Проблемы христианства в контексте плюрализма философских воззрений на современном этапе

Версия для печатиВерсия для печатиPDF-версияPDF-версия
Автор статьи: 

Источник: Данилова В.Е.  Проблемы христианства в контексте плюрализма философских воззрений на современном этапе. // Актуальные проблемы философии. Сборник научных работ студентов и молодых ученых по итогам межвузовской научно-практической конференции. - Красноярск: СибГТУ, 2006. - С. 67-75.

Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева

 

В последние полтора века перед христианством на глобальном уровне накопилось много требующих разрешения острейших проблем, поставленных временем. Цель данной статьи - дать краткий обзор современного состояния христианства, очертить круг наиболее острых проблем.

Обмирщение и оязычивание1– это очень точная характеристика состояния и основной тенденции христианства на современном этапе. Этот процесс носит глобальный характер и был подготовлен предшествующими веками развития христианства, сейчас стремительно набирает обороты, несмотря на все попытки ему противодействовать. Христианские конфессии (особенно протестантские деноминации и Римо-католическая церковь после I Ватиканского Собора) активно

1 Осипов А.И. Куда идет христианство. Лекция, прочитанная в Сретенской Духовной семинарии. Декабрь 2001 г. - С. 1-10.

67

занялись решением социальных, насущных проблем людей, в результате чего незаметно произошла очень тонкая подмена христианской духовности, духовностью языческой.

В начале 90-х гг. это выразилось в том, что Г. Шнейдер назвал «пиром философских троглодитов»: «То, что является на свет в «постатеистическом» обществе, какую бы религиозную окраску оно ни принимало, есть возвращение к язычеству, то есть обожествлению природного и общественного мира. Спустя шестьдесят лет после победы марксизма остатки древнейших суеверий стали оживать в России – все, что осталось за пределом даже самого марксизма…Все жалкие крохи, брошенные со стола цивилизации, были подобраны – и начался пир философских троглодитов…»1. После религиозного бума начала 90-х гг., в условиях политической и относительной экономической стабильности в России последовал период относительного религиозного индифферентизма.

Постепенно приходя к пониманию этого, наиболее мобильные и быстро растущие христианские конфессии – пятидесятников, евангельских христиан-баптистов, адвентистов Седьмого Дня сейчас осуществляют переход от массовых и дорогостоящих евангельских программ, которые становятся всё менее эффективными (как пример провала можно указать на трехдневный фестиваль еврейской музыки и танца летом 2004 г. в Красноярске) к личному благовестию. При этом акцент делается на социализацию в разных служениях Церкви, что особенно действенно для молодежи. С другой стороны, стремительно растут более поздно возникшие христианские деноминации, сочетающие евангельскую проповедь с прагматичным подходом к жизни, достижением успешности в жизни, семье, карьере, на церковном поприще. Быстро растут также и те христианские деноминации, которые содействуют самореализации личности внутри Церкви, включению в активную творческую деятельность, различные виды социальных служений и т.д.

Обмирщение христианства связано со многими факторами, и в том числе, с развитием мировой философской мысли в XIXXX вв. Начиная с XIX в. – в мировой философии гораздо больше, чем раньше, уделяется внимание человеку. Такие философские школы и направления, как: философия жизни, экзистенциализм, персонализм,

1 Шнейдер Г. От атеизма к язычеству // Der philosophysche Glaube. - 1987. - №8. - С. 72-75.// Материал с сайта: http://old.russ.ru/antolog/intelnet/ns.pril3.html

68

философская антропология, фрейдизм, психоанализ и течения, возникающие на их стыке, типа экзистенциального психоанализа, отличаются, прежде всего, своей направленностью на исследование личности - не абстрактного человека, не человека вообще, как сущности человека (этой проблемой философия интересовалась всегда, со времен Сократа), но именно проблемами личности. Велик интерес к социальным вопросам. Они поднимаются в марксизме, в философии франкфуртской школы, в экзистенциализме, прагматизме. Современная культура развивается во многом под влиянием экзистенциализма.

Еще один важный момент: в ряде философских направлений происходит отказ от философствования как такового. Появляются позитивизм и различные его разновидности неопозитивизм, постпозитивизм, структурализм, лингвистическая философия и т.д., которые отрицают право философии на существование. На первом плане стоят не проблемы познания, не проблемы истины, бытия, а человеческого существования.1 Размывание в толковании «истины», которое происходит в это время, имеет очень важное значение. Философский релятивизм проникает и в религиозную сферу - обладание «истиной» - это то, на что претендует каждая религия, предполагая её подлинное наличие и наиболее полное выражение только в рамках своей религиозной системы. В качестве одного из примеров можно указать на концепцию «безрелигиозного христианства» Д. Бонхёффера2.

