Протестантизм на территории Сахалинской области (по документам уполномоченных совета по делам религиозных культов - совета по делам религий).

Автор статьи: 

Источник: Потапова Н.В. Протестантизм на территории Сахалинской области (по документам уполномоченных совета по делам религиозных культов - совета по делам религий). // Наука, образование, общество. 2011. Вып. 1.

На волне начавшегося в годы Великой отечественной войны смягчения государственной религиозной политики уходят в прошлое открытые репрессии по религиозным мотивам, создаются специальные центральные и местные государственные органы, призванные осуществлять руководство и контроль за деятельностью религиозных организаций и верующих, происходит упорядочение и некоторая либерализация правовых основ их работы. 14 сентября 1943 г. при СНК СССР был создан Совет по делам Русской православной церкви (СДРПЦ) и 19 мая 1944 г. – Совет по делам религиозных культов (СДРК)1. На СДРПЦ возлагались задачи связи между правительством и Московской Патриархией, аналогичные задачи возлагались на СДРК в отношении «религиозных объединений мусульманского, иудейского, буддийского вероисповеданий, армяно-григорианской, старообрядческой, греко-католической, католической и лютеранской церквей и сектантских организаций»2. Эти органы были призваны осуществлять «рассмотрение вопросов, разработку проектов законодательных актов и постановлений…, наблюдение за правильным и своевременным проведением в жизнь на всей территории СССР законодательства и Постановлений Правительства, …составление статистических сводок…» и т.п.3 Советы имели при совнаркомах союзных и автономных республик,

_______________________________

1 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф.6991. Оп.2. Д.1. Л.2-12, 38, 41.

2 ГАРФ. Ф.6991. Оп.2. Д.1. Л.41.

3 ГАРФ. Ф.6991. Оп.2. Д.1. Л.11-12.

обл(край) исполкомах своих уполномоченных. Положения «О порядке открытия церквей» (28 ноября 1943 г.) и «О порядке открытия молитвенных зданий религиозных культов» (19 ноября 1944 г.)4 устанавливали порядок регистрации религиозных общин, предполагавший многоступенчатость: верующие (не менее 20 совершеннолетних граждан из числа местных жителей, не лишённых по суду избирательных прав) отправляли ходатайства в Совнарком союзной или автономной республики или в обл(край) исполком. Здесь уполномоченные СДРПЦ или СДРК рассматривали и проверяли заявления и отправляли свои вердикты в СДРПЦ или СДРК, которые принимали окончательное решение. После одобрения решения правительством, Советы сообщали об этом на места для регистрации религиозного общества.

Постановлением Совета министров СССР от 18 декабря 1965 г. было решено преобразовать СДРПЦ и СДРК при СМ СССР в единый орган – Совет по делам религий (СДР) при СМ СССР5. Впервые было опубликовано положение о СДР. Его главными функциями являлись: контроль за соблюдением Конституции СССР и декрета от 23 января 1918 г., гарантирующих свободу совести, за правильным применением и исполнением на всей территории СССР законов СССР, Указов Президиума ВС СССР, постановлений и распоряжений СМ СССР по вопросам, относящимся к религии; изучение и обобщение опыта применения законодательства о культах; разработка проектов законов, указов, постановлений и распоряжений, по вопросам, касающимся религий, и внесение их в СМ СССР; содействие религиозным организациям в осуществлении международных связей, в участии в борьбе за мир, за укрепление дружбы между народами. В республиках и областях СДР имел уполномоченных. Положение фактически предоставило Совету полномочия верховного администратора: «Совет …осуществляет контроль за соблюдением законодательства о культах религиозными организациями

_______________________________

4 ГАРФ.Ф. 6991. Оп.2.Д.1.Л.26-30,58-59.

5 ГАРФ. Ф.6991. Оп.2. Д.302. Л. 30.

и служителями культов…, имеет право принимать решения о регистрации и снятии с регистрации религиозных объединений, об открытии и закрытии молитвенных зданий…, проверять деятельность религиозных организаций в части соблюдения ими советского законодательства о культах и давать обязательные предписания об устранении его нарушений»6. Санкция правительства теперь уже не требовалась. На местах исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся создавали в помощь себе на общественных началах комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах. В них входили депутаты местного Совета, работники народного образования и финансовых органов и другие представители советского актива. Комиссии не обладали административными правами и действовали через исполкомы Советов7.

После окончания Второй мировой войны Южный Сахалин и Курильские острова вошли в состав Советского Союза. 2 февраля 1946 г. на этих территориях была образована самостоятельная Южно-Сахалинская область, входившая в состав Хабаровского края, 2 января 1947 г. Южно-Сахалинская область была ликвидирована, а её территория включена в состав Сахалинской области8. Хранящиеся в Государственном архиве Сахалинской области (ГАСО) документы позволяют воссоздать картину религиозной жизни Сахалинской области в послевоенный период. В фонде 53 («Сахалинский облисполком») отложились «документы по религиозным культам» за 1946-1972 гг. Всего в указанном фонде к теме исследования относится 4 дела из описи 1 (№ 78, 81, 89, 104), одно дело (№ 19) из описи 1 (доп.) и 10 дел из описи 2 (№ 1, 2, 8. 11, 17, 42, 50, 67, 77, 94). Отдельно в этом же фонде (в первой описи) вычленяется блок дел,

_______________________________

6 Поспеловский Д. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР / Д. Поспеловский. М., 1996. С.343.

7 Клочков Б.В. Социалистическое государство, право и религиозные организации / Б.В. Клочков. М., 1984. С. 48-49; Иванов А.И., Лобазов П.К. Политика Советского государства по вопросам религии и церкви / А.И. Иванов, П.К. Лобазов. М., 1973. С.47-48.

8 История Сахалинской области с древнейших времён до наших дней. Уч. пособие. Южно-Сахалинск, 1995. С. 153-154.

