Социо-культурная маргинальность «Нового поколения» в Красноярском крае

Версия для печатиВерсия для печатиPDF-версияPDF-версия
Автор статьи: 
Гиндер В.Е. Социо-культурная маргинальность «Нового поколения» в Красноярском крае. - Красноярск, 2011.
 
Красноярский край находится на пересечении миграционных потоков Западной и Восточной Сибири, что способствует возникновению на его территории «культурных гибридов» и способствует постепенной «протестантизации» региона [Дальний Восток..., 2010; Сибирский..., 2004]. Наличие множества различных типов мест заключений также оказывает мощное влияние на этот процесс возникновения и развития в регионе религиозных организаций маргинального характера. Прошедшие курс реабилитации наркозависимые и заключенные стали либо основой для возникновения, либо пополнения различных протестантских направлений: пятидесятников, неопятидесятников, евангельских христиан-баптистов.
В 2002 году в Красноярске образовалась и получила государственную регистрацию одна из первых общин «Нового поколения» - неопятидесятнического движения, появившегося первоначально в Латвии. Группа реабилитантов численностью около пятидесяти человек приняла учение латвийского пастора А. Ледяева. Основу общины с самого начала составили реабилитанты. Сегодня, спустя одиннадцать лет, епископ данной религиозной организации С. Сенокосов представляет интересы уже 18 религиозных общин «Нового поколения» из разных регионов в СХЕЦР1. При этом численность членов религиозной организации «Новое поколение» только в Красноярске за период 2002-2009 гг. увеличилась в десять раз - с 80 до 700-800 человек. Но маргинальность таких сравнительно молодых христианских религиозных организаций и их современных лидеров остается почти неизученной в российской гуманитарной науке, хотя, как показывает опыт развития  «Новое поколение» в Латвии [Kretalovs D., 1994, 94-112], они способны добиваться значительного влияния в обществе. 
Таким образом, изучение культурной маргинальности религиозной организации «Новое поколение» на постсоветском пространстве является важным для российской науки. 
 
1  СХЕЦР (Совет Христианских Евангельских Церквей в России) ― протестантское централизованное религиозное объединение. Зарегистрировано Министерством Юстиции Российской Федерации 19 марта 1999 года. Члены СХЕЦР исповедуют Никео-Цареградский символ веры 381 года и признают исключительный авторитет Библии, спасение через личную веру и священство всех верующих. СХЕЦР является действующим членом Консультативного Совета Глав Протестантских Церквей России, Российского Евангельского Альянса, Международной Ассоциации Религиозной Свободы и других российских и международных организаций.
 
