Религиозная жизнь населения Сахалина в конце XX - начале XXI вв. (основные тенденции и проблемы)

Версия для печатиВерсия для печатиPDF-версияPDF-версия
Автор статьи: 

Источник: Потапова Н.В. Религиозная жизнь населения Сахалина в конце XX - начале XXI вв. (основные тенденции и проблемы). //Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Вып. 3. Сборник статей.  - М.: РОИР, 2006. - 569 с. - С. 139-157.

139

Исторические обстоятельства заселения острова (каторжная колонизация, японское владение островом, атеистический период советского управления), разнородность этнического и  конфессионального состава населения, своевременность появления здесь представителей разных религий привели к образованию в Сахалинской области общности людей, не имеющей духовных традиций и конфессиональных предпочтений, предопределили своеобразие религиозной жизни населения острова на современном этапе. Всплеск религиозности, рост количества религиозных организаций в условиях либерального российского законодательства 1990 г., как и в других регионах страны, наблюдался и на Сахалине. Определенную роль в данной ситуации сыграли: смена статуса пограничной зоны, в результате чего остров стали беспрепятственно посещать представители различных конфессий из других районов России и из-за рубежа, резкое падение уровня жизни, демографические проблемы1.
 
На начальном этапе всплеск религиозности населения, активизация зарубежных миссий обусловили необходимость регионального законотворчества. Еще в 1993 г. к народным депутатам области поступило обращение общественных и политических организаций с просьбой ограничения деятельности зарубежных религиозных организаций  на территории области2. В 1995-1996 г. областная Дума обсуждала проекты законов Сахалинской области «О религиозной деятельности на территории Сахалинской области» и «О миссионерской деятельности», которые так и не вступили в силу. 4 июля 1996 г. было принято постановление губернатора №315 «Об упорядочении миссионерской деятельности различных религиозных конфессий на территории Самнитской области», призывавшее УФСБ, УВД области, Управление юстиции к усилению бдительности, ведению целенаправленной работы по выявлению нарушений законодательства миссионерами и религиозными организациями. Была запрещена миссионерская деятельность иностранных религиозных организаций, не имеющих аккредитации представительств в Управлении юстиции Была запрещена миссионерская религиозная деятельность вне культовых пиний3. На основании этого постановления администрации городов и районом области издали приказы, запрещавшие руководителям учреждений куль-
 
140
 
туры предоставлять помещения религиозным объединениям4. 17 апреля и связи с протестом прокурора области, были внесены изменения в это постановление: теперь не допускалась передача в аренду только государственных учреждений культуры, за исключением вузов5. Однако, с точки зрения представителей Русской православной церкви (РПЦ) действий Сахалинской администрации, направленных на упорядочение деятельности зарубежных миссионеров было не достаточно. В «Миссионерском обозрении» за 1997 г. отмечалось: «Сектанты уделяют пристальное внимание высшим и средним учебным заведениям, тесно сотрудничают с представителями местной власти и таможенными службами острова»6.
 
Весьма показателен тот факт, что в 1990-1992 гг. на страницах местной прессы журналисты с одобрением освещали развитие всех конфессии - РПЦ, веры Бахаи, Новоапостольской церкви и др. В 1993 г. из 40 статей, посвященных религиозной тематике, 36 - на православную или антимиссионерскую тему7. Такое изменение общественных настроений связано с развитием «антикультового движения» в России и деятельностью созданной в 1993! г. Южно-Сахалинской и Курильской епархии РПЦ. К 1993 г. на уровне общественного сознания сформировалось стойкое представление о неприемлемости, с точки зрения духовных традиций России, деятельности зарубежных миссий8. В 1994 г. в Южно-Сахалинске было зарегистрировано «Общество духовного возрождения им. Сергия Радонежского». В 1997 г. был создан Сахалинский центр реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С. Хомякова9. Сахалинское философское религиозное объединение в 1998 г. развило "бурную деятельность против миссии адвентистов седьмого дня (АСД) на острове. В 2003 г. в целях борьбы со Свидетелями Иеговы была создана общественная организация «Южно-Сахалинск без тоталитарных сект».
 
К настоящему времени стабилизировался рост количества религиозных организаций, что отражено в Таблице № 1:
 
141
 
Таблица № 1
Количество ежегодно регистрировавшихся религиозных организаций в Сахалинской области (1991-2005 гг.)*
1991 1992 1993 1994 1995 1996
11 16 28 18 9 10
1997 1998 1999 2000 2001 2002
13 1 18 5 1 2
 
 
На 1 октября 2005 г. религиозная палитра острова представлена 122 действующими религиозными организациями (из них 2 - централизованные)10. По области насчитывается 88 культовых зданий.
Исследования социологов показали, что рост уровня религиозности населения стабилизировался. Процентная доля респондентов, назвавших себя верующими, согласно опросам, проведенным в областном центре, составляла: 1991 г. - 38,6%, 1995 г. - 43%, 2000 г. - 45,2%, 2003 г. - 49,2%, 2004 г. - 47,5%.
 
Большинство верующих составляют женщины (77,8% - в 1997 г. и 71,5% в 2003 г.). Из опрошенных верующих в 1997 г. причислили себя к православию 42,8%, к различным направлениям протестантизма - 33,9%, в 2003 г.. соответственно, 48,7% и 39.5%. При этом, в 2003 г. на вопрос, почему респондент пришел именно в эту конфессию, только 4,5% православных ответили, что искали смысл жизни. 35,5% выбрали православие, как традиционную религию, по принципу «русский, значит православный». В то же время, у представителей протестантских конфессий преобладающей причиной конфессионального выбора называется поиск смысла жизни - (от 33,3 до 100% по разным конфессиям).
 