Проблемой является и отношение к другим религиям. Образование современных христианских миссионеров и служителей требует серьёзного изучения норм, требований и ценностей различных религий. Христианство долгое время смотрело на другие религии и религиозно-философские системы сверху вниз, не обращая особого внимания на их определенное сходство в морально-этических требованиях с христианством. С богословской точки зрения, наиболее трудными для объяснения вопросами в этой области были и остаются вопросы о возможности спасения нехристиан, живших и живущих по совести, «не зная Христа», а также вопрос о вечности адских мук. Последний в христианстве решается по-разному: одни христианские

1 Уже для С. Кьеркегора истина — форма психологического состояния личности (он скорее говорит о ее относительности, чем абсолютности), для Г. Риккерта - это ценность, которая «не существует, но значит» (истина, таким образом, приобретает призрачный характер). Само понятие «истины» все реже упоминается в философских работах. Сколько мнений, столько и пониманий «истины». (См.: Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М.: 1998. С. 223-227. Новейший философский словарь. Издание 3-е, исправл. - М.: Книжный Дом, 2004. - С. 446-447).

2 Угринович Д.М. Безрелигиозное христианство Д. Бонхёффера и его продолжателей // Вопросы философии. 1968. – №2. – C. 94-102.

69

конфессии и деноминации признают их вечность (православные, большинство протестантов), другие - учат о безболезненном уничтожении осужденных грешников (АСД).

В 1970-1980-х гг. Дж. Н.Д. Андерсон и С. Ней заложили основы нового подхода к восприятию других религий1. Они заново открыли для Запада «язычество», и с этого времени многие христианские богословы Запада обратились от решения вопроса о спасении к решению проблемы истины в религиях. С конца 90-х ггнаблюдается оживление этого направления либерального богословия получившего название «евангельского подхода». Само христианское образование становится все более многоликим по своим формам, межконфессиональным и международным по своим преподавательским кадрам и составу студентов (региональные и международные конференции, семинары и т.д. с участием преподавателей и христианских служителей из самых разных уголков мира).

Еще одна проблема – глобальная евангелизация и складывание национальных и региональных вариантов христианства, расширение ареала распространения христианства и включение в него все большего количества национальностей, этносов, наций, стоящих на разных уровнях социально-политического развития со своими проблемами, которые для успеха христианской проповеди должны быть тем или иным образом актуализированы для местного населения2.

Так, например, для постсоветского пространства с атеистическим прошлым проживающего на нем населения очень характерна проблема раздвоенного мировоззрения. Одна из ее разновидностей заключается в следовании, осознанно или неосознанно, позитивистской теории двойственной истины. Суть этой теории – в разграничении областей применения научных и религиозных норм: наука должна заниматься наукой, у религии есть свой предмет, они не должны друг другу мешать, вмешиваться один в область другого. Религия не должна подменять собой науку, а наука также не должна заниматься анализом богословских концепций.

Большинство современных людей, в том числе и в нашей стране, не задумываясь, исповедуют двойственную концепцию истины. Она позволяет человеку не искушенному в философии и

1 Макдермотт Дж. Р. Откровения неведомого Бога. Евангельская теология мировых религий. - СПб: Шандал, 2002. - С. 8-9.

2 Акбаров X. Вчера и сегодня. - Шеффилд, 1997. Хант Дж. Ключи. Т.5. - примеры работ, в которых затронута проблема евангелизации в инокультурной среде. Кстати, большинство работ по этой проблеме рассматривают, главным образом, вопросы христианской проповеди среди мусульман и издание этих работ увеличивается, что видимо является реакцией на угрозу исламизации традиционно христианского мира.

70

богословии защитить свой разум от трудностей, возникающих перед человеком, когда он пытается осмыслить достижения современной науки с точки зрения его религиозных убеждений. Эта проблема для большинства людей, даже искренне верующих – очень серьезная: совместить научное познание действительности и религиозный опыт.

Другой вариант – усвоение христианского мировоззрения и нерегулярность, хаотичность духовной жизни, следование своим взглядам в христианском кругу, но не в повседневной практической жизни. Эта проблема особенно характерна для молодежи и подростков.

Расширение территории распространения христианства, вовлечение в него различных этносов на территории полиэтнических государств несет целый ряд проблем. В России это можно продемонстрировать на примере Евангелическо-Лютеранской Церкви Сибири, Урала и Дальнего Востока, ядро которой, главным образом, составляют немцы и российские немцы. Поэтому особое значение имеет бережное отношение пасторов и проповедников к немецким культурным традициям, к немецкому языку как языку богослужения, уважительное отношение к памяти о насильственной высылке многих немцев с Поволжья. С одной стороны, это нередко тормозит возрождение лютеранства на территории России, приток в него новых национальностей, в том числе и русских. С другой стороны, при расширении этнической базы лютеранства исчезает немецкий язык, как язык богослужения, занявший в российском лютеранстве почти такое же место, как латынь в Римо-католической церкви и церковно-славянский язык в РПЦ. Богослужение на родном языке, безусловно, имеет свои достоинства - оно понятно и доступно не только верующим, но и человеку с улицы, так как каждому языку присущи определенные мировоззренческие установки, выражена ментальность определенного этноса. Но вместе с тем, богослужение лишается своей мистической составляющей.

