Источник: Григорьева Л.И. Ушедшие в "город Солнца". // Наука и религия. – 1999. – №2. – С.14-16.
Среди религиозных объединений, возникших в России после 1990 года, особое место занимает движение последователей Виссариона — «Христа Минусинского», действующее сегодня на юге Красноярского края. Церковь Последнего Завета (ЦПЗ) в средствах массовой информации не только России, но и зарубежных стран нередко квалифицируется как «тоталитарная секта». Ее обвиняют в кодировании и зомбировании своих жертв посредством гипноза, агрессивной диеты, подрывающей физическое и психическое здоровье верующих, в отказе от обучения детей верующих в государственных школах, в присвоении лидером движения крупных сумм, передаваемых ему оболваненными жертвами, обмане легковерных людей, меняющих города на таежные деревни, в разрушении семей...
Что же происходит на самом деле?
На сегодняшний день администрация Красноярского края располагает достаточной информацией, позволяющей дать объективную характеристику ЦПЗ.
Основатель движения — Тороп Сергей Анатольевич, 1961 года рождения, уроженец Краснодара, с 1967 года проживал в городе Минусинске Красноярского края. Образование среднее, последнее место работы — участковый инспектор милиции. Женат, имеет четверых детей.
В 1991 году провозгласил себя Иисусом Христом во втором пришествии. Проделал турне по 40 городам России, вещал о близком конце света, критиковал существующее положение вещей, призывал к спасению от общемирового катаклизма в «земле обетованной» — на юге Красноярского края. Сергей предложил построить в тайге «Новый Иерусалим» — «Город Солнца». Он мыслился как некий оазис людей, находящихся в гармонии с собой, обществом, природой, как поселение мастеров, базирующееся на натуральном хозяйстве и самообеспечении, как идеальное поселение избранных с перспективой роста из этой ячейки нового человечества. На призыв откликнулось значительное количество граждан с территорий всего бывшего Советского Союза.
Заповеди Виссариона, которых насчитывается 61, достаточно либеральны и зачастую не носят категоричной формы. Так, например, пре-
14
любодеяние всячески осуждается, однако поясняется, что это касается только людей, состоящих в браке. Убийства быть не должно, но если речь идет об убийстве животного, то оно позволительно в случае необходимости. Лгать нельзя, но в том случае, когда ложь может принести больше добра, чем зла, она допускается, и так далее.
Обряды — прежде всего, «Священные круги», напоминающие популярные в свое время «артековские» и «орлятские» круги. Верующие, взявшись за руки, становятся в круг, в центр которого помещается зажженная свеча. Затем произносятся слова молитвы, поются песни, например: «...люди, дайте руки друг другу, а Богу ваши сердца!» Зажженную свечу полагается ставить и на стол во время еды, для «очищения пространства от темных энергий». Помимо коллективных обрядов, существуют индивидуальные и семейные моления. Верующие произносят молитву перед едой и в любое время (переделанный «Отче наш»). Отмечаются в общине праздники: 14 января — день рождения Виссариона (от которого его последователи ведут новое летосчисление) и 14 апреля — праздник Обновления. Дважды в год проходят массовые венчания верующих.
К особенностям культа можно отнести оригинальную одежду общинников, выполненную в народном стиле. Для женщин — длинные юбки и сарафаны, для мужчин — длинные хитоны. С позиций веры это объясняется тем, что такие одеяния вбирают энергию земли и способствуют оздоровлению. Наряды украшаются вышивкой, плетением, Символом движения стал крест в круге, что означало единство четырех религий, признанных Виссарионом главными, — даосизма, буддизма, христианства и ислама. Им же посвящены четыре годовых поста. Цветные фотографии Торопа, собранные в своеобразные иконостасы, в домах его последователей являются объектом религиозного поклонения. Перед ними возжигаются свечи и совершаются молитвы.