Исследования выявили повышение уровня образованности верующих, увеличение доли мужчин в религиозных объединениях, было зафиксировано омоложение состава верующих. Отмечается рост доли тех, чья религиозность не вписывается в рамки какой-либо традиционной конфессии, носит аморф-
 
* Примечание: таблица составлена по данным «Выписки из реестра религиозных объединений, зарегистрированных Управлением Министерства юстиции РФ по Сахалинской области на 1 февраля 2003 г.» и «Списка юридических лиц - религиозных организаций, действующих на территории Сахалинской области, зарегистрированных Управлением Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области по состоянию на 1 октября
 
142
 
ный характер. Ее носителями преимущественно являются представители гуманитарной и технической интеллигенции и студенческой молодежи. Было выявлено, что по уровню религиозности молодежь (до 20 лет) превосходит людей среднего возраста и приближается к старшей возрастной группе - в 1997 г. 39.4% , а в 2003 г. 43,7% молодых респондентов назвали себя верующими11.
 
Исследования фиксируют рост толерантности в обществе: в 1997 г. 17,7% респондентов относились положительно к деятельности заграничных миссионеров, 22,1% - негативно, в 2003 г., соответственно, 33,1% и 20,8% 12.
 
Таким образом, специфика сахалинского социума проявляется в том, что здесь доля верующих ниже, чем в целом по стране. Доля православных из признающих себя верующими ниже, чем в центральной России почти в два раза. Это связано с исторически сложившейся слабостью православной традиции на острове. В то же время, влияние протестантов, в частности христиан веры евангельской (пятидесятников) на население острова ощущается весьма сильное, что связано с их активной миссионерской деятельностью. Исторически сложившееся свободным от конфессиональных предпочтений сознание населения острова, предопределило, с одной стороны - сложности для работы здесь РПЦ, с другой - создало благоприятные условия для деятельности иностранных миссий. В сравнении даже с ближайшими соседями Сахалин не отличается конфессиональной пестротой, наличием религиозных новообразований, однако, и здесь характерен религиозный синкретизм, терпимость, в то же время, идет постепенный процесс национально-культурной самоидентификации (постепенно растет доля православных в общем количестве верующих)13.
 
Православные храмы на каторжном Сахалине начали строить в конце XIX в., к 1905 г. их было14. После русско-японской войны на российском Северном Сахалине осталось 6 храмов. Последние два храма на Северном Сахалине были закрыты советской властью в 1930 г. Вновь православный приход возник в 1989 г. в Южно-Сахалинске. Сахалинские приходы до 1993 г. входили в состав Хабаровско-Владивостокской, затем - Магаданской, Камчатской и временно Сахалинской епархии15. В 1993 г. была образована Южно-Сахалинская и Курильская епархии РПЦ. Управляющим Сахалинской епархией был назначен епископ Аркадий . С июля 1997 г. по декабрь 1999 г. епархией управлял епископ Ионафан. В декабре 1999 г. Аркадий вновь был назначен епископом. В декабре 2001 г. на Сахалин прибыл новый епископ - Даниил16. Сегодня в Сахалинской области 42 православных прихода. Основная их часть расположена в приспособленных зданиях. Построены два храма в г. Южно-Сахалинске, храмы в г. Невельске, в г. Александровске-Сахалин-ском, в пгт. Южно-Курильске.
 
143
 
На современном этапе основными проблемами деятельности РПЦ на острове являются:
- обеспечение приходов священнослужителями. В 2005 г. по области работает 43 священника (в 2002 г. - 36), но штат все равно не укомплектован. Большинство сахалинских священников не имеет богословского образования. Ситуация улучшилась с приездом епископа Даниила. В 2003 г. 4 священнослужителя поступили в Московскую духовную семинарию. В 2004 г. в областном центре открылся филиал Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (сейчас на втором курсе 23 чел., на первом - 28).
- развитие монашества. Организован мужской монастырь в г. Корсакове (сейчас 4 монаха): в г. Анива создана женская монашеская община (1 монахиня и 2 послушницы)17.
- отсутствие постоянной работы с населением, слабая деятельность воскресных школ, и в то же время - свободная и успешная работа других конфессий. Особое беспокойство вызывает деятельность пятидесятников и Свидетелей Иеговы, представляющих, по мнению РПЦ, угрозу национальной безопасности России18.
 
Каковы итоги деятельности РПЦ на острове? По области, по данным администрации, количество прихожан, регулярно посещающих православные храмы около 2500 человек19. В соборе областного центра (население около 150 тыс. жителей) прихожан - около тысячи человек. В населенных пунктах области ситуация сложная, так, из-за малочисленности три прихода не прошли перерегистрацию.
 
Тем не менее, в последние годы, как отмечается в документах областной администрации, епархия «уверенно восстанавливает позиции». Авторитет православия, как национальной, традиционной духовной основы российского общества на острове велик, в трагические минуты жизни населения области именно РПЦ является консолидирующей духовной силой (землетрясение в Нефтегорске в мае 1995 г., гибель губернатора и его команды в августе 2003 г.). Органы власти отдают безусловное предпочтение РПЦ. Только за последние два года по инициативе епархии прошли три научные конференции, посвященные православию. Значительное количество студентов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета - также показатель отнюдь не праздного роста интереса сахалинцев к православию.
 
Первые протестанты, лютеране, появились на острове с конца XIX в. Они имели свой молитвенный дом в п. Александровском, священник прибывал раз в год из Владивостока, но к 1920-м гг. деятельность лютеранского общества угасает.
Евангельские христиане появляются на острове еще во времена каторги. В советский период общины евангельских христиан и баптистов, создан-
 
144
 
ные к 1925 г. миссионерами из Приморья и в последующие годы переселенцами из европейской части страны, подверглись жестоким репрессиям, пик которых пришелся на 1937-38 гг.20 Тем не менее, в 1945 г. община евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) г. Александровска-на-Сахалине сумела добиться регистрации и действовала легально до I960 г.
В конце 1950-х гг. на острове появляются первые христиане веры евангельской (пятидесятники). В середине 1970-х гг. - Свидетели Иеговы и адвентисты седьмого дня. В 1980 г. вновь была зарегистрирована община ЕХБ г. Южно-Сахалинска, в середине 80-х гг. - пятидесятники и адвентисты в областном центре.
 