Определенные проблемы в утверждении христианства в условиях полиэтничной и поликонфессиональной российской действительности испытывает и РПЦ МП: некоторые регионы страны имеют давние традиции шаманизма, буддизма, ислама, поэтому необходима определенная осторожность и дипломатический такт, способность находить консенсус.

В мировом масштабе среди высших духовных лиц Римо-католической церкви и РПЦ МП все чаще высказываются мнения о том, что «необходимо вернуть душу Европе», и что «пришло время создать

71

стратегический союз между католиками и православными, с цельюзащищать христианскую традицию против секуляризма и воинствующего Ислама»1. Характерно, что с приходом нового папы отношения между Москвой и Ватиканом значительно потеплели2, итеперь даже в протестантских кругах, в среде руководствавысказываются мнения об их грядущем объединении.

Экуменическая проблема. В международном масштабе экуменической деятельностью занимается так называемый ВСЦ (Всемирный Совет Церквей). Практически сразу эта организация столкнулась с проблемой членства: включение в свой состав всех христианских церквей трудно реализовать до сих пор, так как, принимая в свой состав более молодые и более либеральные христианские церкви, можно оттолкнуть от себя мощные, консервативные насчитывающие уже не одно тысячелетие своего существования – Римо-католическую церковь и целый спектр Православных церквей.

С другой стороны, ВСЦ и традиционные христианские церкви не могут не учитывать появление за последние полтора века новых направлений, идентифицирующих себя с христианством, в особенности это касается адвентизма, пятидесятнического и харизматического движения. Эти движения, несмотря на сохраняющуюся настороженность к ним3 и «двойную мораль», очень быстро распространяются в разных регионах мира и, по крайней мере, де-факто, заслужили признание в традиционных христианских кругах. Хотя рамки «двойных стандартов» всё еще сохраняются между всеми христианскими конфессиями, но уже появились работы иного порядка, происходит сотрудничество по тем или иным направлениям (например, тюремное служение), меняются представления людей на бытовом уровне. Одной из попыток трезво оценить эти движения стала книга «Новое христианство для XXI века» проф. А. Риккарди. Сам Рикарди так высказался по поводу будущего христианства: «Я убежден, что очерчивается некое новое христианство, которое составляет галактика неопротестантская, евангелистская пятидесятническая, вне исторических Церквей, вне Католической Церкви, но также вне традиционных протестантских Церквей и Церквей

1 «Вернуть душу Европе»: католически – православная встреча в Вене: «Вновь дать душу Европе» http://wvyw,oecumene.radiovaticana.org/rus/Articolo.asp?c=76976; Монс. А. Джордано о подготовке Третьей европейской экуменической ассамблеи // http://www.oecumene.radiovaticana.org/rus/Articolo.asp?c=74791

2 Об этом свидетельствуют многочисленные материалы с портала «Радио Ватикана»: http://www.oectimene.radiovaticana.org/rus/

3 Особенно обширна антипятидесятническая и антихаризматическая литература. Написана она были основном баптистами и православными борцами с сектами. Среди наиболее известных: Дворкин А. Сектоведение; Макартур Дж. Харизматики; Ракман П. Пять ересей. Харизматы. http://baptist.org.ua/sermons/five/heresies01 .htm:

72

В России христианство официально стало возрождаться 15-20 лет назад, поэтому в российском христианстве, в отличие от его европейского варианта, неудивительно наличие большого числа диаметрально противоположных взглядов по разным вопросам, христианский максимализм в восприятии мира, других религий и христианских конфессий, жесткость в отстаивании своих позиций и неумение вести диалог. Характерно в этой связи название одной из статей, содержащей интервью с одним из иностранных духовных лиц: «В России еще не созрели для экуменизма...»2. И действительно, отношение к ВСЦ (Всемирному Совету Церквей) в России двойственное, и, в целом, настороженное. Такое отношение к организации, стремящейся привести всех христиан к какому-нибудь общему консенсусу по многочисленным вопросам, в решении которых они не могут достигнуть единства, вызвано неоднозначной политикой самого руководства ВСЦ.

