентам был задан вопрос: «В обсуждении и решении каких важных проблем общественной жизни могут, по вашему мнению, принимать участие религиозные организации (Церковь)?»

-

Православные вопросы не являются чуждыми для россиянина. Тема Русской православной церкви волнует российскую общественность. Большинство россиян имеет свое мнение относительно многих связанных с православием вопросов. В 2006 г. по стране прошла новость, всколыхнувшая всю общественность: семья сельского священника Андрея Николаева была убита, а дом подожжен ворами. В числе подозреваемых были жители с. Прямухино, недоброжелатели священника, желавшие завладеть древними иконами. Понятно, что обычный сельский священник ничего не смог противопоставить бандитам. Эта тема оказалась близка многим, прозвучало множество предложений по решению данной проблемы4.
Независимая исследовательская компания «Башкирова и партнеры» провела опрос на эту тему. Вопрос был поставлен так: «Как вы считаете, должно ли государство обеспечить безопасность сельских священнослужителей, и если да, то каким образом?» Ответили «Да, взять сельские церкви под охрану органов милиции» 44,3 % опрошенных; 29,9 % тоже ответили утвердительно, выбрав ответ «Да, разрешить Русской православной церкви сформировать собственные охранные структуры». Остальные варианты ответов не нашли отзыва у респондентов (рис 2). Обществен-
198
вость дала вполне конкретный утвердительный ответ, выказывая тем самым заинтересованность в дальнейшей судьбе Русской православной церкви.

-

Рисунок 2

Рис. 2. 2 декабря в своем доме были заживо сожжены священник А. Николаев и его семья. Как вы считаете, должно ли государство обеспечить безопасность сельских священнослужителей и если да, то каким образом?» (в % от числа опрошенных).

-

Изучение Русской православной церкви как социально важного института невозможно проводить, не учитывая мнение общественности. Поэтому проведение исследования по православию только в рамках воцерковленных, которых по самым оптимистичным подсчетам не более 6 млн чел. от общего населения России5, нецелесообразно.
В советский период исследования религиозности, и православия в частности, проводились иными масштабами, чем это происходит сейчас. В сборе данных были задействованы целые сельские районы, миллионные города - данные собирались с более чем пятисот семей. Это были не простые анкетирования, а личные беседы продолжительностью более 30 минут и включенное наблюдение. Выделение верующих, получение достоверных сведений достигалось максимальной репрезентативностью. И конечно же, в такой ситуации проблем, описываемых в данной статье, возникать не могло, а если они возникали, то только благодаря успешной пропаганде атеизма6.
С принятием в России в 1993 г. Конституции были ратифицированы международные правовые акты, которые закрепляют за человеком ряд прав и свобод, поэтому специфика социологического исследования поменялась. Область исследования православной проблематики в современном обществе очень обширна: от необходимости соблюдения политической корректности до выверки технических нюансов. Для получения корректных данных необходима правильная постановка вопроса, на который исследователь хотел бы получить ответ. Вопрос должен быть доступным для понимания широкого круга респондентов. Это обусловливает особые сложности при проведении исследований. Одна из них - невозможность исследования узких внутрицерковных проблем, основанных на традиционно богословском опыте их решения. Также становится невозможным разделить воцерковленных и, к примеру, атеистов. Но, как показывает практика, спектр возможных вопросов для исследования все
199

же очень широк. Ранее уже упомянутая независимая исследовательская компания «Башкирова и партнеры» провела опрос на тему ценностей. Респондентам предложили не просто сказать «да» или «нет», а определить христианские ценности. Как показал опрос (рис. 3), общественность хорошо справилась с задачей, затруднившихся ответить было не более 15 %.

-

Рисунок 3

Рис. 3. Участникам исследования было предложено ответить, какая из названных ценностей является христианской, а какая нет (в % от числа опрошенных).

-

При более жесткой постановке вопроса - «согласен - не согласен» - выявляются группы респондентов, лояльных к Русской православной церкви. Но, как мы видим из рис. 4, мнения разделились поровну, явного преобладания нет ни у сторонников идеи главенства христианских ценностей в обществе, ни у их противников.
Существует также большая опасность субъективизма при проведении исследования. Еще в 1972 г. известный российский социолог И.Н. Яблоков говорил о ненаучности подходов православных специалистов при разработке теории православной социологии. Но доказательная база И.Н. Яблокова построена на выявлении истинного целеполагания исследователя, выявлении религиозного мотива, который уже сам по себе является отрицательным для советской науки. Он пишет о том, что «исходными для христианской социологии являются религиозные предпосылки»7. Поэтому все средства подчинены одной цели, которая, по его мнению, не является положительной. Но при этом он сам не отказывается от главенства идей, говоря: «Социолог-марксист преследует сознательную практическую цель - дать научно обоснованные рекомендации для повышения эффективности атеистической пропаганды»8.
Несмотря на идеологизированный взгляд И.Н. Яблокова, проблема применимости данных, полученных православными социологами-теологами, в научном мире остается под вопросом, потому как православная и в общем христианская социология - это учение о путях «творческого усмирения хаоса», о методах и средствах, с помощью которых человеческий дух овладевает беспорядком, лишает его разрушительной силы, т. е. соблюдается принцип приоритета социальной теологии над социологической теорией9.
200