Большинство из действующих к 2005 г. религиозных организаций в Сахалинской области (73 из 122) являются протестантскими21. В целом, важнейшими составляющими успеха деятельности протестантов являются финансы и общественная поддержка. Общественные симпатии во многом определяются их активной благотворительной деятельностью, хотя религиозный аспект ее, как правило, не декларируется22
 
Первый молитвенный дом евангельских христиан-баптистов был открыт в 1989 г. в Южно-Сахалинске. Первоначально община росла достаточно быстро. В 1989 г. она насчитывала 33 члена, в 1990 г. - 7023, в 1998 г. - 150. В 2004 гг. в богослужениях участвовало до 200 верующих. Если в начале 1990-х гг. было по 30-40 крещений в год. то в 1997 г. - 15, а в 2002-2003 гг. - 10. Воскресную школу для взрослых и детей посещают 100 человек, в том числе 20 детей. С 1990 г. рассматривался вопрос о строительстве Духовно-культурного центра ЕХБ. Верующие обращались к местным властям за финансовой помощью для строительства в 1990-1991 гг., но получили отказ24. Строительство началось в 2002 г., к настоящему времени богослужения проводятся в новом здании. Духовным руководителем евангельских христиан-баптистов областного центра и пресвитером по Сахалинской области является А.П. Ляшок. Верующие занимаются благотворительностью - опекают дом инвалидов и престарелых, детский дом, детскую колонию, ведут христианскую программу в колонии строгого режима пос. Смирных25.
 
В 1991-1996 гг. были зарегистрированы общины ЕХБ в 5 населенных пунктах острова (от 10 до 45 прихожан), в 2005 г. в области действует 4 общины ЕХБ. В связи с оттоком населения из северных районов острова и естественной убылью старых верующих, окончательно угасла деятельность общины в бывшем центре баптизма - г. Александровске-Сахалинском. В целом, по сравнению с предшествующим периодом истории и по сравнению с действующими ныне модернизированными протестантскими конфессиями, активность «старой» российской организации ЕХБ к настоящему времени ослабла.
 
145
 
Христиане веры евагельской-пятидесятники (ХВЕП) - самое мощное из протестантских течений на Сахалине, имеющее стабильную тенденцию к росту на протяжении всего исследуемого периода. Быстрый рост пятидесятниче-ских церквей и их влияния на общество - характерное явление для многих регионов России. Исследователи считают основной причиной этого - динамизацию и модернизацию богослужений26. В 1997г. было зарегистрировано образованное годом ранее Сахалинское областное объединение церквей Христиан веры евангельской Союза ХВЕ-пятидесятников в России (возглавляет епископ П.М. Ярмолюк, с декабря 2004 г. являющийся начальствующим епископом Российской церкви ХВЕ по ДВ ФО). В состав его вошли церкви ХВЕ-пятидесятников, евангельские христиане, пресвитериане, методисты. Большинство из них были созданы иностранными миссионерами недавно, включение в состав централизованной организации давало им возможность беспрепятственно перерегистрироваться после принятия Федерального закона 1997 г.27
 
Большинство церквей ХВЕП (29 из 39 зарегистрированных к 2003 г.) на острове основаны миссионерами из Южной Кореи и США - пресвитерианские церкви «Благодать», «Вера, Надежда, Любовь», «Ен Дон» (Божий Дом) и др. Продолжают действовать и церкви отечественного происхождения, некоторые из них основали члены семей Ляшок, Савчик, Лелько, Стрельчик, прибывшие на Сахалин в середине 70-х гг. - церкви «Голос Надежды», «Путь к свету» и др.
 
По информации П.М. Ярмолюка, к концу 2005 г. в населенных пунктах области имеется уже около 100 организаций ХВЕ-пятидесятников (в 2003 г. - 65)28. Кроме 35 зарегистрированных религиозных организаций, на территории области действуют и незарегистрированные религиозные группы, которые получают существенную помощь от зарегистрированных обществ. Среди них особенно активны: «Часовня Победы» в Южно-Сахалинске, имеющая до 50 прихожан и созданная в 2002 г. миссионером из США Л.П. Домингес; «Новое поколение» - имеющая до 60 прихожан и созданная в 2001 г. Имеются аналогичные группы в г. Углегорске, Шахтерске, Томари, Макарове (по 100— 150 чел), п. Воскресеновка, Тунгор, Некрасовка, Ныш, Вал (среди коренных народов Севера, по 25 чел.) и в других населенных пунктах 29.
 
Организации ХВЕП ведут активную благотворительную работу. Еще в 1992 г. миссионер из Японии Рейе Блюммендал предпринял беспрецедентную поездку по острову с пятью грузовиками гуманитарной помощи. Благодаря активной деятельности в 1999 г. П.М. Ярмолюка, даже самые отдаленные и забытые всеми поселки, не оказываются обделенными проповедью Евангелия. Привлекает к деятельности пятидесятников внимание населения и их активная социальная работа - помощь бездомным детям, организация занятий для
 
146
 
«трудных» детей, работа с заключенными и их семьями, с наркоманами и алкоголиками, благотворительные представления кукольного театра в детских домах, домах инвалидов и престарелых по всему острову.
Процессы, происходящие внутри пятидесятничества можно рассмотреть на примере «старой», российского происхождения, и «новой», созданной зарубежными миссионерами, церквей.
 