содержащих материалы, освещающие религиозную жизнь области за 1985-1991 гг. (№ 2476, 2581, 2670, 2885, 2988, 3139), во второй описи – дело № 2417 (за 1981-1982 гг.). В фонде 1142 («Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Сахалинской области») собраны дела (№№ 1-27) за 1965-1988 гг. Материалы представляют собой переписку уполномоченных с СДРК, СДРПЦ, СДР, с районными и областными государственными и партийными органами, переписку верующих Сахалинской области с уполномоченными, СДРК, СДРПЦ, СДР, статистические отчеты и справки уполномоченных «о состоянии религиозных культов по Сахалинской области», их пояснительные записки в СДР, учётные карточки действующих религиозных объединений и пр. Если в 53 фонде эти документы отложились в делах бессистемно и по годам, и по тематике, то комплектование дел 1142 фонда носит вполне систематизированный, упорядоченный характер.

В Сахалинской области первым уполномоченным СДРК при Совете министров по Сахалинской области был П.К. Тюрин (1947-1950 гг.) – секретарь Южно-Сахалинского горисполкома, затем – облисполкома. С 1951 по 1956 г. уполномоченным был секретарь облисполкома С. Тулупов; с 1956 по 1965 г. – секретарь облисполкома В.З. Калинин; с 1966 по 1980 г. уполномоченным СДР был секретарь облисполкома В.И. Смирнов; с 1981 по 1991 г. – секретарь облисполкома Н.М. Николаев. Примечательно, что в области, в связи с отсутствием до 1989 г. зарегистрированных православных общин, так и не была создана штатная единица уполномоченного СДРПЦ.

В докладной записке «о состоянии и работе религиозных культов по Сахалинской области», направленной председателю СДРК Полянскому в 1946 г. отмечалось, что на Юге Сахалина до 1945 г. насчитывалось более 250 храмов, доставшихся в наследство от японцев, в том числе: буддийских – 150, синтоистских – 50, храмов секты Тёнрикё – 50, католических костёлов – 4, протестантских храмов – 59. На севере Сахалина с 1930 г. не было действующих храмов, но православная община верующих и евангельские христиане-баптисты (ЕХБ) г. Александровска в начале исследуемого периода пытались добиться регистрации (удалось добиться регистрации только общине ЕХБ в 1946 г.). По состоянию на 1.01.1947. на территории области осталось 153 храма, на 1.06.1947 г. – 67, к 1.09.1947 г. – 25, к 1.01. 1948 г. – 1610. К концу 1948 г. прекратили работу последние буддистские, синтоистские и протестантские (японские) храмы и костёлы. Причины уменьшения количества храмов на юге с 1945 г. указываются в ежегодных докладных записках председателю СДРК: часть храмов сгорела во время боевых действий; большая часть священников была эвакуирована японским правительством до вступления советских войск на территорию острова, вследствие чего ряд храмов прекратил свою деятельность ещё до начала боевых действий; в связи с отъездом по репатриации большей части японцев, значительно сократилось проведение обрядов и денежные доходы оставшихся священников, в связи с этим служители культов усиленно стали подавать заявления о репатриации. Резкое сокращение количества храмов и отъезд священнослужителей после образования Сахалинской области давали основание первому уполномоченному П.К. Тюрину слать в 1947 г. в центр телеграммы следующего содержания: «Учитывая, что в ближайшее время на острове Сахалин не останется ни одного храма, за исключением одного молельного дома баптистов в г. Александровске, прошу дать указание о моей дальнейшей работе здесь или возможности перевода в другую область…»11.

Протестанты Северного Сахалина были представлены религиозными организациями евангельских христиан-баптистов. Религиозная община ЕХБ г. Александровска, насчитывающая в тот период 60 человек, была 

_______________________________

9 Государственный архив Сахалинской области (ГАСО). Ф.53. Оп.1. Д.81. Л.1-2.

10 ГАСО. Ф.53. Оп.1. Д.81. Л.32.

11 ГАСО. Ф.53. Оп.1. Д.81. Л.17.

единственной, официально зарегистрированной властями 18 февраля 1946 г12. Руководителем был С.С. Чеченков, который с 7 ноября 1944 г. находился в Александровске на духовной службе13. После окончания войны группы ЕХБ активизировали свою деятельность за счёт притока новых поселенцев и пропаганды старых, имелись группы ЕХБ в п. Арково (3 чел.), п. Кировск (3), п. Мгачи (11), п. Октябрьском (2), Макаровке (3),14Дербинском (3). Уже к сентябрю 1947 г. в области остаётся одно молитвенное здание – молельный дом баптистов в г. Александровске-Сахалинском. В это время начинают создаваться первые баптистские общины на юге острова. В 1948 г. пресвитер С.С. Чеченков посетил г. Южно-Сахалинск, где создал группу ЕХБ, выросшую за 1948 г. с 6 до 22 чел., возглавила её первоначально З. Корнеева, затем она была «заменена старейшим баптистом Зыковым, группа дала ему полномочия на регистрацию и открытие официального молельного дома»15. Уполномоченный сообщал, что в 1948 г. их просьбы были им трижды отклонены «по мотивам отсутствия подходящего для этих целей помещения», а С.С. Чеченкову было «указано на недопустимость его деятельности, выходящей за рамки г. Александровска»16. В 1948 г. в г. Чехове Т.К. Баранчук и И.Н. Михалкин организовали группу баптистов – 6 чел., которая увеличилась за первую половину 1949 г. до 15 человек17.

В первое десятилетие после войны репрессии против активистов-верующих продолжались. Так, по информации П.К. Тюрина в 1950 г. «…ранее активизировавшая действия группа баптистов в г. Чехове под руководством Баранчука после закрытия молельного дома в Чехове и возбуждения против Баранчука прокурором дела о незаконных действиях,

_______________________________

12 ГАСО. Ф.53. ОП.2. Д.2. Л.1,6.

13 ГАСО. Ф.53. Оп.1. Д.104. Л.73.

14 ГАСО. Ф.53. Оп.1. Д.81.Л.29.

15 ГАСО. Ф.53. Оп.1. Д.81.Л. 60.

16 ГАСО. Ф.53. Оп.1. Д.81.Л. 60, 65

17 ГАСО. Ф.53. Оп.1. Д.104. Л.141.