Цель данного исследования: раскрыть социо-культурные аспекты религиозной организации «Новое поколение» в Красноярском крае.
Для описания и анализа маргинальности религиозной организации было использовано несколько методологических подходов, объясняющих феномен маргинальности: классический, разработанный Чикагской социологической школой (Р. Парк, Э. Стоунквист и др.) и подход, предложенный в рамках функционализма (Р. Мертон, А. Керкхофф и др.). Первый подход делает акцент на изучении индивида или социальной группы в контексте конфликта культур, второй - проясняет механизм взаимодействия маргинальных групп с обществом и природу возникновения их ценностей. Теоретические и практические выводы нашего исследования опираются на исследования культурологов, социологов, религиоведов, а также результаты анкетирования и включенного наблюдения.
В Красноярском крае общины «Нового поколения» возникли в 2000-е годы. Территориальная отдаленность региона от Латвии и наличие социокультурных различий привели к более позднему появлению здесь видео-продукции с проповедями А. Ледяева. Несмотря на это, она вызвала большое оживление среди протестантских деноминаций края и привела к переходу части их прихожан на мировоззренческие позиции «Нового поколения». Однако отсутствие научных публикаций не позволяет нам полностью реконструировать историю первых общин этой религиозной организации в регионе. 
Огромное влияние на выбор реабилитантов оказала личность основателя «Нового поколения». А. Ледяев располагал откровенностью, простотой изложения и использованием неформальной лексики [Ледяев А., 2009], радикализмом взглядов, образованностью. Сыграли роль и таланты А. Ледяева — он известен как поэт, музыкант, композитор и режиссер.
МРО «Новое поколение» в Красноярском крае, по мнению некоторых членов из ее руководства, занимает промежуточное положение между пятидесятниками и неопятидесятниками.
Маргинальный характер и историю возникновения указанной религиозной организации позволило прояснить социологическое исследование в декабре 2009 года. Оно проводилось кафедрой религиоведения КГПУ им. В.П. Астафьева за несколько дней до Рождества, поскольку прихожан в этот период ожидается особенно много. Общая численность прихожан церкви «Новое поколение» города Красноярска на момент проведения анкетирования составляла 750-800 человек. Было проанкетировано 149 человек. Все респонденты на момент проведения исследования являлись совершеннолетними. Для достижения наибольшей репрезентативности анкетирование проводилось в два разных дня в течение одной недели. В ходе первого дня было собрано 142 анкеты, в ходе второго — еще 7 анкет. Таким образом, репрезентативность исследования достигнута.
Анкетирование проводилось в здании, где регулярно проходят богослужения религиозной организации МРО «Новое поколение» в Красноярске. Прихожане отвечали на вопросы, связанные с их появлением в церкви, последующим изменением образа жизни, национальностью, социальным положением, здоровьем, уровнем доходов и так далее.
Подавляющее большинство респондентов (145 из 149 чел. или 97%) указали в анкетах себя как членов данной религиозной организации. При этом большинство участников исследования оказалось представителями женского пола (63%).
Более 1/3 (41%) всех опрошенных составляют люди 26-35 лет (1974-1981 г.р.), 1/5 (20%) - 46-56 лет (1953-1963 г.р.), еще около 1/5 (17%) - старше 56 лет (родившиеся до 1953 г.). Еще 13% имеют возраст 36-45 лет. Несмотря на то, что в 1982-1987 годы общий и суммарный коэффициенты рождаемости ежегодно повышались [Антонов А.И., 2007]. Наименьшее число опрошенных отнесло себя именно к этой возрастной категории 18-25 лет (9%). Возможно, этот парадокс объясняется большей важностью для молодежи не общих богослужений, а приватных религиозных собраний и встреч. Значительная доля так называемых «семидесятников» [Берелович А., 2009, c. 88] в социальном составе может быть связана с тем, что именно они положили начало существованию церкви «Новое поколение» в Красноярске и, тем самым, надолго определили ее развитие.
При анализе результатов анкетирования удалось выяснилось, что между членами изучаемой религиозной организации возникла общность, основанная, в том числе, на их маргинальном статусе. Многие респонденты прошли в данной религиозной организации через лечение от наркотической зависимости, среди них также много бывших заключенных. «Визитной карточкой» МРО «Новое поколение» в Красноярском крае и сейчас отстается реабилитация людей, страдающих наркотической зависимостью. По данным на 2010 год на территории Красноярского края существовало 8 реабилитационных центров. Они находятся, как правило, в частных домах или квартирах. Время прохождения реабилитации и адаптации варьируется в зависимости от конкретного центра и составляет от 3 до 12 месяцев [Отчет..., 2010]. Результатом реабилитации стало создание семей, избавление от вредных привычек. До прихода в организацию 75% респондентов имели вредные привычки, а в момент анкетирования - только 10%.
Закономерным выглядит преобладание среднего (у 28%) и средне-специального (у 38 %) образования среди респондентов: увлечение в молодости наркотиками или пребывание в местах заключения объективно не позволяли продолжать образование. Стоит отметить, что реабилитация и карьерный рост в церкви «Новое поколение» способствуют росту притязаний в этой области. Сейчас епископ и ряд пасторов «Нового поколения» получают светское высшее образование по специальности «религиовед, специалист».
Этот выбор отражает, на наш взгляд, выражает современные тенденции среди российского пятидесятничества: выход за пределы узкоконфессиональных рамок, попытки самоопределения в глобальном мире, отход от представления о православии как о «мертвой религии» и признание его значимости в качестве культурной традиции страны. Это означает смену культурной парадигмы в российском пятидесятничестве. Схожего мнения придерживается и О. Куропаткина [Куропаткина О., 2009, c. 22, 24].
Большая часть респондентов (58%) ранее не состояла ни в одной церкви, однако только 46% указали, что крещены водным крещением и Святым Духом именно в «Новом поколении», то есть 12% опрошенных прошла через это вне данной религиозной организации. Одна треть респондентов ранее состояла в других протестантских организациях (30%), как правило, пятидесятнической или неопятидесятнической направленности - «Церковь Христианской Жизни», «Посольство Божье», «Сион», «Дух веры», «Дело веры» и других (см. рис. 1).
 