Церковь «Голос Надежды» - первая зарегистрированная еще в 1985 г. организация ХВЕП области. Ее бессменным пастором является СМ. Савчик. Молитвенное здание на окраине города верующие на собственные средства и своими силами построили в 1993 г. Основу организации по-прежнему составляют члены семей Савчик, Ляшок, Лелько и Стрельчик. По информации пастора, в 90-е гг. происходило по 20-30 крещений в год, в 2002 г. было 9 крещений30. По данным Управления юстиции в 2001 г. в организации насчитывалось около 100, в 2003 г. - 96, в 2004 г. - 86 прихожан (в основном - женщины преклонного возраста)31 . Все - славяне. Работает воскресная школа, в которой обучается до 30 детей.
 
Самая активная и быстро растущая из всех церквей ХВЕП - «Благодать», миссии «Грейс», обещавшей в 1992 г. конец света. Основатель и бессменный пастор - американский миссионер (выходец из южной Кореи) Чун Якоб Бенги, приехал в Россию в 1991 г. В 1992 г. южно-сахалинская церковь «Благодать» насчитывала 8 прихожан32, в 1998 г. - 300 прихожан (из них 50% - молодежь, около 60% - русские, остальные - корейцы)33, в 2003 г. - 600 прихожан (из них около 70 % - корейцы). Церковь растет быстро - за 2003 г. было крещено уже более 100 человек. Строительство здания церкви началось в 1998 г. и завершилось к 2000 г. В 2005 г. в Южно-Сахалинске «Благодать» завершила строительство элитной частной христианской школы.
 
Именно в деятельности этой церкви наиболее ярко проявилась стратегия увеличения количества церквей, как верный способ привлечения в конфессию, характерная для корейских и американских миссионеров34. К 2003 г. зарегистрировано 17 религиозных организаций этой церкви: в 1991-1994 гг. -возникло 7 филиалов, в 1999 г. были зарегистрировано 10 организаций (30-250 чел.) по югу острова. «Благодать» - ячеечная церковь, например, планом церкви на 2003 г. был рост - до 1500 членов церкви, до 100 ячеечных групп 35.
 
В 1990-е гг. в церкви были организованы курсы английского, проводились богослужения в колониях, онкологической больнице. Сегодня эта церковь, как и другие организации ХВЕП привлекает прихожан благотворительной работой, ведущейся среди населения острова (благотворительные столовые, организация сельхозработ для безработных, медицинское обслуживание и пр.) В воскресной школе обучается до 70 детей.
 
147
 
Южно-Сахалинская Пресвитерианская церковь, находящаяся сейчас под покровительством централизованной организации ХВЕП, была зарегистрирована в 1991 г. Она стала результатом работы миссионеров из Южной Кореи. В 1991 г. было построено здание церкви в одном из спальных районов города. По информации пастора Ким Те Гю, первоначально община насчитывала около 40 членов36. В 1997-1998 гг. количество прихожан в южносахалинской церкви доходило до 250, по 50% русских и корейцев37. Сейчас в пресвитерианской церкви областного центра служит пастор Чжун Вун. Численность прихожан - 200 человек, все - местные корейцы и 20 человек из Южной Кореи, русских почти не осталось. Богослужения ведутся на корейском языке. Действует воскресная школа (около 100 детей). В первые годы деятельности церковь проводила успешную миссионерскую работу. В 1992— 1997 гг. было зарегистрировано 11 пресвитерианских церквей в населенных пунктах юга Сахалина. Большая организация (150 взрослых и 100 детей) имеется в г. Поронайске, в остальных общинах - по 30-50 прихожан.
 
С 1991 г действует и Сахалинская корейская Пресвитерианская церковь «Вера, Надежда, Любовь». Первым ее пастором был Ким Ван Ил. В 1993 г. из названия убрали слово «корейская». В 1999 г. в целях содействия перерегистрации и эту церковь берет под свое крыло П.М. Ярмолюк. В настоящее время церковь «Вера, Надежда, Любовь» относится к «Российскому централизованному христианско- пресвитерианскому обществу». Число прихожан в 2005 г. оценивается в 450 чел., большая часть -корейцы. В воскресной школе обучается около 120 детей в возрасте от 5 до 16 лет38. Методистская церковь также стала результатом деятельности миссионеров. Церковь была зарегистрирована в 1993 г. В 1993-1995 гг. пастором был Че Ган Сок - миссионер от американской методистской церкви. С 1995 г. на смену ему прибыл Лим Хан Кю. В целях перерегистрации в 1999 г. церковь входит в централизованную организацию ХВЕП. В 2000 г. руководство было передано пастору Мун Хин И, миссионеру от методистской церкви Республики Кореи. В настоящее время церковь имеет до 40 прихожан. Богослужения ведутся на корейском языке39.
 
Таким образом, внутри пятидесятнической организации наблюдаются быстрое развитие (особенно на начальном этапе) в модернизированных церквях, созданных миссионерами и имеющих финансовую подпитку из-за рубежа и застойные явления в «старых» церквях российского происхождения.
 
Евангельские христиане не вошли в централизованную организацию ХВЕП. На первых этапах они также были созданы миссионерами. Одна из них, к примеру, церковь евангельских христиан «Свет и любовь» (г. Южно-Сахалинск) была зарегистрированная в 1991 г., как южно-сахалинская корейская пресвитерианская церковь (пастор Рю Дон Хва). В 1999 г. перерегистри-
 
148 
 
ровалась с новым названием. Большинство прихожан - корейцы. В 2002 г. церковь имела до 50 прихожан, в 2004 г. - до 7040.
 