заметно ослабила деятельность».18 В 1951 г. два члена Александровской организации ЕХБ были арестованы за контрреволюционные действия19.

Судя по отчётам уполномоченных, во второй половине 1940-х – 50-е гг. численность групп ЕХБ была относительно стабильной: в г. Александровске – около 80 чел. (в 1948 – 75 чел., в 1950 г. – 85 чел, в 1955 – 83 чел., в 1959 г. – 86 чел.)20,в г. Южно-Сахалинске – около 40, в Корсаковском районе – около 20, Холмском – около 20, Долинском – около 15, Поронайском – 15, Невельском – около 20, Красногорском – около 5, Томаринском – около 5, Южно-Сахалинском – около 3-х21.Под влияние баптистов попадает и корейское население, так, с конца 1959 г. в Чехове возникает «новая группа баптистов из числа корейцев – Ким Ха Сю и её дочь Му И Хва»22. Все группы ЕХБ были связаны письменной связью и руководством александровской общины. Уполномоченный Тюрин отмечал: "Группы малочисленны, но …увеличиваются за счёт вербовки новых членов до установленного минимума (20 чел.), после чего официально ставят вопрос об их признании и регистрации23. В 1950-е гг. властями неоднократно отклонялись заявления южно-сахалинского общества ЕХБ о регистрации, в делах уполномоченного имеются акты за 1951, 1952, 1954 гг., согласно которым, «по санитарно-техническим причинам» дома, которые арендовали верующие признавались «для молельни не пригодными», что снимало с повестки дня и вопрос о регистрации общины24. Любопытно, что активность александровских баптистов привела даже к тому, что в 1958 г. «во время выборов в Советы эта баптистская община даже выдвинула кандидата в депутаты горсовета

_______________________________

18 ГАСО. Ф.53. Оп.1. Д.104.Л.5.

19 ГАСО. Ф.53. Оп.1. Д.104.Л.156.

20 ГАСО. Ф.53. Оп.1. Д.104.Л. 158

21 ГАСО. Ф.53. Оп.2. Д.2.Л.65.

22 ГАСО. Ф.53. Оп.2. Д.11.Л.80.

23 ГАСО. Ф.53. Оп.2. Д.2. Л.60.

24 ГАСО. Ф.53. Оп.1. Д.104. Л.184-192.

тов. Субботина, надеясь, что он будет отстаивать их интересы» (он был тогда заместителем председателя горисполкома)25.

В конце 1950-х гг. ужесточается государственная политика по отношению к религии, начинается кампания по дискредитации («разоблачению») руководителей религиозных групп, по стране прокатилась волна судебных процессов над последователями баптизма, адвентизма, пятидесятничества, на которых людей судили фактически за их религиозные убеждения. Секретное Постановление 16 марта 1961 г. «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах», требуя немедленного восстановления в полной силе законодательства 1929 г., обязывало местные советские органы обеспечить строгий контроль за его выполнением, своевременно принимать меры к ликвидации нарушений этого законодательства духовенством и религиозными объединениями. Все постановления 1940-х гг. признавались утратившими силу26. Пограничное положение области облегчало властям эту задачу – неугодных можно было просто выслать на материк, что и делалось весьма успешно. Из информации уполномоченного СДРК: «В Южно-Сахалинске в качестве руководителя нелегальной группы сектантов-баптистов находился Крячун И.Т. (скомпрометировав себя перед верующими в октябре 1958 г. выехал с Сахалина). В г. Холмске руководителем сектантской группы баптистов был Лукьянчук Г.Я. (в 1959 г. выехал на материк)»27. В 1960 г. «штатному пресвитеру Баранчуку П.Т. (пресвитер общины ЕХБ Александровска с 1951 г. – Н.П.) была создана такая обстановка, что он был дискредитирован … и вынужден уехать на материк…»28.

Одновременно в центральной и местной прессе печатается масса антирелигиозных статей, разоблачающих «сектантов»29. Логическим

_______________________________

25 ГАСО. Ф.53. Оп.2. Д.11. Л.74.

26 ГАРФ.Ф.6991.Оп.2.Д.302. Л.2-2об.

27 ГАСО. Ф.53. Оп.2. Д.2. Л.66.

28 ГАСО. Ф.53. Оп.2. Д.11. Л.73.

29 Брудный В.И. Изуверы / В.И. Брудный. М., 1961; Антонова О.А., Филатов А.Н. Кто такие сектанты? / О.А. Антонова, А.Н. Филатов. Омск, 1960 и пр.; Клейменов А. Владелец «мёртвого дома» (о секте баптистов г. Южно-Сахалинска) / А. Клейменов // Советский Сахалин. 1958. 22 марта; Клейменов А. Святоши-прохиндеи / А. Клейменов // Советский Сахалин. 1958. 27 апреля; Никитина С. В баптистской паутине / С. Никитина // Советский Сахалин. 1959. 26 ноября и т.п.

исходом этой кампании стало решение Александровского горисполкома № 99 от 29 марта 1960 г., запретившее деятельность единственной зарегистрированной общины ЕХБ, так как она «превратилась в преступную группу». Предшествовал этому суд над гр. Плескачёвой 15 марта 1960г., обвинённой в отравлении ребёнка. Суд объяснил преступление влиянием на подсудимую секты баптистов и «определил поставить вопрос о необходимости запрещения деятельности …секты»30. Кроме того, сразу «выявились» новые факты, оказывается, «Щепащенко, Кусайкина и др. – занимались расхищением социалистической собственности…, Абдулаева, Лихачёва и др., состоящие долгое время членами общины, публично выступили с заявлениями об уходе от баптистов»31. За этим последовали решения общих собраний трудовых коллективов крупнейших предприятий Александровского района и населённых пунктов: Александровского торгового порта, мясомолочного пищекомбината, пос. Хоэ и т.д.32, требовавших прекратить деятельность сектантов как антинародную и преступную. Александровская община было запрещена, помещение молельного дома изъял ГКХ. Уполномоченный в 1960 г. отмечает с искренним удовлетворением, что «общими усилиями эту баптистскую группу удалось упразднить, и она формально не существует…, сейчас их возглавляет выживший из ума старик Чёрненький». «В результате проведённых профилактических мероприятий по сектантам в Поронайском, Корсаковском, и Кировском районах,… сектантская деятельность на территории Сахалинской области значительно парализована»33. Тем не менее, документы за 1960 г. отмечают наличие незарегистрированных «сектантских групп» по Поронайскому району – в пос. Победино, Леонидово, Кошевой, Баюклы, Устье, Тихменево и в г. Поронайске (30 чел.). В Кировском районе – в пос.