Заново поднимается на уровне экуменических отношений и проблема монашества. Данная проблема касается не только Римо-католической и Православной Церквей, как может показаться на первый взгляд. В XX в. в протестантизме проявилось стремление к аскетической монашеской жизни – так появилась мужская община Тэзэ во Франции и сестричество «Кестеллер ринг» в Шванберге (1950 г.). И если община, созданная братом Роже, была изначально и остается межконфессиональной, то сестричество Марии Пфистер является женским монастырем (с бенедиктинским уставом) ЕЛЦ Германии и было официально ею признано только в мае 1976 г.3

Место и роль женщины в Церкви. Сейчас под давлением феминистского движения и демократически настроенных кругов даже в России выявилась тенденция к повышению статуса женщины в церкви, ее роли и влияния, уравнения ее с мужчинами и в религиозной сфере. Это касается не только вопроса о женском священстве как таком и о том, чтобы женщина подавала причастие, но

1 Интервью с проф. А. Риккарди // http://www.oecLimene.radiovaticaiia.org/rus/Articolo.asp?c=76360

2 «В России не созрели для экуменизма...». Епископ Шпрингер о проблемах и задачах ЕЛЦЕР (Бернгардт Э.) // Moskauer Deutsche Zeitung. -11.15.2002.

3 Богословское собеседование представителей РПЦ и Евангелической Церкви в Германии, ФРГ //Журнал Московской Патриархии. - 1982. - №8.

73

и появления различных женских инициатив и движений: женские молитвенные кружки, дни женской молитвы, женские христианские организации («ВДМ», «Аглоу») и т.д. Подобные факты нередко рассматриваются как искусственное противопоставление женщин мужчинам. Вопрос о раздельном обучении в этом плане вызывает гораздо меньше споров. В Европе все больше распространяет практика женского пасторства и епископства (одной из первых здесь стали Швеция, Дания и Норвегия, то есть лютеранский север Европы). Женское пасторство есть в лютеранстве и англиканстве - исторически первых протестантских конфессиях. В России уже есть свои лютеранские пасторы-женщины и первая женщина-пробст. Практикуется женское священство и в молодых протестантских деноминациях – например, в Церкви «Новое поколение» Алексея Ледяева. Конечно, в РПЦ МП нет женщин-священников, но в Свято-Тихоновском институте уже есть несколько богословских диссертаций защищенных женщинами.

Проблема сохранения традиционных ценностей. Кризис человека и человеческой культуры, кризис всех традиционных ценностей обозначился в ХХ-ХХІ вв. и в философских исканиях (появление экзистенциализма и проявление его в современной продукции для масс – фильмы «Экзистенция», «Даун Хаус», «Игра возмездия», «Пила-2»), так и в изменении норм внутри христианских религиозных организаций. То, что ранее было под негласным запретом и расценивалось как аморальное, недопустимое поведение, постепенно переходит в статус вполне приемлемого.

Наиболее скандальной сейчас нравственной проблемой является проблема секс-меньшинств. Традиционно отношение к гомосексуалам было отрицательным. Последние два столетия были веками нараставшего движения за уравнение в правах различных ущемлённых в своих правах сообществ (суфражистское движение, движение за уравнение афроамериканцев с белыми и т.д.). Наиболее либеральными в Европе в этом отношении являются Голландия и Швеция, в которых разрешены гомосексуальные браки. В США, несмотря на традицию проведения гей-парадов, они еще вызывают сильный протест в христианских кругах. Попытки проведения подобных гей-парадов в Прибалтике вызвали межконфессиональные митинги протеста. В 2003 г. был раскол в Епископальной Церкви Америки в 2006 г. из-за избрания епископа-гомосексуала1. В январе 2006 г. одним из

1В Епископальной церкви Америки раскол из-за гея-епископа // http://newsru.com/religy/29jun2004/gay_split.html

74

протестов стало заявление пастора Церкви «Святой Библии» г. Редмонда Хатчерсона1.

В целом христианство стало более терпимым к отклонениям от определенных стандартов поведения в обществе, к другим религиям и религиозно-философским системам, к относительно новым движениям в самом христианстве. В результате духовные ориентиры и установки становятся всё более размытыми, мировоззренческие установки входят в конфликт с практической религиозной жизнью, а само христианство становится всё более аморфным, скатывается к язычеству в христианской оболочке.

Многие из перечисленных выше проблем встречались уже ранее на пути христианства. И тот факт, что в результате этой многовековой борьбы с ними происходит не утверждение, а изменение, подстраивание наиболее консервативных - религиозных - норм жизни общества, свидетельствует об упадке не столько христианства даже, сколько об упадке самой западной цивилизации. Понимая это, многие христианские конфессии, лавируя между консервативными и либеральными тенденциями, пересматривают сейчас отношение друг к другу и пытаются найти возможности для того, чтобы выступить единым фронтом перед угрозой обмирщения, нравственного релятивизма и возрождения язычества.

 1http://archives/seattletimes.nwsource.com/cgi-bin/texis.cgi/web/vortex/display?slug=gayights17&date=20060117