Большинство из указанных респондентами протестантских организаций — пятидесятнические. Однако несмотря на их обилие выделяется можно выделить одну, из которой респондентов пришло больше всего — ЦХЖ (Церковь «Христианская Жизнь»). Для ее указания респонденты использовали два разных обозначения: официальное (ЦХЖ, 9%) и обиходное («Христианская Жизнь», 6%), то есть в совокупности 15%. ЦХЖ возникла в регионе на несколько лет раньше, но также, как и «Новое поколение» имеет высокую численность (около 700 человек) и активно работает с наркозависимыми [Наша Церковь..., 2011].
Наиболее вероятным претендентом на представление доминантной религиозной культуры в данном регионе является православие. Именно к этому направлению относили себя до прихода в «Новое поколение» 11% опрошенных (см. рис. 2).
 
В ходе исследования МРО «Новое поколение» выяснилось, что ее социальный состав в значительной степени отражает общероссийские тенденции, связанные с доминированием малодетностью семьи и «традиционалистскими» взглядами на это институт [Антонов А.И., Лебедь О.Л., Соколов А.А., 2010].
Характерной чертой организации является то, что она наполовину состоит из семей (52%). Большая часть респондентов (66%) имеет одного или двух детей, то есть представляет собой малодетную семью. Сущность и значимость семьи раскрывается в «Новом поколении» через проповеди, собственные СМИ (журнал «Новое поколение» и сайт www.ngsiberia.ru), библейские семинары, тематические вечера, конкурсы, занятия в воскресной школе, а также использование примеров семейной жизни служителей церкви [Профессия пастор..., 2008]. Позитивным результатом принимаемых мер является наличие многодетных семей в данной религиозной организации (10 % респондентов). Однако несмотря на активное поддержание семейных ценностей почти четверть респондентов (24%) детей не имеет. Численность женщин (63%) существенно превышает количество мужчин (37%).
На вопрос «Что для Вас является важным в церкви?» (в нем можно было выбрать не более 2-х вариантов ответа) наиболее популярными вариантами стали следующие: «приобщение к вере в Бога» (34 %) и «возможность служить людям» (31%). Со значительным отрывом следовали такие варианты ответа, как «возможность самореализации» (10%), «возможность понять мир и себя» (10%), «самосовершенствование» (8%), «возможность общения с людьми» (6%).
По уровню доходов респонденты разделены на две основные группы: со средним достатком (58%) и достатком ниже среднего (низким и очень низким) (39%). При этом число респондентов указавших низкий доход совпадает с числом пенсионеров в организации (16%). Уровень доходов выше среднего имеют очень немногие (3%). Поэтому помощь социально незащищенным категориям (в том числе, пенсионерам, инвалидам, малообеспеченным семьям и другим) занимает значительное место в деятельности изучаемой религиозной организации. Только в 2009 году МРО «Новое поколение» города Красноярска при сотрудничестве с благотворительным фондом помощи инвалидам и малообеспеченным «Милосердие» были проведены 12 концертов, вручены 1200 продуктовых пакетов, посещены на дому 339 человек [Отчет..., 2008].
Деятельность «Нового поколения» имеет позитивные результаты для социума региона и самой религиозной организации. Большинство респондентов (74%) довольны деятельностью «Нового поколения» и не хотят ничего менять. Из предложений у опрошенных в анкетах фигурировало только одно: построить собственно здание для проведения богослужений. Единодушие в этом вопросе, скорее всего, свидетельствует о важности храма для религиозной идентичности прихожан: все остальные направления протестантизма уже имеют свои храмы в регионе и/или его краевом центре. Отсутствие каких-либо других предложений со стороны респондентов — увеличение численности общины, утверждение нового мирового порядка, активизация миссионерской деятельности и т. д. означает, что другие задачи либо не имеют особой значимости, либо их осуществление не представляется проблемным.