_______________________________

30 ГАСО. Ф.53. Оп.2. Д.3. Л.205.

31 ГАСО. Ф.1124. Оп.1. Д.1. Л.1.

32 ГАСО. Ф.53. Оп.2. Д.3. Л.207.

33 ГАСО. Ф.53. Оп.2. Д.11. Л.73-77.

Тымовское, Ново-Тымовское, Воскресеновка, Верхний Армудан, Кировское (около 40 чел.). В пос. Ильинском Томаринского района незарегистрированная группа баптистов, насчитывала 12 чел., возглавляли её Васютина, Г.И. Сопин, Н.Н. Козина и др. Мелкие сектантские группы и отдельные верующие лица были в пос. Вахрушево и Лермонтовка Макаровского района, в Красногорском и Лесогорском районах34. Выводы КГБ о том, что «в настоящее время (1959 г. – Н.П.) в …районах области сектантских групп почти не существует…»35, оказались преждевременными, желаемое выдавалось за действительное.

Во второй половине 1950-х гг. оживляется (в масштабах всей страны) деятельность религиозных групп христиан веры евангельской-пятидесятников (ХВЕП). В циркуляре, направленном в это время из СДРК всем уполномоченным «О деятельности религиозных групп пятидесятников», отмечается «оживление …религиозной деятельности незарегистрированных групп пятидесятников», которые в августе 1955 г. добровольно объединились с ЕХБ. Не присоединившиеся к ЕХБ, разбились на многочисленные мелкие группы, законспирировались. В 1956 г. они стали добиваться регистрации и основания религиозного центра, в чём им было отказано. Они развернули работу среди зарегистрированных ЕХБ и адвентистов седьмого дня (АСД)36. Появились пятидесятники и на Сахалине: в г. Холмске (около 25 чел.), в г. Аниве (около 20 чел. – некоторые из них – 18-30 лет.), в г. Корсакове (15 чел.) и т.д.37. По данным уполномоченного «в г. Холмске возглавлял пятидесятников Чернецкий (1894 г.р.) – в 1960 г. руководителями этой группы названы ещё и Сидоров (1893 г.) и Суханов (1887 г.). В документах середины 1960-х гг. отмечается, что в Холмске было «учтено 9 престарелых фанатично настроенных сектантов-пятидесятников: Агарина А.И. (1895 г.р.), Куприянова И.И., Басова М.К. (1918 г.р.), Максимова Л., Цеслякова В.А.

_______________________________

34 ГАСО. Ф.53. Оп.2. Д.11. Л.77-82.

35 ГАСО. Ф.53. Оп.2. Д.2. Л.65.

36 ГАСО. Ф.53. Оп.2. Д.2. Л.15.

37 ГАСО. Ф.53. Оп.2. Д.2. Л.65.

(1924 г.р.), Ерофеева А. (1910 г.р.), Чернецкий Е.И.(1893 г.р.) и др.)38. По 5-7 человек пятидесятников имелось в пос. Пятиречье, гг. Чехове, Томари, Невельске, в Аниве – Чернова и её сын Чернов А.А. (1929 г.р.) – эта группа объединяла сектантов Анивы, пос. Рыбацкого и Песчаного. В Поронайском районе наиболее активными пятидесятниками являлись Зенин И.П., Ермаков Ф.С., Евдокимов Г.Я., и т.д. В Тымовском районе – Шах Ф., Бабушкин И.И., Суслин И.Е. и др. В Корсакове пятидесятников возглавлял Даничкин И.С.»39.

Во второй половине 1960-х – 80-е гг., на новом этапе развития государственной религиозной политики, отношения государства и религиозных организаций приобретают более цивилизованную форму. Ряд правовых актов, принятых в этот период, способствовали утверждению прав верующих и служителей культов. Например, в Постановлении Президиума ВС РСФСР от 18 марта 1966 г. подчёркивалось, что отказ гражданам в приёме на работу или в учебное заведение, увольнение с работы или исключение из учебного заведения, лишение граждан установленных законом льгот и преимуществ, а равно иные ограничения их прав в зависимости от отношения к религии являются уголовно наказуемыми деяниями40. Постановление СМ СССР № 361 от 10 мая 1966 г. вводило новый порядок регистрации религиозных обществ и рекомендовало органам власти «при решении вопросов, касающихся регистрации… учитывать преимущества открытой, легальной деятельности религиозных объединений, находящихся под контролем государства, по сравнению с нелегальной»41. 23 июня 1975 г. был издан Указ Президиума ВС РСФСР «О внесении изменений и дополнений в постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях». Благодаря публикации поправок к законодательству,

_______________________________

38 ГАСО. Ф.53. Оп.2. Д.50. Л.10.

39 ГАСО. Ф.53. Оп.2. Д.11. Л.78.

40 Религия и власть на Дальнем Востоке России: Сборник документов Государственного архива Хабаровского края. Хабаровск: Частная коллекция, 2001. С.12.

41 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.1. Л.93.

верующие теперь, по крайней мере, знали, на какие законы опирается их бесправие. Это было лучше, чем тайные инструкции предшествующего периода42.

