Проблема реформирования церковного календаря

Версия для печатиВерсия для печатиPDF-версияPDF-версия
Автор статьи: 

Источник: Власть и общество: проблемы взаимодействия и противостояния: материалы межрегиональной конференции с международным участием/В.И. Федорова (науч. ред.); ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2007. – 352с.
С. 305-314

Со времени распада СССР прошло уже более пятнадцати лет. За этот период многие проблемы Русской православной церкви, порожденные XX веком и современными глобализационными процессами, решились положительно или находятся в процессе активного обсуждения. Тем не менее они остаются, в том числе календарная.
Как известно, Русская православная церковь живет по юлианскому календарю, тогда когда вся страна ведет отчет по григорианскому. На тему достоинств и недостатков юлианского и григорианского календарей написано немало научных работ1. Отдельно стоит остановиться на статье митрофорного протоиерея Георгия Персианова, в которой он затрагивает философский аспект календарной проблемы, утверждая, что «церковное время, отражаемое не только в церковной истории, но и в церковном календаре, непосредственно раскрывает экклезиологические основы христианского мира». «Отсюда вытекает неустранимое и главенствующее значение церковного календаря не только как некой канонической черты церковного бытия, но и его онтологического основания, из чего непосредственно вытекает, например, невозможность одновременного употребления двух календарных систем, неприемлемость своего собственного, отличного от современного Церкви светского календаря и т. п., несмотря на, казалось бы, наличие некоего автохтонного понятия «церковного времени»2.
Еще одна работа, обоснованная с позиции церковного права, принадлежит профессору Н.Н. Глубоковскому. Она была напечатана в журнале «Православный миссионер» на болгарском языке в 1943 г. Итоги работы профессора Глубоковского были представлены Архимандритом Мефодием 10 июля 1948 г. на пленарном заседании совещания глав и представителей автокефальных православных церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской православной церкви. Доказательная база Глубоковского в пользу юлианского календаря для использования в церковной жизни неоспорима3, однако любое рассмотрение календарной проблемы в рамках дилеммы, григорианский календарь или юлианский, в корне неверно на сегодняшний день.
Как известно, существует доработанная югославским астрономом версия юлианского календаря, который сейчас принято называть новоюлианским. Новоюлианский календарь основан на более сложном, 900-летнем цикле. В течение этого периода упраздняются семь вековых високосов. За високосные принимаются те вековые годы, при делении порядкового номера которых на 900 в остатке остается два или шесть. Начиная с 2000 г. таковыми будут 2000, 2400, 2900, 3300, 3800 гг. и т. д. Всего на 900 лет приходится 682 простых и 218 високосных годов (в юлианском 400-летнем цикле имеется 300 простых и 100 високосных, в григорианском - 303 простых и 97 високосных годов). Этот календарь, как и григорианский, опережает юлианский на 13 дней, и он будет полностью совпадать с григорианским до 2800 года4.
Начало использования новоюлианского календаря положила Румынская православная церковь. Священный Синод Румынской православной церкви на своем заседании от 31 октября (13 ноября) 1923 г. установил день 1 октября 1924 г, для введения календаря в жизнь. Резюмируя постановления вышеназванного Совещания, Священный Синод постановил:
1. Пасха должна быть исчисляема согласно определениям I Вселенского Собора, т. е. в первый воскресный день полнолуния, которое следует за весенним равноденствием. Но ввиду того, что исчисление полнолуния неточно по Юлианскому календарю (оно опаздывает на 5 дней), на будущее время считать нормативным тот момент, когда полная луна появляется после весеннего равноденствия в Иерусалиме над Св. Гробом Господним, или же точное — на основании времени того меридиана, который проходит над Церковью Гроба Господня. Разумеется, день празднования Пасхи откладывается на следующее воскресенье в том случае, если иудейская Пасха пришлась бы в воскресенье после полнолуния, следующего за весенним равноденствием.