Таким образом, активная социальная деятельность изучаемой религиозной организации в области реабилитации от наркотической и алкогольной зависимости делает ее одним из каналов встраивания в структуру общества. Позитивным результатом этого процесса становится обновление жизненных смыслов, актуализация социальных связей (семья, работа, друзья и т. д.), активное служение на благо обществу, превращение в органичную часть культурного пространства региона.
Резюме. Итак, влияние процессов глобализации, распад единого государства, падение уровня жизни, наличие большого контингента заключенных и наркозависимых — создают основу для возникновения и динамичного развития религиозных организаций маргинального характера. Однако содержание и характер маргинальности общин зависит от особенностей той страны и региона, в котором они существуют. Так, в общинах «Нового поколения» Красноярского края маргинальность изначально носит не столько интеллектуальный (как в Латвии), сколько социальный характер. В конкретном российском регионе «Новое поколение» стало, прежде всего, одним из каналов повторного встраивания маргиналов в общество, а не его переустройства. Бывшие заключенные и наркозависимые, обретая статусы, утрачивают социальную маргинальность («становятся как все»). Поэтому общины «Нового поколения» на территории Красноярского края можно отнести к «переходным» общностям, маргинальным социальным группам, связанным общей стратегией выживания [Мостовая И.В., 1995, c. 62].
Расхождение в характере маргинальности общин «Нового поколения» на разных территориях сегодня оставляет открытым вопрос о том, в какой степени местные культурные особенности будут в дальнейшем определять идентификацию и судьбу этой религиозной организации. Актуальным в ближайшие десятилетия будет и вопрос о смене «поколений» в высшем руководстве и влияние мировоззренческих установок следующего поколения на вероучение и социальную практику данной религиозной организации.
Библиографический список
1. Антонов А.И. Демографический кризис России и безотлагательность пронатализма. [Электронный ресурс] // «Перспективы», «Фонд исторической перспективы»: [сайт]. [2007]. URL: http://www.perspektivy.info/rus/demo/demograficheskij_krizis_rossii_i_be... (дата обращения: 1.09.2011).
2. Антонов А.И., Лебедь О.Л., Соколов А.А. Удовлетворенность жизнью, семья и брак в России и Европе. //Мониторинг общественного мнения. 2010. № 3 (97) май-июнь. С. 68-75.
3. Берелович А. Упущенный шанс. //Вестник общественного мнения. 2009. №2 (100). С. 85-94.
4. Дальний Восток России отказался от православия. [Электронный ресурс] // ReligioPolis — центр религиоведческих исследований: [сайт]. [2010]. URL: http://www.religiopolis.org/news/1373-dalnij-vostok-rossii-otkazalsja-ot... (дата обращения: 1.09.2011).
5. Куропаткина О. Религиозная и социокультурная самоидентификация «новых» пятидесятников в России. Автореферат дис. … канд. культурологии. М., 2009.
6. Мостовая И.В. Российское общество: социальная стратификация и мобильность. Ростов-на-Дону, 1995.
7. Наша Церковь. История Церкви «Христианская Жизнь», г. Красноярске [Электронный ресурс] // Местная религиозная организация Церкви «Христианской Жизни» христиан веры евангельской г. Красноярск: [сайт]. [2011]. URL: http://kclc.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=13&Itemid=29 (дата обращения: 1.09.2011).
8. Отчет религиозной организации «Новое поколение» для Администрации Красноярского края (2010 г.).
9. Профессия пастор. Сергей и Маргарита Сенокосовы. Интервью В. Пискуна с С. и М. Сенокосовыми // Новое поколение: [сайт]. [2008]. URL: http://www.ngsiberia.ru/eng/cerkov_/pervie_lica/?doc=3014 (дата обращения: 1.09.2011).
10. Сибирский плавильный котел: социально-демографические процессы в Северной Азии XVI — начала XX века. / Отв. ред. Д.Я. Резун. Новосибирск, Сибирский хронограф, 2004.
11. Ледяев А. Сыны утешения. Проповедь пастора Алексея Ледяева (церковь «Новое поколение») [Электронный ресурс] // Христианские ресурсы: [сайт]. [2009]. URL: http://www.kingdomjc.com/Pritch/582.htm (дата обращения: 1.09.2011).
12. Kretalovs D. Reliģiskās kustības „Jaunā paaudze” politiskās ideoloģijas galvenie aspekti. //Via Latgalica: humanitāro zinātņu žurnāls, 2 (2009). Rēzekne: Rēzeknes Augstskola. 2009. 144 pp. Pp. 94-112.
 
© Гиндер В. Е., 2011