Церковь адвентистов седьмого дня (АСД) в г. Южно-Сахалинске и Сахалинская корейская джунан-церковь адвентистов седьмого дня были зарегистрированы в 1993 г. Расположились они в здании учебного заведения «Сам Юк», организованного миссионерами из Южной Кореи, как миссионерский колледж. Позднее это негосударственное учебное заведение превратилось в институт, особенностью которого было сосуществование светских факультетов и богословского. Учредителями факультета стал гражданин США Ким Хюн Су и Восточно-Российская Союзная  Миссия  Европейско-Азиатского Отделения Церкви АСД (г. Иркутск). Методическое руководство и ведение учебного процесса осуществляла Заокская Духовная академия церкви АСД41. В 1998 г. рассматривался вопрос о передаче института из рук южнокорейских миссионеров в ведение АСД России42. Однако, передача вуза не состоялась. Как объяснил нынешний пастор. Российской союз АСД не смог бы финансировать это неприбыльное заведение. К тому же, право собственности на здание института оспаривалось в суде муниципальной властью. Нерешенность юридических вопросов, недостаток финансирования, трудности в организации учебного процесса, малое количество желающих обучаться (в 1999 г. на первый курс было принято 2 человека, на втором обучалось - 6, на третьем - 8, на четвертом - 5) и грядущая аттестация вузов привели руководство к решению о закрытии теологического факультета. В 2000 г. был отозван в Заокскую Академию декан Теологического факультета А.А. Лисичный, он увез с собой студентов-теологов, которые продолжили обучение на материке. Изначально общины делились по национальному признаку: в первой прихожане были - русские, старая организация АСД; вторая - стала результатом миссионерской деятельности АСД Южной Кореи, преимущественно среди корейского населения. Основал общину пастор из Южной Кореи Ким Хен Pep. После 1997 г. обе общины перерегистрировались как общины Дальневосточной конференции церкви АСД. С отъездом пастора из Южной Кореи в 1998 г. активность АСД на острове стала затухать. Сейчас общины делятся скорее не по национальному, а по «возрастному» принципу - в состав первой входят старые  прихожане,  люди  преклонного  возраста  (средний  возраст 60 лет), вторая состоит в основном из более молодых людей (35-40 лет), которые влились в общину в ходе евангелизационной кампании, проведенной около четырех лет назад миссионерами из Москвы. Обе общины насчитывают 60 членов, большинство из них - женщины. Кроме того, в здании института действовала «институтская церковь», ее прихожане - миссионеры, работающие в учебном заведении и преподаватели. Для детей проводятся уроки субботней школы, но количество их посещающих  не велико - всего 10 человек.
 
149
 
Пастор институтской церкви и второй общины - С.Л. Еремин и областной проповедник, и пастор первой общины - М.Е. Третьяков приехали «по направлению» Союза АСД43 . В настоящее время общины освободили здание института и переехали на окраину города.
Что касается социальной деятельности АСД, то в конце 1990-х гг. пастор Ким Хен Pep вел благотворительные приемы иглоукалывания, на которые приходило очень много людей преклонного возраста. Наряду с компьютерными курсами и курсами иностранных языков, это был один из способов привлечения прихожан в церковь. Сейчас социальные проекты сахалинских адвентистов весьма скромные - «вечер вегетарианской кухни», акции помощи бедным. Активной миссионерской работы церковь не ведет.
В 1995 г. были зарегистрированы организации АСД в г. Невельске и п. Красногорск (российские), в 1997 - в г. Корсакове и г. Холмске (корейские). Сейчас они перерегистрированы, как принадлежащие к Дальневосточной конференции церкви АСД, численность прихожан во всех этих организациях не превышает 30 человек44. Таким образом, и в этом случае налицо стагнация, ослабление деятельности, несмотря на то, что в 90-е гг., получив помощь от АСД Кореи, сахалинские адвентисты действовали очень успешно.
Самый больной вопрос современной религиозной жизни острова -взаимоотношения между администрацией и Свидетелями Иеговы. В 1990 г. 6 Свидетелей Иеговы, приехавших из г. Хабаровска, обосновались в Южно-Сахалинске. В 1991 г. в Южно-Сахалинске насчитывалось уже до 30 свидетелей, в 1994 г. - 250, в 2003 г. - 300. В 1993 г. организация была зарегистрирована45. Пресвитерами были Е. Мазур и В. Маяцкий, с 2002 г. пресвитер -Е.В. Един. Общее количество Свидетелей Иеговы по Сахалину в 1997 г. администрация оценивала в 2000 человек46. В 1997-1999 гг. были зарегистрированы общины Свидетелей Иеговы в 5 населенных пунктах острова -г. Корсаков, Холмск, Александровск-Сахалинский, Оха, п. Ноглики (по 200-250 прихожан). Действуют незарегистрированные группы в п. Тымовское (70 чел.), г. Невельск (30 чел.), г. Поронайск (30-40 чел.), г. Углегорск (15 чел.).
 
Камнем преткновения в отношениях Свидетелей Иеговы с государственными органами является их отказ от службы в армии. В 1997 г. администрация области начала давление на южно-сахалинскую общину. 17 января 1997 г. вопрос о ее антиобщественной противоправной деятельности (главный аргумент - отказ молодежи от службы в армии) обсуждался на заседании межведомственной комиссии Сахалинской области по борьбе с коррупцией и организованной преступностью47, а 27 февраля - на заседании общественного Совета по делам религий. Было поручено руководителям государственных и муниципальных ведомств не предоставлять Свидетелям Иеговы в аренду помещения и аннулировать регистрацию общины48. 24 марта 1997 г. Управле-
 
150
 
нием Юстиции была аннулирована регистрация общины за нарушение «территориального принципа деятельности»49.
 
После обращения верующих в адрес Генерального прокурора РФ, Министерство юстиции и в прокуратуру Сахалинской области, последняя вынесла протест на действия Управления юстиции Сахалинской области (отмена регистрации юридического лица может осуществляться только в судебном порядке). 15 июля 1997 г. протест был удовлетворен, Управление Юстиции признало недействительной отмену регистрации50. Однако, авторитету Свидетелей Иеговы был нанесен непоправимый урон, так как информация об отмене регистрации за антиобщественную деятельность сразу была разослана главам районных администраций. После восстановления регистрации местные власти продолжали отказывать общине в аренде помещений, ссылаясь на отмену ее регистрации51.
 