Среди тех, кто поддержал, в том числе финансово, и вывел на российскую орбиту нового «пророка», особую роль сыграли Вадим Редькин и Мария Карпинская. Первый — музыкант, играл в ансамбле «Ласковый май» Жени Белоусова. Вторая, внучка академика Александра Карпинского, была известна в кругах московских интеллигентов, искавших альтернативные пути возрождения России на основе духовности и гуманизма; имела связи и за рубежом. Став на первых порах горячей последовательницей Торопа, она продала трехкомнатную квартиру в Москве, чтобы организовать первое международное турне новоявленного мессии. Впоследствии, разочаровавшись, Карпинская вышла из движения, подвергнув его резкой критике, и даже сумела вернуть некоторую часть потраченных денег.
Первые паломники стали прибывать в Минусинск в конце 1991 года. Кто же составил ядро виссарионовского движения? Социологические исследования, проведенные в общине, выявили следующую картину. Среди опрошенных (96 человек) мужчины составили 58,7 процента, женщины — 41,3 процента. Средний возраст первых — 37 лет, вторых — 36 лет.
Образовательный ценз: лица с высшим образованием, в том числе имеющие ученую степень, составили 65,22 процента опрошенных, 20,65 процента имели среднее специальное образование и лишь 14,13 процента — среднее.
Семейное положение: 68,09 процента состоят в браке, причем 45,4 процента в первом и единственном, 15,96 процента разведены, 2,15 процента — вдовы, 12,77 процента в браке еще не состояли. Таким образом, платформу движения составили семьи интеллигентов. Среди приезжих оказалось много людей творческих профессий — художников, музыкантов, модельеров. г
Старостой образованной Общины Единой Веры стал отставной полковник ракетных войск, в недавнем прошлом преподаватель Военной академии имени Ф.Э.Дзержинского,
кандидат технических наук Сергей Чевалков, продавший квартиру в Москве и переехавший в Минусинск с женой и сыном.
Что же заставило этих людей кардинально поменять прежний образ жизни, порвав с привычным миром, уехать в сибирскую тайгу навстречу неизвестности? Среди типичных причин можно назвать (в порядке, значимости): потерю смысла жизни, значимых ориентиров, бездуховность, растущие разобщенность и индивидуализм современного общества, насаждаемый сегодня культ потребительства и насилия, рост преступности в городах, социальную незащищенность.
Итак, виссарионовское движение можно определить как движение пассивного социального протеста интеллигенции «рыночно-демократической» России. Виссарион привлек тем, что в череде реформаторских катаклизмов, в ситуации кризиса былых идеалов и отсутствия новых перспектив у духовно ориентированной интеллигенции, он предложил свой ответ на традиционный для России вопрос «что делать?», выдвинув практический проект выхода из сегодняшнего тупика, учитывающий духовные устремления интеллигенции.
На первом этапе движения верующие сделали попытку воплотить в жизнь коммунистические принципы общинного жития. Лозунгами движения стали: коллективизм, творчество, саморазвитие, семья. Атмосфера, создаваемая в общине, в какой-то мере воссоздавала атмосферу Советского Союза 60-х годов. Эмоциональная приподнятость, чувство счастья и глубокое удовлетворение от борьбы с трудностями — как естественными, так и искусственно создаваемыми — были характерны для; первых виссарионовцев. Иллюзорные перспективы с благородными целями «во имя спасения всего человечества» стали маяком для истосковавшихся по высокой романтике и уставших выживать в одиночку.
Приезжающие на первых порах размещались в так называемых общинных домах в Минусинске, позднее — в деревнях Курагино, Журавлево, Черемшанка и других. Этими общежитиями становились купленные в складчину квартиры и дома. Централизованно закупались продукты питания, предметы первой необходимости.
На тот момент достаточное количество денег и избыток энтузиазма еще не ставили на повестку дня вопрос об экономическом и физическом выживании виссарионовцев. Строились радужные планы о воссоздании и развитии народных промыслов, с тем более что среди приезжих появились художники, резчики по дереву, гончары, портнихи, вышивальщицы. Силами верующих в Минусинске стали проводиться концерты классической музыки, в Курагине и был создан хореографический ансамбль.