В 1960-е гг. в СССР наблюдалось сокращение числа религиозных объединений. Оно было вызвано не только административными мерами, но и контекстом жизни тех лет, в который вписывалась и вера в лучшее будущее, и романтическое мироощущение, и взлёт науки, образования, и выход человека в космос. Для Сахалина, почти не имеющего старожильческого населения, храмов, священников, представляющего собой «пограничную зону», въезд в пределы которой мог быть запрещён любому, заподозренному в «неблагонадёжности», процесс отхода от религии и самораспад общин был естественным. В 1971 г. официальные документы, оптимистично заявляли, что «Сахалинская область …не поражёна религиозными предрассудками, …население нашей области менее религиозно, чем в других областях РФ». В области наблюдалась «благоприятная религиозная обстановка»43.

В 1960-е гг., несмотря на противодействие властей, общины ЕХБ («нелегальные») продолжают существовать. В одном из документов за 1964 г. отмечается: «В области нет зарегистрированных общин, но секты проявляют значительную активность…, в секты вовлекаются дети и молодёжь, …группа баптистов г. Александровска настойчиво добивается открытия молитвенного дома». Во второй половине 1960-х гг. по сообщениям и.о. уполномоченного Смирнова, кроме южно-сахалинской и александровской групп ЕХБ, имелись верующие в Горнозаводске – 8-11, в Корсакове – 8, Холмске – 9, Тымовском районе – 7-8, пос. Ильинском – 4-544. Особую активность проявляли наиболее крупные общины ЕХБ г. Александровска (пастор В.М.Чёрненький) и областного центра (до 1966 г. руководители Н.С. Зыков и В.Д. Савинов, позднее – С.И. Рябцев). Не

_______________________________

42 Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе / В.А. Куроедов. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1984. С.136.

43 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.5. Л.102.

44 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.1. Л.42; Д.20. Л.21; Д.4. Л.8.

смотря ни на что, группа александровских баптистов всегда отличалась стабильностью и активностью, верующие александровской общины продолжали собираться на молитвенные собрания и, по мере возможностей, пыталась отстаивать свои права. Так, в апреле 1960 г. баптисты г. Александровска-Сахалинского судились с местным исполкомом по поводу возвращения им дома, изъятого ГКХ. К сожалению, результат этого процесса не известен. Только во второй половине 1960-х гг. они 7 раз ходатайствовали о регистрации, «обращались в облисполком 4 раза с просьбой о регистрации… и в Совет по делам религий при Совете Министров СССР – 3 раза… Совет трижды напоминал и.о. уполномоченного …по Сахалинской области о рассмотрении заявлений верующих ЕХБ г. Александровска-Сахалинского. Секретарь облисполкома, уполномоченный Смирнов В.И. несколько раз докладывал обкому КПСС о состоянии религиозных культов и просил рассмотреть предложение о регистрации общины ЕХБ»45. В 1966 г. Раевский – старший пресвитер ВСЕХБ по Сибири и Дальнего Востока из Иркутска просил уполномоченного Смирнова о регистрации Александровской общины ЕХБ, но также безрезультатно46.

Местные власти, не взирая на правительственные постановления второй половины 1960-х гг., рекомендующие учитывать преимущества легальной деятельности религиозных организаций, отказывались от регистрации общин ЕХБ, аргументируя это в секретных документах особым пограничным положением области, а для верующих – отсутствием молельных домов или их непригодностью, малой численностью верующих, «нарушениями со стороны верующих советского законодательства о культах», ведь необходимым условием регистрации было отсутствие нарушений советского законодательства, а верующие его нарушали уже самим фактом своего существования – т.к. не будучи

_______________________________

45 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.1. Л.93.

46 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.1. Л.43.

зарегистрированными, собирались на «нелегальные собрания»47. Позднее уполномоченный В.З. Калинин отмечал, что «формальное право зарегистрировать общины в Южно-Сахалинске и Александровске имеется давно, но это не желательно, облисполком такого разрешения не даёт», а обком КПСС дал «рекомендации не рассматривать заявления верующих ЕХБ» и отказывать под различными предлогами48.

Таким образом, все объединения верующих оказывались «нелегальными» и шансов получить легальный статус у них не было. За нелегальную же деятельность верующих наказывали в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 марта 1966 г., вводившем систему штрафов «за веру». Например, «в июле 1966 г., когда Чёрненький на административной комиссии сказал, что он верил и будет верить в бога, последовало грубое замечание: «Раз веришь, так надо тебя оштрафовать на полную, на все 50 руб., а не на 20 или 30»49. Раевский подчёркивал, что «горсовет Александровска чинит незаконные действия, штрафует пенсионера без акта и квитанции, вычитает штраф из пенсии, причем, штрафует незаконно: общины, подавшие заявления, т.е. хотящие зарегистрироваться, штрафу, согласно Указа ВС РСФСР от 18.03.66. г. не подлежат»50. Однако, уполномоченный отмечал, что «как показала практика, …принятие административных мер к активистам незарегистрированных общин и групп положительных результатов не даёт». Например: «…на административной комиссии Александровск-Сахалинского горисполкома за незаконное проведение молитвенных собраний …был оштрафован на 50 руб. активист …Павлушин. Деньги на внесение штрафа были собраны верующими, а Павлушин в их глазах явился лицом, пострадавшим за веру»51.

_______________________________

47 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.1. Л.108.

48 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.2. Л.37; Д.1. Л.93.

49 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.1. Л.64.

50 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.1. Л.58,71.

51 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.7. Л.200.

Боролись с баптизмом не только путём запретов и дискредитаций, например, по сообщению уполномоченного в середине 1960-х гг. в г. Корсакове насчитывалось 14 баптистов, «за семьями установлен постоянный контроль, дети направлены в интернаты», в результате большинство верующих выехало за пределы области52. Таким образом, удалось добиться того, что в религиозных группах остались только представители старшего поколения, да и то не многочисленные. Кроме того, ставились препоны и в участии представителей сахалинских баптистов на съездах ВСЕХБ, которые начали вновь собираться с 1963 г. (последний был в 1926 г.). Так, в 1969 г. В. Смирнов, уполномоченный СДР, в письме председателю Южно-Сахалинского горисполкома пишет, что «в связи с предстоящим съездом ЕХБ необходимо усилить контроль за работой членов ЕХБ, не допустить представителя общины ЕХБ на съезд».53 Письмо аналогичного содержания было направлено и председателю горисполкома г. Александровска-Сахалинского.