2. Начало нового года, недели, месяцы и число их дней остаются неизменными, равно как и все неподвижные праздники в календаре.
3. Порядок гласов, светилен с Евангелиями на утрени, библейских зачал (Евангелие и Апостол), читаемых на литургии, остается, как и прежде, в связи с празднованием Пасхи.
Окончательную реформу Румынская православная Церковь попыталась завершить в 1928 г. На заседании Священный Синод постановил, чтобы в 1929 г. Пасха праздновалась 31 марта, каковая дата приходилась именно на первое воскресенье после полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Но решение по Пасхе осталось только на бумаге.
На сегодняшний день новоюлианский календарь используется Греческой и рядом поместных православных церквей (кроме Русской, Болгарской, Иерусалимской, Сербской и Афона и др.). При этом везде, кроме Финской церкви, Пасхалия считается по юлианскому календарю.
Россия тоже участвовала в этом эксперименте. Новоюлианский календарь был формально введен патриархом Тихоном для употребления в Русской православной церкви 15 октября 1923 г. Однако это нововведение, хотя было принято практически всеми московскими приходами, вызвало несогласие в церкви. Поэтому уже 8 ноября 1923 г. патриарх Тихон распорядился: «Повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в Русской православной церкви только 24 дня. Основной причиной отмены было то, что новый календарь не совпадал с устоявшимися веками календарными представлениями крестьян: они были привязаны к погодным изменениям и сезонным полевым работам. Например, по погоде в день св. Евдокии определяли характер таяния снега весной, в день св. Герасима — срок прилета грачей, св. Алексия — «с гор потоки», св. Тита — вскрытие льда на реках, св. Константина и Елены — начало сева льна и т.д.
Новоюлианский календарь принимался в очень сложные времена - 1920-е годы, время становления советской власти. Русская православная церковь была на долгое время выкинута из общемирового процесса. Поэтому по определению календарь не мог смениться повсеместно. Но это не означало, что все остается по-прежнему. Мировая православная общественность требовала изменений.
С юлианским календарем осталось всего четыре автокефальных церкви: Русская православная церковь, Иерусалимская православная церковь, Грузинская и Сербская православные церкви.
Какие бы доводы сейчас не приводились в защиту юлианского календаря, он уже не является консолидирующим фактором православных во враждебном мире, даже наоборот. Не является он и символом противостояния коммерциализирующемуся миру, как это еще было в 1920-е годы.
Выйдя из идеологических тисков государства в начале 1990-х гг., Русская православная церковь не обрела полного единства с православным миром, оставив церковное право в дореволюционном виде. Объяснение этому есть — церковь тем самым сохраняет свое духовное единство. Но какое может быть духовное единство, если в церкви самая верная паства — это «бессмертные бабушки», которые, выходя на пенсию, не участвуют в жизни гражданского общества5.
Как себя вести священнику во время всеобщего гуляния, когда пост еще не закончился? Как студентам быть в смирении перед великим праздником Рождества, когда в это же время проходит зимняя сессия? Из-за смещения дат очень многим слоям населения трудно быть вместе с церковью в один из главнейших праздников. Простой пример. Каждый год россияне, отмечая зимние праздники, сталкиваются с проблемой: официальный государственный праздник Новый год празднуется раньше Рождества православного. Президент поздравляет всех именно с Новым годом, а не с Рождеством, давая понять, что главнее.
Основными актуальными проблемами введения новоюлианского календаря в Русской православной церкви на территории России могут сейчас явиться:
- отсутствие практики празднования Пасхи у новостильных церквей по новоюлианскому календарю (на деле у новостильных двойной календарь);
- сложность расчетов Пасхи по новоюлианскому календарю6;
- сложность построения годичного цикла праздников и постов;
- удержание от раскола церкви на обрядовой почве. Немаловажным аспектом календарной проблемы является чудо схождения Благодатного огня, ежегодно сходящего на Гроб Господень в Великую субботу (канун Пасхи) в соответствии с юлианским календарем.