Правда, уже тогда настороженность вызывали несколько положений вероучения ЦПЗ. Во-первых, о системе питания, принятой в общине. В основу ее были положены идеи Брегга, Шелтона, Шаталовой. Панацеей от всех болезней и путем к духовному очищению провозглашался отказ от продуктов животного происхождения, жиров, включая растительные, ограничение сахара (он заменялся медом), соли, специй. Не рекомендовалось употребление дрожжевого хлеба. Наиболее рьяные по постным дням (в среду и пятницу) вообще старались обходиться без пищи. Питание Виссарионовцев составляют каши на воде, овощи, грибы, орехи, мед, ягоды, травы, пресные лепешки.
Второй проблемой стал декларируемый отказ от услуг государственной медицины и традиционных методов лечения. В Последнем Завете было сказано: «Отныне плоть должна сама себя излечивать. Болезнь в большинстве случаев есть наказание за неспособность удержать плоть свою в гармонии с Природой. И неразумно в сем случае искать помощь на стороне». Практическая реализация верующими этих установок вылилась в отказ от детских прививок, от услуг врачей. Одним из печальных итогов такой практики стала смерть четырехлетнего э мальчика, погибшего из-за неоказания медицинской помощи.
Третьей проблемой стал вопрос о способах воспитания и образования детей виссарионовцев. Переезды, устройство быта, увлеченность новой жизнью нередко приводили к тому, что в некоторых семьях дети переставали посещать школу. Вскоре это стало принципиальной позицией. В своем «Письме о новой школе» Виссарион заявил, что детям достаточно овладеть только начальным образованием и основами ремесла, всё остальное не нужно. Воспитывать детей должна сказка, а не жестокая реальность.
Период существования общины с 1992 по 1995 год был полон глобальных проектов. Газеты виссарионовцев «Путь любви» и «Земля обетованная» писали о намерениях создать швейный цех, об открытии столярного цеха и покупке пилорамы, о работе в Доме инвалидов и закупке да шерсти для прядения. Однако большинство из этих начинаний остались безрезультатными.
Новый этап развития движения, начавшийся в 1995 году, был связан с переездом в Черемшанку, превратившуюся в организационный центр общины, Станислава Казакова, в прошлом сотрудника Министерства мелиорации и водного хозяйства, кандидата технических наук, ставшего новым светским лидером организации. Община Единой Веры была преобразована и перерегистрирована как Церковь Последнего Завета. В уставе организации определялось, что Церковь не несет ответственности в вопросах материальной помощи своим членам; коммунистические лозунги были упразднены. Это соответствовало изменившейся ситуации, когда привезенные средства у многих стали подходить к концу, а проблемы трудоустройства в глухих деревнях оказались трудноразрешимыми.
Казаков сумел заключить договор на аренду 250 гектаров земли в районе озера Тиберкуль, получить лицензию на проведение строительных работ и оформить иную необходимую документацию. Все вопросы собственности замыкались на созданном им АО «Табрат», которое он представлял в единственном лице. Увлекательные игры в «простой русский народ» постепенно стали заменяться изнурительным трудом на собственных огородах и общинных полях, а также на постоянных «субботниках» на горе Сухой.
Казаков привнес в движение идею создания «Нового Иерусалима» как «эконоосферного поселения». Такое изменение вывески давало возможность надеяться на привлечение внимания к строительству международных экологических организаций и получения дополнительных источников финансирования. Проектируемое и уже строящееся поселение рассчитано на 420 семей, состоит из нижнего поселка радиально-кольцевого типа площадью 21 гектар, расположенного в седловине горы Сухой, и верхнего поселения хуторского типа, расположенного на ее хребте, площадью 3 гектара. На остальной территории (226 га) планировались лесопарк, питомник редких деревьев и плодово-ягодных культур, сенокосы и пастбища.
Летом 1996 года администрацией края проводилась самая большая комплексная проверка ЦПЗ. Была организована комиссия из 36 человек. В ее состав вошли три бригады медиков, бригада педагогов, методистов, психологов, юристы, социологи, религиоведы. Комиссией были сделаны следующие выводы. В общине отсутствует характерный для так называемых о тоталитарных сект жесткий общеобязательный режим жизни. Здесь наблюдается скорее обратное — бесконтрольность и значительная самостоятельность верующих.