Во второй половине 1960-х гг., отмечая, как достижение отсутствие в области зарегистрированных общин, священников и зданий культа и, констатируя существование незарегистрированных общин и групп, Сахалинский облисполком периодически принимает решения «обязать исполкомы городских и районных, сельских и поселковых советов в месячный срок разобраться с состоянием религиозности в каждом населённом пункте»54. В семи районах области не было «религиозной жизни» и комиссии по соблюдению законодательства о культах там не создавались. Например, так звучал отчёт Ногликского райисполкома в 1966 г.: «…в Ногликском районе религиозных проявлений в 1965 г., как и в прошлые годы не было, в связи с чем, комиссия в райисполкоме по соблюдению законодательства о культах не создавалась»55. В 18-ти районах комиссии действовали, но рапортовали о том, что «за последнее

_______________________________

52 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.1. Л.31.

53 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.2. Л.88.

54 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.1. Л.11.

55 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.3. Л.123.

время деятельность их (верующих – Н.П.) ослабла», и при этом дружно отмечали активную антирелигиозную пропагандистскую работу на местах56.

В 1970-е гг. центр религиозной жизни перемещается с севера на юг, из Александровска в Южно-Сахалинск. После смерти пресвитера Александровской общины ЕХБ Чёрненького в 1969 г. её руководителями становятся Новачук и Невмарин, а с 1970 г. – И.О. Павлушин (1912 г.р.), остававшийся пресвитером в 1970-е – 80-е гг.57. Южно-Сахалинской общиной ЕХБ руководили в 1970-е гг. Куюмова, а затем С.М. Савчик (1934 г.р.), в начале 1980-х – Т.У. Иванченкова В 1970-е гг. продолжали существовать группы ЕХБ в Александровске, Южно-Сахалинске, а также в Тымовском районе (в 1976 г. – 10 чел.), в Холмске – 12, Чехове – 14, Корсакове – 3, Сокол – 2, Невельске – 4, Ильинске – 4, Ново-Александровка и Луговое – 258. Судя по спискам, имеющимся в материалах уполномоченного, в состав общин ЕХБ входили в основном пенсионеры59.

В этот период в СССР наблюдается активизация «сект»60. Одновременно усиливается антирелигиозная работа, проводимая существующими с середине 1960-х гг. при гор- и райисполкомах комиссиями содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах. Во второй половине 1970-х гг. жизнь ЕХБ Сахалина активизировалась. В 1976 г. численность Южно-Сахалинской группы верующих резко увеличилась за счёт прибывающих с материка, из Днепропетровской области и г. Орджоникидзе, которые сначала выделились в самостоятельную группу пятидесятников (семьи Ляшок (11 чел.), Стрельчик (8 чел.), Савчик-Лелько (7 чел.)61. В июле 1978 г. под председательством старшего пресвитера ВСЕХБ по Дальнему Востоку Максимчука состоялось объединённое собрание групп ЕХБ и ХВЕП (33

_______________________________

56 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.1. Л.18-23.

57 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.20. Л.123.

58 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.6. Л.65; Д.10. Л. 200.

59 ГАСО. Ф.53. Оп.1.Д. 2476. Л.17.

60 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.6. Л. 219.

61 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.13. Л.24.

чел.), на котором было решено объединиться под названием «южно-сахалинская община ЕХБ», входящая в ВСЕХБ, согласно августовского соглашения от 24 августа 1945 г. И.о. пресвитера был избран С.М. Савчик, помощницей – М.Ф. Колач62. Резкое увеличение численности ЕХБ в Южно-Сахалинске в 1979 г. объясняется объединением их с пятидесятниками, прибывшими из Днепропетровска63. В этот период в г. Чехове во главе группы ЕХБ находился М.И. Стасюк, в Томаринском районе верующих ЕХБ возглавляла Л.В. Сопина, в Тымовском районе – Масленникова. В это время «активизировалась деятельность неучтённых групп ХВЕП» на острове64. Во главе группы ХВЕП г. Александровска стоял Горянский И.С. (1907 г.р.)65, П.Ф. Ляшок, затем И.П. Стрельчик66 – руководили ХВЕП г. Южно-Сахалинска. В Холмске во главе группы ХВЕП находилась Куприянова.

В 1970-х гг. Сахалинскую область неоднократно посещают представители руководства ЕХБ по Дальнему Востоку. В 1970 и 1972 гг. для ознакомления с деятельностью сахалинских баптистов на острове побывал А.В. Мицура – помощник старшего пресвитера ВСЕХБ по ДВ и Сибири из г. Находка67. В 1974 – 1975 гг. остров посещал помощник старшего пресвитера ВСЕХБ по ДВ и Сибири Ю.А. Максимчук – избранный на эту должность в 1973 г. на состоявшемся в г. Хабаровске совещании пресвитеров церквей ЕХБ. Он трижды приезжал на остров,68был в общинах и группах гг. Александровска-Сахалинского, Южно-Сахалинска, Невельска, пос. Тымовского, проводил молитвенные собрания, беседы с верующими, обряды хлебопреломления. Однако эти попытки активизировать баптистов Сахалина успешно пресекались местными властями, которые с удовлетворением отмечали, что

_______________________________

62 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.11. Л.55.

63 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.11. Л.53.

64 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.7. Л.133; Д.8. Л.41.

65 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.13. Л.1-2.

66 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.16. Л.8.

67 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.4. Л. 80.

68 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.8. Л.133.

«ограничение въезда в область (пограничный режим и система пропусков) способствует снижению личного и религиозного влияния на верующих ЕХБ со стороны старшего пресвитера ВСЕХБ по ДВ и Сибири»69.