После того, как просьба религиозной организации к администрации города о выделении участка для строительства молитвенного дома не была удовлетворена, и ей предложили решать проблему своими силами, в 2000 г. верующими был куплен «незавершенный строительством объект» в центре города. Последовавшее за этим строительство (началось в августе 2001 г.) стало новым поводом для нападок на Свидетелей Иеговы со стороны «неравнодушных» граждан. К декабрю 2002 г. строительство закончилось. Государственная комиссия приняла здание в эксплуатацию, но мэр под давлением общественности (против мэра были поданы судебные иски) отказался утвердить акт, и отменил все предыдущие свои постановления, касающиеся выделения религиозной организации земельного участка для строительства, разрешения на строительство и пр. Свидетели Иеговы, закаленные в боях с бюрократами и вооруженные помощью юристов, в ответ подали иск в арбитражный суд на администрацию города и выиграли дело. Встречи в Зале Царств открылись 16 апреля 2003 г. 2 сентября 2003 г. Свидетели Иеговы вновь выиграли очередной судебный процесс - областной суд подтвердил конституционное право общины собираться в построенном ею здании, несмотря на отсутствие акта о вводе в его в эксплуатацию. Отношения с администрацией остаются напряженными. Не способствует их стабилизации и тот факт, что в 2001 г. - 3, а в 2002 г. - 18 жителей области уклонились от военной службы (все - Свидетели Иеговы)52. В 2004 г. имели место 3 незаконных увольнения с работы в связи с религиозными взглядами, которые Свидетели Иеговы обжаловали в суде. Их иски были удовлетворены53.
 
С 1992 г. действует на территории области одна община Новоапостольской церкви в г. Южно-Сахалинске (создана миссионерами из Германии). В последние годы в Невельске и Горнозаводске были созданы религиозные группы Дальневосточного Регионального управленческого центра Новоапо-
 
151
 
стольской церкви54.
 
В областном центре существует община Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормоны). Первые их представители появились на Сахалине в 1997 г. Выпускница одного из владивостокских вузов, став там членом этой церкви, приехав на Сахалин, приобщила к ней своих родителей. В последующие годы к ним добавились единоверцы - иностранцы из кампании «Сахалинская энергия», приехавшие на остров для работы по проекту «Сахалин-2» В 2000 г. на остров приехали первые миссионеры из Владивостока (граждане США). Сейчас работает 4 миссионера из США. В 2003 г. община состояла из 40 верующих, большинство из них - молодежь до 30 лет. Главным способом привлечения новых членов церкви стали бесплатные курсы английского языка.
В областном  центре также действует религиозная группа «Церковь Христа».
 
В XIX - начале XX вв. часть Польши входила в состав Российской империи, среди сосланных на Сахалин оказались и поляки, составившие основной контингент католического населения Сахалина. В конце XIX в в п. Александровском был построен католический костел, но своего ксендза не было, священник приезжал из Владивостока один раз в год. После 1905 г часть католиков осталась на японской части острова. В 1912 г. в Тоехаре был устроен небольшой храм. В 1915 г. в Саппоро образовалась епархия, в которую был включен Сахалин55. К 1945 г. На Южном Сахалине было 4 католических костела. В 1948 г. с репатриацией японского и польского населения костелы прекратили работу. История католичества на острове прервалась.
 
В апреле 1992 г. католический священник из Южной Кореи - отец Якоб (Вон Е Сул) прибыл в Южно-Сахалинск. В 1994 г. католическое религиозное общество г. Южно-Сахалинска было зарегистрировано, оно относилось к Новосибирской Апостольской Администратуре56. Молитвенный дом в то время находился на окраине города, в частном секторе с преимущественно корейским населением. У южнокорейских священников постоянно возникали проблемы с продлением виз, в 1997 г. епископ отозвал их домой. В последующие годы епархиальные власти направляли на Сахалин священников из США по контракту с американской католической организацией «Меринол». С приездом священника о. Я. Вишневского в октябре 2000 г. началась миссионерская работа в городах Холмск, Корсаков, Анива, в результате чего там появились небольшие общины. В сентябре 2001 г. настоятелем прихода был назначен о. Эмиль Думас, помощником - о. Ф. Госселин57. В конце 2001- начале 2002 гг. произошел нашумевший в прессе инцидент, связанный с употреблением Ежи Мазуром, Апостольским администратором Восточной Сибири и Префектуры Карафуто (центр в г. Иркутске), в ведение которого к этому времени перешел сахалинский приход, японского названия «Карафуто» по отно-
 
152
 
шению к Сахалину58 . Вслед за этим выяснилось, что Министерством юстиции РФ в Иркутске католическая администратура не зарегистрирована, а Ежи Мазур является президентом межрегиональной общественной организации «Католический благотворительный центр «Каритас Восточной Сибири»59. Такие нарушения российского законодательства привели к временной неразберихе в управлении, в назначении настоятелей, вызвали политический и общественный резонанс60.
 
В июне 2000 г. начались работы по строительству нового храма на одной из центральных улиц города, строительство финансировалось за счет «пожертвований верующих граждан США». Весной 2002 г открыл двери новый костел, однако право собственности на построенное им здание религиозное общество оформило только 11 мая 2005 г.61 В 1998 г. католический приход насчитывал не более 60 человек (в основном - корейцы), в 2000 - 104, 2003 - 136, 2004 - 152, 2005 - 167 62. С началом богослужений в новом здании наблюдается рост количества прихожан, в том числе русских. Настоятелем прихода сегодня является о. Э. Думас, приход относится к Новосибирской Апостольской администратуре. Католический приход много сил отдает делам благотворительности. С 2002 г. при костеле работают сестры из «Общества матери Терезы». Религиозные группы римско-католической церкви имеются в гг. Холмске, Аниве и Корсакове.
 
В конце XIX - начале XX вв. на острове было много мусульман-каторжан, в основном из Дагестана. В п. Александровском были построены две мечети, они прекратили деятельность после отмены каторги, к 1920 г. В начале XX в. в с. Рыковском находился небольшой молитвенный дом иудеев.
 