Возжигание Благодатного огня происходит только на православную Пасху и только в присутствии Патриарха Иерусалимского (или исполняющего его обязанности).
На церемонии присутствуют иерархи различных христианских конфессий и несколько десятков тысяч христиан. Согласно поверью, в тот год, когда Благодатный огонь не сойдёт, случится конец света.
Если произойдет переход на новый календарь, то будет ли сходить Благодатный огонь в другой день? Конечно, существует немало подтверждений рукотворного появления огня, например: Благодатный огонь нисходит на свечу, фитиль которой пропитан раствором белого фосфора в бензоле, за 2,5-3 минуты. Замена растворителя на менее вредный увеличивает время возжжения до 10 минут и снижает надёжность чуда»7. Но в данном случае вопрос не о природе Благодатного огня, а о том, решится ли церковь на получение его в другой день. Пойдет ли на этот шаг Иерусалимский патриарх?
Есть и еще одна неявная с первого взгляда проблема для большинства жителей России. Проблема празднования пасхалии. Для Русской православной церкви территория России является канонической и любые календарные реформы в церкви можно проводить без оглядки на иные христианские конфессии. Но, как известно, Русская православная церковь имеет свои приходы и далеко за пределами России. В традиционно католических, протестантских странах православие находится в меньшинстве и часто представлено только эмигрантами из России, прибывшими в разные времена, и поэтому Пасха и Рождество празднуются по григорианскому календарю. Для заграничных приходов переход на новоюлианский календарь ничего положительного не даст, потому как Пасха будет праздноваться с католиками и протестантами в разные дни.
На первый взгляд, если не брать во внимание проблему заграничных приходов, единственно верным решением данной проблемы может явиться собор всех православных церквей, на котором было бы выработано решение о повсеместном введении новоюлианского календаря с вычислением пасхалии по формуле Румынской православной церкви, предложенной в 1928 г. Но такое решение было бы актуальным во времена появления новоюлианского календаря, то есть в начале XX в. Сейчас его трудно назвать правильным, так как оно уже породило множество новых проблем в православной церкви. Одна из самых острых — новый раскол церкви, появление так называемых старостильщиков, не признавших каноничность принятия нового календаря. Самой крупной на сегодняшний день старостильной церковью является Истинно Православная Церковь Греции (Старостильная) (флоринитов/киуситов), имеющая приходы далеко за пределами Греции8 (небезызвестный Герман Стерлигов стал старостильщиком, объявив Православную Церковь Греции (Старостильная) самой канонической).
Сейчас уже немало найдется священников по России, которые уверены, что Рождество в Русской православной церкви празднуется 7 января, а не 25 декабря по старому стилю. Ведь более семидесяти лет прошло со времени принятия григорианского календаря государством, и просто не осталось в живых священников, которые помнят дореволюционные времена. При проведении реформы Рождество вернется на 25 декабря, и многими из священников это будет воспринято как посягательство на веру. После календарной реформы может появиться, к примеру, церковь «7 января» или что-то в этом духе.
Проблема, которая на первый взгляд кажется несложной и необоснованно затянутой в решении, оказывается на поверку «гордиевым узлом». Как перейти всем православным на новый календарь? Как праздновать новую пасхалию? Пойдет ли Иерусалимский патриарх за Благодатным огнем в другой день? Как найти выход для заграничных приходов Русской православной церкви? Как предотвратить новый обрядовый раскол?
Каждый вопрос так или иначе пытались решить, но эти решения подходили в большинстве своем только для частных случаев, отдельно для Румынской православной церкви, отдельно для Русской православной церкви. Как показал опыт, решение календарного вопроса возможно только при системном подходе. Кроме того, данную реформу нужно проводить поэтапно, доказывая ее эффективность на примере определенной церкви, а в дальнейшем — в остальных церквях. Так как Русская православная церковь— одна из немногих, кто вообще не трогал календарный вопрос, то для нее в первую очередь и необходима эта реформа.