После легализации деятельности общин адвентистов седьмого дня (АСД) в 1975 г.70, первые их представители начинают приезжать на остров.71В 1979 г. прибыл П.Ф. Добронецкий (1957 г.р.), возглавивший религиозную группу АСД Южно-Сахалинска. В Холмске АСД возглавила Печкина. В середине 1970-х гг. с материка прибывают свидетели Иеговы, действовавшие на протяжении всего советского периода нелегально. Руководители нелегального объединения (около 100 чел.) Свидетелей Иеговы в Хабаровске вели активную миссионерскую деятельность и предпринимали попытки распространить её за пределы хабаровского края72. В середине 1970-х гг. на Сахалин несколько раз приезжал из Хабаровска в Тымовский район с миссионерскими целями «ярый иеговист» Бабарыкин, «один из авторитетов враждебного сектантского подполья». Его дочь Т.В. Леонова и зять В.П. Леонов проживали в Тымовске. Ими были приглашены в п. Тымовское в 1979 – 1980 гг. на временное и постоянное место жительства 5 человек73. В Хабаровске же проживал нелегальный епископ объединения ХВЕП Дальнего Востока П.В. Федянин74. В 1975 г. уполномоченный Смирнов даже разослал в горисполкомы гг. Южно-Сахалинска, Долинска, Корсакова и Анивы списки религиозных активистов и сопроводил следующим комментарием: «Прошу вас обратить внимание на пресечение религиозной деятельности граждан, указанных в прилагаемых списках. И как одной из мер, прошу ограничить выдачу этим лицам вызовов ими в Сахалинскую область родственников, знакомых и других лиц (в отпуска, на работу и т.п.»75.

_______________________________

69 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.5. Л.7.

70 История религий в России: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Трофимчука. М., 2002. С.360.

71 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.8. Л.131, 193.

72 Религия и власть на Дальнем Востоке России: Сборник документов Государственного архива Хабаровского края. – Хабаровск: Частная коллекция, 2001. С.289-290.

73 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.13. Л. 18-20.

74 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.18. Л.16.

75 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.8. Л.227.

Документы начала 1980-х гг. отмечают, что верующие с материка продолжают прибывать. Особенно активизировалась их деятельность в августе и сентябре 1981 г., когда на Сахалин обрушилось стихийное бедствие – тайфун.76

К началу 1980-х гг. государственные органы начинают более охотно регистрировать религиозные общины, признав, что их легальная деятельность более выгодна государству. Отношение к духовенству и традиционно верующим (тем, кто не занимался нехрамовой религиозной деятельностью) становилось более уважительным77. Зато по-прежнему пресекались действия конфессий, не подлежащих регистрации или не желающих регистрироваться. Их формы деятельности рассматривались как «направленные против социализма, грубо нарушающих советские законы», тем более, что приверженцы этих конфессий отказывались от службы в армии, не признавали советское законодательство о культах, имели связи с заграницей.

1980-е гг. стали новым этапом в религиозной жизни Сахалинской области. В мае 1981 г. впервые облисполкомом было утверждено «Положение» о комиссиях содействия контролю за соблюдением законодательства о культах при исполкомах районных и городских Советов народных депутатов. В этот период в области по-прежнему действовало 18 таких комиссий, в них по данным уполномоченного состояло 158 человек.78 Несмотря на очередной отказ облисполкома, СДР принял решение религиозное общество ЕХБ в г. Южно-Сахалинске зарегистрировать 29 декабря 1980 г. 15 февраля 1981 г. состоялось общее собрание учредителей южно-сахалинской общины ЕХБ, на собрание прибыл ст. пресвитер ВСЕХБ по ДВ Ю.А. Максимчук. Руководительницей церкви была избрана Т.У. Иванченко79. 26 декабря 1984 г. было

_______________________________

76 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.16. Л. 11-12.

77 Поспеловский Д. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР / Д. Поспеловский. М., 1996. С.347.

78 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.16. Л.17-35.

79 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.10. Л.9.

зарегистрировано религиозное объединение АСД в г. Южно-Сахалинске (руководитель П.Ф. Добронецкий, а с 1985 г. – В.С. Капустин). 29 августа 1985 г. СДР зарегистрировал общество ХВЕП областного центра (пресвитером стал С.М. Савчик)80. На момент регистрации численность общины была 20 человек, в том числе – 7 представителей семьи Ляшок, 7 – Стрельчик, 2 – Лелько, 2 – Савчик81.

С 1976 г. в документах Уполномоченного появляются первые сведения об обрядах, проводимых баптистами, так, в 1976 г. был один случай венчания в г. Александровске-Сахалинском, обряд совершил пресвитер Павлушин, «попытка ЕХБ г. Южно-Сахалинска при активном участии Максимчука совершить религиозный обряд водного крещения была предотвращена органами Советской власти»82. Руководители общин продолжали совершать обряды и в последующие годы, за что их и привлекали к административной ответственности, например, в 1979 г. С.М. Савчик и И.П. Стрельчик были оштрафованы за проведение обряда бракосочетания на 10 руб. каждый83. Руководительница ЕХБ Тымовского района Масленникова в марте 1981 г. провела обряд бракосочетания84. В 1981 г. новый Уполномоченный Николаев отмечал: «За последние 10 лет по общинам ЕХБ и АСД г. Южно-Сахалинска приняли водное крещение 19 человек»85. В 1981 г. Добронецкий дважды привлекался к административной ответственности за нарушения законодательства о культах86.

После регистрации ЕХБ, пятидесятников и АСД в первой половине 1980-х гг., основные усилия властей были направлены на борьбу с незарегистрированными религиозными группами. В 1980-е гг. активизируют деятельность свидетели Иеговы (в 1982 г. их было – в

_______________________________

80 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.23.

81 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.14. Л.35.

82 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.9. Л.147.

83 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.12. Л.81.

84 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.13. Л.18.

85 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.13. Л.24.

86 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.16. Л.16.