В документах советского периода информации о деятельности верующих этих конфессий не имеется. Их возрождение относится к 2001-2002 гг., когда в Южно-Сахалинске были зарегистрированы религиозные организации мусульманская (количество прихожан - около 60 человек: таджики, азербайджанцы, татары, узбеки и др.)63 и ортодоксального иудаизма (к 2005 г. прекратила существование).
 
Следует признать, что к настоящему времени прошел период религиозной всеядности, характерной для начала 90-х гг., ослабевает деятельность экзотических религий. В 1991 г. были зарегистрированы религиозные общины веры Бахай в г. Холмске и в Южно-Сахалинске, созданные миссионерами из Ирана и Израиля64. Сейчас особой активности ни религиозной, ни социальной общины не проявляют.
 
В 1993 г. в областном центре, созданные стараниями миссионеров из Владивостока, были зарегистрированы два общества Сознания Кришны (вайшнавы). После 1997 г. они не стали перерегистрироваться. Сейчас действует одна группа общества Сознания Кришны в областном центре.
 
153
 
Из вышеизложенного видно, что для Сахалина, как и для всего Дальнего Востока, пограничное положение и слабость православной традиции предопределили чрезвычайно высокую активность протестантских зарубежных миссионеров и успех их деятельности. На Сахалине результатом миссионерской деятельности явилось сплочение корейской диаспоры. В свою очередь, «старые» российские конфессии, кроме РПЦ к ним можно» отнести баптистов, часть пятидесятников, христиан веры евангельской, адвентистов седьмого дня (после отъезда миссионеров из Южной Кореи и прекращения помощи из-за рубежа), имеют преимущественно прихожан из славян. В то же время, на наш взгляд, говорить о «национальном расколе по религиозному признаку»65 нет оснований, так как многие церкви, организованные миссионерами из Кореи, охотно посещают и русские, и корейцы. Например, католическая церковь, «Благодать», «Сун Богым», где русские прихожане составляют от 30 до 70%. Традиционной для России РПЦ, появившейся на острове одновременно с другими конфессиями, оказалось сложно конкурировать с ними в деле привлечения паствы. Наблюдается угасание активности и «старых» протестантских религиозных организаций отечественного происхождение добившиеся легализации еще в годы советской власти (ЕХБ, АСД).
Миссионерская деятельность зарубежных религиозных организаций (прежде всего - протестантских) оказала определяющее влияние на формирование религиозной палитры острова. К концу исследуемого периода ситуация стабилизировалась, прекратился быстрый рост количества религиозных организаций, и процентной доли верующего населения, выявились конфессиональные предпочтения общества.
 
ПРИМЕЧАНИЯ
 
1  Щеглов В.В. Население Сахалинской области в XX века. Южно-Сахалинск, 2002. С. 109.
2 Сахалинский центр документации новейшей истории (СЦДНИ). Ф. 4729. Оп. 1. Д. 11.
3 Губернские ведомости. 1996. 20 июля.
4 Приказ по основной деятельности Отдела культуры администрации города Холмска и района № 15 от 1 апреля 1997 г. «О запрете предоставлений помещений культуры различным религиозным концессиям (так в документе - Н.П.)» (Копия) // Текущий архив религиозного общества свидетелей Иеговы г. Южно-Сахалинска.
5 Губернские ведомости. 1997. 25 апреля.
 
154
 
6 Информационное сообщение о религиозной экспансии южнокорейских религиозных организаций на российском Дальнем Востоке // Миссионерское обозрение. 1997. № 12. С. 3.
7 Подсчеты автора по материалам газет: «Советский Сахалин» и «Молодая гвардия» за 1990-1993 гг.
8 Свищев М.П. Миссионерская деятельность в контексте геополитики. Авто-
реф. дисс... канд. филос. наук. М., 1999. С. 1; Яновский Р.Г. Духовно-нравственная безопасность России // Социологические исследования. 1995. №12. С. 39.
9 СЦДНИ. Ф. 4729. Оп. 1. Д. 9; Ф. П-4742. Оп. 1. Д. 6.
10 Список юридических лиц - религиозных организаций, действующих на территории Сахалинской области по состоянию на 1 октября 2005 г. // Текущий архив Управления Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области.
11 Боровской Г. В. Религиозность населения Сахалинской области// Свободный Сахалин. 1997. 10 июля.
12 Данные предоставлены заведующим социологической лабораторией СахГУ Г.В. Боровским.
13 ДударенокС.М., Сердюк М.Б. Очерк религиозной ситуации в Приморье// Христианство на Дальнем Востоке. Материалы международной научной конференции. Владивосток, 2000. С. 200-206.
14 Религия и власть на Дальнем Востоке России: Сборник документов Государственного архива Хабаровского края. Хабаровск. Частная коллекция, 2001. С. 337-338.
15 Назарова Е.Ф. Русская православная церковь в Сахалинской области в 1989-1999 гг.// Духовная жизнь Дальнего Востока России. Материалы региональной научно-практической конференции. Хабаровск, 2000. С. 54.
16 СЦДНИ. Ф. П-4742. Оп. 1. Д. 10.
17 Интервью с о. Виктором. 7 октября 2005 г. // Личный архив автора.
18 Информационное сообщение о религиозной экспансии южнокорейских религиозных организаций на российском Дальнем Востоке // Миссионерское обозрение. 1997. № 12. С. 4
19 Информация о религиозной ситуации в Сахалинской области в 2002 г. // Текущий архив отдела по работе с общественностью и религиозными организациями управления аппарата администрации Сахалинской области по работе с общественностью и населением.
20 См. подробнее: Потапова Н.В. Реализация репрессивной политики советской власти против верующих в 20-е - 30-е гг. на Сахалине // Седьмая Даль-
 
