Словарь бурятского шаманизма как отражение эволюции древней конфессии

Версия для печатиВерсия для печатиPDF-версияPDF-версия
Автор статьи: 

Источник: Зомонов М.Д. Словарь бурятского шаманизма как отражение эволюции древней конфессии. // Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии. - Улан-Удэ, 2006.

Когда слова утрачивают свое значение,

народ утрачивает свою свободу.

Конфуций

Очевидно, издание словаря ориентировано на отражение в своем содержании современных тенденций эволюции бурятского шаманизма в контексте культуры Байкальского региона. Более того, многие проблемы и направления развития шаманских представлений, относящихся к классическому ареалу шаманистской проблематики, находят в словаре новое, семантически соответствующее современной культурной парадигме и свободное от какой бы то ни было идеологической ангажированности толкование, что было присуще советской эпохе. Соблюдая требования воспроизведения канона, третье издание вместе с тем значительно расширяет проблемное поле своего содержания, включая статьи, посвященные как шаманистски артикулируемым проблемам сопредельных с собственно религиоведением дисциплин (культурологии, антропологии, этнологии, экологии, психологии и др.), так и тем феноменам шаманской традиции, чей статус традиционно рассматривается как ретро. Словарь также вводит в религиоведческий научный оборот многие до настоящего времени системно не анализировавшиеся векторы эволюции бурятского шаманизма в контексте центральноазиатской культуры (как в бурятской, так и в монгольской ее проекциях). Ориентируясь на трайбалистско-диалектный характер некоторых понятий, автор тем не менее исходит из презумции семантической целостности издания и единства его концептуальных оснований и стилистики практикующих шаманов и шаманок - авторов всех приложений словаря.

Состав словника отражает стремление максимального соответствия требованиям полноты и пропорциональности. Объем же самих представленных статей к понятиям сопряжен со спецификой современной бурятской культурной ситуации и в первую очередь  с императивом интересов читателя. Ряду шаманских феноменов сознательно уделено более пристальное внимание. Это касается, во-первых, понятий, посвященных анализу тенденций и результатов добайкальского (западного) направления современного бурятского шаманизма, которые не были достаточно полно представлены и системно интерпретированы в литературе, а имеющиеся на сегодняшний день бурятоведческие словари в силу естественных причин не содержат понятий – статей, освящающих соответствующее предметное поле. И, во-вторых, понятий, посвященных его забайкальскому (восточному) направлению, персоналиям или понятиям, которые в предшествующий период развития отечественной шаманологии были либо незаслуженно забыты, либо вытеснены буддизмом, либо рассматривались с неконструктивных позиций редуцирующей идеологической критики. Целью преодоления этой сложившейся диспропорциии и обусловлена заложенная в идею данного словаря вариативность объема статей.

Издание исполнено авторским коллективом, представленным советской и постсоветской религиоведческими школами, а также известными ныне практикующими шаманами Байкальского региона, такими, как Б.Ж. Цырендоржиев, Л. Бочанова, В.Д. Цыдыпов, Б.А. Ширеторов и др.

В структуре словаря вплетены сакральные тексты «Угаа хундэлхэ», «Арын 13 ноедой дуудалга», «Бурхан гарбалай уншалга», «Дарханай дуудалга», «Тоолэй хониной уншалга», «Хашаагай эзэн хаан Заргаша ноен», «Хойморой хугшэнэй дуудалга», «Манжилайн дуудалга», «Тунхэнэй табан хаадые дурдалга», «Тахилгата уулануудай соло магтаал», а также «История создания религиозной организации шаманов «Тэнгэри», значение символа – эмблемы местной религиозной организации шаманов «Тэнгэри», «Мероприятия, проводимые ежегодно РОШ «Тэнгэри», «Ольхон – сакральное сердце Сибири» и др.

В заключение отметим, что в религиоведческой науке позитивное мнение о шаманах стало доминирующим, о чем свидетельствует деятельность легальной местной религиозной организации шаманов «Тэнгэри» во главе с Цырендоржиевым Баяром Жамбаловичем – председателя ее правления, находящегося в Улан-Удэ. С 2003 года по инициативе членов правления «Тэнгэри» В.Д. Цыдыпова, Б.П. Ширеторова, Ю.Н. Балданова и других ее рядовых членов проводятся, в частности, весенний, летний и осенний тайлганы, обряды «шанар» – посвящение, «шандруу» - кремации, а также международные научно-практические конференции «Ольхон – сакральное сердце Сибири» и т.д. Безусловно, такие процессы связаны с институализацией этой древней конфессии. Словарь является понятийным аппаратом не только для шаманов, шаманок и шаманистов, но и для религиоведов и читателей, интересующихся данной конфессией.

***

The article characterizes the vocabulary of Buryat shamanism (third addition), following the conception from ancient times up to nowadays. The purpose of the article is give germenavtic and semiotic analyses of the vocabulary, included materials of practicing shamas.