Тымовске – 6 чел., во главе В.П. Леонов; в Корсакове – 6 чел., во главе С.С. Яворский). Головной организацией была Тымовская, Леонову подчинялись все остальные сахалинские группы. В 1984 г. «за проведение нелегальных сборищ свидетелей Иеговы организатор Яворский С.С. был привлечён к административной ответственности (штраф 30 руб.)».87 В 1985 г. корсаковские Свидетели Иеговы (С.С. Яворский (второй раз), З.С. Яворская, Н.Д. Белошитская, А.П. Кайкова, Н.Ф. Голованова) оштрафованы административной комиссией на 50 руб. каждый88, их предупредили, что они могут быть привлечены к более строгой административной ответственности. В 1986 г. деятельность корсаковской группы свидетелей Иеговы практически прекратилась, «Яворский С.С. и Яворская З.С. выехали за пределы Сахалинской области (в Крымскую область). В связи с этим группа …распалась»89. Это был преждевременный вывод, группа не распалась, так как и в 1987 г. свидетели Иеговы Корсакова поддерживали контакты с В.П. Леоновым (Тымовское), приезжавшим в г. Корсаков. Они были вызваны на комиссию, которая предупредила, что «передаст материалы в прокуратуру для привлечения к ответственности»90. В последующие годы группа продолжает свою нелегальную деятельность.

С 1983 г. на территории области появляются сторонники Совета Церквей ЕХБ, выделившиеся в 1961 г. в связи с расколом в руководстве ЕХБ с требованием не признавать законодательство о религиозных культах. В 1988 г. группа состояла из 7 женщин преклонного возраста, собиравшихся на квартире Т.М. Сарсатских. Работа с ними со стороны представителей власти проходила в формах «выявления» сторонников и проведения разъяснительных бесед.

В то же время власти пытались создать видимость лояльного отношения к верующим. «Несмотря на то, что они верующие, Указом

_______________________________

87 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.23. Л.12.

88 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.22. Л. 5.

89 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.24. Л.1,10.

90 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.26. Л. 50.

Президиума ВС СССР от 16 января 1986 гг. матери Стрельчик А.Ф. присвоено звание «Мать-героиня». В 1985 г. Яворский (корсаковский свидетель Иеговы) награждён орденом Отечественной войны 2-ой степени и юбилейной медалью «40 лет победы в Великой отечественной войне»… Эти примеры можно использовать в пропагандистских целях», – писал уполномоченный Н.М. Николаев91. Смягчение внутриполитического климата в стране во второй половине 1980-х гг. приводит к активизации верующих. Официальные документы 1980-х гг. отмечают, что на Дальнем Востоке «в религиозных объединениях всех конфессий, за исключением иудейского культа, наметилась тенденция активизации религиозной деятельности, …наблюдается процесс омоложения, наблюдается рост количества верующих»92. В 1987 г. уполномоченный Николаев отмечает, что «активность верующих религиозных формирований выросла, чаще стали посещать общины представители религиозных центров. В 1987 г. трижды приезжали старший пресвитер по Дальнему Востоку Максимчук Ю.А. и его заместитель Шатров П.К., проводили молитвенные собрания верующих ЕХБ и ХВЕП, читали проповеди, призывая верующих к объединению»93.

В 1980-е гг., несмотря на существенные сдвиги в религиозной политике, местные власти не отказываются от атеизма, как генеральной линии, вслед за постановлениями из центра они принимают свои документы, например, решение облисполкома от 16 февраля 1982 г. «О мерах по дальнейшему усилению работы по атеистическому воспитанию»94, распоряжение облисполкома от 13 декабря 1984 г. «О серьёзных недостатках в работе по атеистическому воспитанию»95. В июле 1989 г. облисполком направил заведующему облоно Н.И. Черкавскому «Долговременную программу по атеистическому воспитанию населения

_______________________________

91 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.25. Л.1-2.

92 Религия и власть на Дальнем Востоке России: Сборник документов Государственного архива Хабаровского края. – Хабаровск: Частная коллекция, 2001. С. 286.

93 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.26. Л.29.

94 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.15. Л.107.

95 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.25. Л.1.

области и соблюдению законодательства о религиозных культах в условиях перестройки, дальнейшего расширения демократизации общественной жизни»96.

Всего в конце исследуемого периода, на территории области было 3 зарегистрированных религиозных объединения – ЕХБ, ХВЕП и АСД областного центра, 3 незарегистрированных группы ЕХБ, 1 – ХВЕП, 1 – сторонников Совета Церквей ЕХБ, 2 – свидетелей Иеговы97.

Несмотря на утверждение уполномоченного Н.М. Николаева в 1988 г., что «на территории Сахалинской области нет специальных культовых зданий, строительство новых помещений не планируется», уже в июне 1988 г. южно-сахалинским горисполкомом был положительно решён вопрос по отводу земельного участка для строительства молитвенного дома зарегистрированного объединения ЕХБ г. Южно-Сахалинска. В 1989 г. было открыто первое культовое здание – молельный дом ЕХБ в областном центре.

Таким образом, судя по имеющимся в ГАСО документам уполномоченных СДРК-СДР по Сахалинской области, со второй половины 1940-х вплоть до начала 1980-х годов антирелигиозная деятельность местных властей находилась в полном соответствии с общегосударственной политикой. Главная задача органов власти в это время заключалась в следующем: пресечь деятельность зарегистрированной общины и не допустить регистрации других. Для этого использовался важный аргумент – пограничное положение области. Единственной религиозной организацией, добившейся регистрации, была община ЕХБ г. Александровска- Сахалинского (1945-1960 гг.) С 1960 по 1980 г. в области не было зарегистрированных религиозных объединений. В 1970-е гг. центр религиозной жизни переместился из старого административного центра – г. Александровска-Сахалинского в г. Южно-Сахалинск. В начале 1980-х гг. наблюдается смягчение отношений с

_______________________________

96 ГАСО. Ф.1142. Оп.1. Д.27. Л.11, 27.

97 ГАСО. Ф.53. Оп.1. Д.2885. Л.20.

«регистрируемыми» конфессиями и продолжаются преследования отказывающихся от регистрации и «нерегистрируемых». Вновь получили регистрацию баптисты (1980 г.), а затем – адвентисты и пятидесятники областного центра (1984 и 1985 гг.). В период «перестройки» религиозные общества получили возможность нормальной деятельности, хотя в официальных документах ещё видна атеистическая инерция.