155
 
Дальневосточная конференция молодых историков: Сборник материалов / Отв. ред. М.Б. Сердюк, И.О. Сагитова. Владивосток, 2002. С. 411-417.
21  Список юридических лиц - религиозных организаций, действующих на территории Сахалинской области по состоянию на 1 октября 2005 г. // Текущий архив Управления Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области.
22Свищев М.П. Указ. соч. С. 19.
23 СЦДНИ. Ф. 4683. Оп. 1. Д. 6, 12.
24 СЦДНИ. Ф. 4683. Оп. 1. Д. 1-12
25 Д. 4. Л. 2, 4, 51, 52, 53 // Текущий архив Управления Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области.
26Залужный А. Некоторые итоги регистрации религиозных организаций в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и религиозных организациях» // Религия и право. 2001. № 2. С. 5.
27 История религий в России: Учебник/ Под общей редакцией Н.А. Трофим-чука. М., 2002. С. 367.
28 Интервью с П.М. Ямолюком 19 ноября 2005 г. //Личный архив автора.
29 «Заключение по результатам контроля за соблюдением Сахалинским областным объединением церквей ХВЕ Союза ХВЕП в России» своего устава относительно целей и порядка деятельности» от 3.08.04.// Текущий архив Управления Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области.
30 Интервью с пастором СМ. Савчиком. 12 августа 2003 г.// Личный архив автора.
31 Д. 8. Л. 42. // Текущий архив Управления Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области.
32 СЦДНИ. Ф. 4729. Оп. 1. Д. 3, 4.
33 Интервью с пастором Чун Якоб Бенги 28 ноября 1998 v. // Личный архив автора.
34Свищев М.П. Указ. соч. С. 19.
35 Интервью с пастором Ли Ки Рен 11 августа 1998 г. // Личный архив автора.
36 Интервью с пастором Ким Те Гю 12 декабря 2003 г. // Личный архив автора.
37 Колова Н. Какая из дорог ведет к храму? // Советский Сахалин. 1997.6 августа.
38 Д. 03-05/9. Л. 17 // Текущий архив Управления Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области.
39 Д. 33. Л. 42// Текущий архив Управления Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области.
40 Д. 10. Л. 9, 73 // Текущий архив Управления Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области.
 
156 
 
41 Институт «Сам Юк». «Положение о богословском факультете (обучение по программе профессионального религиозного образования). Южно-Сахалинск, 1997 г. // Текущий архив отдела по работе с общественностью и религиозными организациями.
42 Ген Сук. Быть ли адвентистскому университету на Сахалине? // Регион. 1998. 24 июля; Тек Ок Не. Резонанс. Быть ли адвентистскому университету на Сахалине? // Регион. 1998. 21 августа.
43 Интервью с пастором М.Е. Третьяковым 29 августа 2003 г. // Личный архив автора.
44 Интервью с пастором М.Е. Третьяковым 29 августа 2003 г. // Личный архив автора.
45 СЦДНИ. 4729. Оп. 1. Д. 10. Оп. 2. Д. 11,14.
46 Протокол № 1 заседания общественного совета по делам религий при администрации области 27 февраля 1997 г. // Текущий архив отдела по работе с общественностью и религиозными организациями...
47 Протокол № 1 заседания межведомственной комиссии Сахалинской области по борьбе с коррупцией и организованной преступностью 17 января 1997 (копия) // Текущий архив религиозного общества свидетелей Иеговы г. Южно-Сахалинска.
48 Протокол № 1 заседания Общественного совета по делам религий при администрации области 27 феврая 1997 г. // Текущий архив отдела по работе с общественностью и религиозными организациями...
49 Распоряжение № 17 Управления юстиции администрации Сахалинской области «Об отмене регистрации положения религиозной общины свидетелей Иеговы» от 24 марта 1997 г. (копия)// Текущий архив религиозного общества свидетелей Иеговы г. Южно-Сахалинска.
50 Распоряжение Управления юстиции №67 от 15 июля 1997 г.// Текущий архив религиозного общества свидетелей Иеговы г. Южно-Сахалинска.
51 Письма мэра г. Южно-Сахалинска №2304 5 августа 1997 г., №1259 20 августа 1997 г. // Текущий архив религиозного общества свидетелей Иеговы г. Южно-Сахалинска.
52 Информация о религиозной ситуации в Сахалинской области в 2002 г. // Текущий архив отдела по работе с общественностью и религиозными организациями... С. 8. 
53 Интервью с Е. Единым. 7 октября 2005 г. // Личный архив автора.
54 Информация предоставлена Управлением Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области. 
55Федорчук С. Римско-католическая церковь на Сахалине. Южно-Сахалинск, 1998. С. 22.
 
157
 
56 Д. 57. Т. 1. Л. 1-3 // Текущий архив Управления Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области.
57 Д. 57. Т. 1. Л. 5, 1II Текущий архив Управления Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области.
58 Д. 57. Т. 2. Л. 41 // Текущий архив Управления Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области.
59 Д. 57. Т. 2. Л. 65-7 // Текущий архив Управления Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области.
60 Постановление Сахалинской областной Думы от 24.09.2002. № 5/1/373-3 «О поддержке действий федеральных органов исполнительной власти России в отношении лиц, нарушающих федеральное законодательство» (копия). // Текущий архив Управления Федеральной регистрационной службы по Сахалинскои области.
61 Д. 57. Л. 40// Текущий архив Управления Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области. 
62 Д.'57. Л. 13// Текущий архив Управления Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области. 
63 Д. 131 // Текущий архив Управления Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области.
64 СЦДНИ. Ф.4729. Оп. 1. Д. 1. 2. Оп. 2. Д. 8, 9, 10. Боровской Г. Религиозность населения Сахалинской области// Свободный Сахалин. № 28. 10 октября 1997 г. 
65Боровской Г. Религиозность населения Сахалинской области // Свободный Сахалин. № 28. 10 октября 1997 г.