-

Рисунок 4

Рис. 4. В какой степени вы согласны с утверждением, что в основе ценностей современного российского общества лежат христианские ценности?(в % от числа опрошенных).

-

Данная статья рассматривает проблематику православных вопросов именно в секулярной, светской социологии религии, сформированной на повышении репрезентативности выборки и нахождении позитивных решений в поставленных исследователем проблемах. При этом субъективизм присутствует у любого социолога, будь он христианским или светским, независимо от его желания. Исследователь, заинтересованный в развитии православия, будет делать максимально позитивными полученные результаты для данной конфессии. Но именно заинтересованный исследователь сможет провести социологическое исследование наиболее корректно и эффективно. Ведь православная тематика имеет свою сложность и методику решения проблем, которую исследователи, не имеющие близких контактов с церковью, зачастую могут просто не знать.
Однако любой субъективизм снижается при увеличении круга опрошенных. Это возможно сделать, только включив в него людей, считающих себя верующими, но не являющихся воцерковленными, способных ответить на поставленный вопрос исследования. Эта идея является не новой в российской науке, но до сих пор невостребованной ввиду сложившихся определенных традиций проведения исследований, заложенных еще на заре советской социологии религии. По данным, полученным исследователем А.А. Возьмителем, основная масса верующих (58%) пассивна в своей религиозной жизни. По его данным, такие верующие не ходят на богослужения, не приступают к Таинствам, не читают религиозную литературу и не интересуются богословскими вопросами - их отношения с Богом укладываются в формулу «Просто верю и молюсь». 15 % верующих читают религиозную литературу, практически не посещая при этом церковь и собрания10.
Из всего этого следует, что православные вопросы в социологии религии - это вопросы, которые могут быть поставлены перед общественностью независимо от ре-
201
лигиозной принадлежности по Русской православной церкви как социальному институту «особого рода» (sui generis). Для изучения этих вопросов не требуется особый социологический инструментарий и особые, специально созданные под Русскую православную церковь методы. Единственным, наиболее необходимым требованием при изучении православных вопросов в социологии религии является высокая квалификация в православной тематике специалиста, для наиболее эффективного исследования.
Дальнейшая разработка проблематики православия в плоскости социологии религии является, по мнению автора, наиболее эффективной формой исследования Русской православной церкви как социального института.

-

ПРИМЕЧАНИЯ
1 Щипков А. Во что верит Россия? Лекция четырнадцатая. Российское лютеранство. http://www.religare.ru/article7178.htm.
2 Гиндер И.А. Проблемы православного образования в России на рубеже XX-XXI веков // Красноярский край: исторические аспекты территориального, экономического и культурного развития: тезисы докладов и сообщений научной конференции. Красноярск. 14 ноября 2006 г. - Красноярск, 2006. - С. 42-46.
3 Независимая исследовательская компания «Башкирова и партнеры».  - http://www.bashkirova-partners.ru/.
4 Правозащитники: семью священника Андрея Николаева ограбили и убили. http://www.annews.ru/news/detail.php?ID=62914.
5 Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. Изд, 2-е. М., 2006. - С. 42.
6 Конкретные социологические исследования современных религиозных верований (методика, организация, результаты). - М., 1967.
7 Критика теологической интерпретации предмета и задач социологии религии // И.Н. Яблоков. - Методологические проблемы социологии религии. - М.: МГУ, 1972. - С. 26.
8 Полемизируя с И.Н. Яблоковым, автор не пытается указать на архаичность данного подхода, а использует его как пример подхода в социологии религии. Ведь данный подход до сих пор бытует среди исследователей. Яркий пример - исследователь К. Каариайнен, который использует идеологически окрашенную лексику в своем рассмотрении РПЦ МП (прим. авт.).
9 Бачинин В.А. Христианская социология в XXI веке // Христианская мысль: Библия и культура. Христианская социология и антропология. Том VIII. - СПб.: Новое и старое, 2006. - С. 77-92.
10 Возьмитель А.А. Социология религии в России: проблемы и перспективы // Социологические исследования. - 2007. - № 2. - С. 113.