Остается один незатронутый, но очень трудно опровержимый аргумент приверженцев юлианского календаря: если так рискованно и трудоемко переходить на новое летоисчисление, то почему бы не оставить эту проблему потомкам?
Ответ на этот вопрос дает само время, сам ход мировой истории. Пока церковь думает о том, быть или не быть решению по календарной проблеме, ответ на неё дают светские ученые. Уже более ста лет популярна идея введения всемирного календаря. Последний раз календарный вопрос перед мировой общественностью поднимала Индия в 1953 г. на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, Тогда инициатива введения всемирного календаря не нашла всеобщей поддержки, но это не значит, что идея была похоронена. По всемирному календарю живут уже Израиль, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и т. д.9
Если календарный вопрос не решит церковь, то за решение его может взяться и православная общественность, ведь «канонических правил о календаре не существует» и календарный вопрос имеет прямое отношение к пастве, которая живет по гражданскому календарю10.

Примечания
1 Георгиевский А.И. О церковном календаре. - Издание Московской Патриархии. - М., 1948.; Глубоковский Н.Н. О реформе календаря и о пасхалии. — София, 1924. Чистовая рукопись. Тетрадь, формат 22,5 х 18 см. 37 л.; Климишин И.А. Календарь и хронология. - М., 1981.; Он же. Ук. соч. 2-е изд. М.,1985; Лебедев Д.А. Календарь и Пасхалия. - М., 1924.; Русское астрономическое общество. Постановления Комиссии по вопросу о реформе календаря в России. - СПб., 1900. Это лишь малая часть того, что выходило за всю историю существования вопроса.
2 Персианов Г. Церковное время и церковный календарь // Рождественские чтения.- Красноярск, 2005. — С. 215—216.
3 Основными доказательствами необоснованности принятия григорианского календаря было несоответствие установлениям в апостольских правилах, говорящих о том, что нельзя праздновать в один день с иудеями Пасху, и убеждение о полном разрушении годичного цикла праздников, постов и пр. — прим. авт.
4 «Новоюлианский календарь» // Википедия — свободная энциклопедия (http://ru.wikipedia.org/wiki).
5 Однажды митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий был в США и беседовал со студентами. Они задали вопрос: «Что будет с русской православной церковью, когда ваши бабушки умрут?» Митрополит ответил: «Наши бабушки бессмертны». — http://www.reut.ru/book/print/356/ -- прим. авт.
6 Довод, конечно, странен в век тотальной компьютеризации, но он часто звучит в церкви.
7 «Благодатный огонь» // Википедия — свободная энциклопедия (http://ru.wikipedia.org/wiki).
8 Истинно Православная Церковь Греции (Старостильная) (фло-ринитов/киуситов) (1937 - ...) — htpp://www.hierarchy………….ru./horthod-gipcflor.html
9 Одно из последних изобретений—Вечный календарь (Perpetual Calendar). Этот 12-месячный календарь предлагает У. Эдварде из Гонолулу (Гавайи). Вечный календарь Эдвардса разбит на четыре 3-месячных квартала. Каждая неделя и каждый квартал начинаются с понедельника, что весьма выгодно для бизнеса. Первые два месяца каждого квартала содержат по 30 дней, а последний - 31. Между 31 декабря и 1 января располагается праздник - День нового года, а раз в 4 года между 31 июня и 1 июля появляется День високосного года. Приятной особенностью Вечного календаря является то, что пятница в нем никогда не попадает на 13-е число. Несколько раз в Палату представителей США даже вносили законопроект об официальном переходе на этот календарь.
10 Огицкий Д.П. Проблема церковного календаря // Богословские труды. - Вып. 4. - М., 1968. - С. 111.