В ее состав вошли три бригады с медиков, бригада педагогов, методистов, психологов, юристы, социологи, религиоведы. Комиссией были сделаны следующие выводы. В общине отсутствует характерный для так называемых о тоталитарных сект жесткий общее обязательный режим жизни. Здесь наблюдается скорее обратное — бесконтрольность и значительная самостоятельность верующих. В
15большинстве своем люди живут семьями в собственных, купленных или построенных, домах. «Общинные дома» постепенно сворачиваются. Нет ограничения сна, отдыха, общения. Во всех домах — большие библиотеки светской литературы, периодики, радио, телевизоры, компьютеры, которые активно используются. Во многих семьях — музыкальные инструменты.
Уровень материальной обеспеченности различный. Определяется это различие, во-первых, запасами привезенных и пока не израсходованных средств и имущества; во-вторых, источниками доходов на данный момент. Таковыми являлись получаемые пенсии, пособия на детей и по безработице, заработная плата тех немногих, которым удалось устроиться на работу. Основная же масса верующих оказалась безработной.
Наблюдалось постепенное обнищание приехавших семей. В связи с тем, что в последние годы выплаты пособий практически прекратились, для многих семей единственным источником денежных средств становится помощь родных и близких, оставшихся в городах. На этом фоне контрастом выглядела жизнь Виссариона, ежегодно совершавшего заграничные турне и ни в чем себе не отказывавшего.
Было установлено, что значительную материальную поддержку единоверцам оказывают филиалы, которые регулярно отправляют сюда контейнеры с вещами и продуктами, собранными добровольцами. Кроме того, большую финансовую помощь оказывали и появившиеся спонсоры из числа предпринимателей, которые адаптировались к произошедшим в стране переменам материально, но не смогли — духовно. Так, ими были закуплены для строящегося в Черемшанке столярного цеха импортное оборудование и оборудование для кирпичного завода.
Обследование условий жизни виссарионовцев выявило постепенное ослабление жесткости требований к диете. Если в 1993—1995 годах доходило до того, что матери не хотели кормить детей грудным молоком, то на момент проверки констатировалось кормление детей грудью до трех лет. Для детей, беременных и кормящих женщин были сняты ограничения на все продукты, кроме мяса, рыбы, яиц. Низкая калорийность потребляемой общинниками пищи отчасти компенсировалась очень большими объемами ее потребления.
В целом здоровье приезжих оказалось даже несколько лучше, чем у местных жителей. Однако надежды на кардинальное оздоровление, связанное с изменением режима жизни и питания, не оправдались. В среднем на одного человека прихо-
16
«Не уходи от мира, ибо Благодать, которую ищешь, должна передаваться от человека к человеку, — только всеми сила.
Благодать — что река — не должна останавливаться. Она входит в тебя, дабы, облагородившись там, обязательно продолжить течение к другому человеку.
Помните! Остановившееся течение реки подвержено цветению и перерождению в болото».
Из заповедей Виссариона
дится от одного до девяти заболеваний. Это, как правило, хронические болезни: остеохондроз, заболевания почек, желудочно-кишечного тракта, желчевыводящей системы. Неприятным сюрпризом оказалось большое количество недавно возникших желчно- и почечно-каменных болезней, как у приезжих, так и у местных жителей. Это объясняется высоким уровнем содержания кальция и железа в местной воде.
Обследование детей верующих педиатрами (25 детей) привело к выводу, что физическое состояние и развитие всех осмотренных детей соответствует возрасту. Каких-либо выраженных в острой форме патологий (истощения, дистрофии, туберкулеза, массовых кожных заболеваний) не обнаружено. Психиатрическая экспертиза не подтвердила наличия в общине массовых психических расстройств.
Декларативный отказ верующих от обращения к официальной медицине на практике, по крайней мере, в 1995—1996 годах, не был подтвержден данными районной больницы. За этот период в районную больницу обратилось семнадцать верующих, из которых шесть были пролечены стационарно. Одной из проблем, беспокоящих медиков, стали массовые роды на дому, практикующиеся в общине. Следуя методу Марковского, рожают в воду в натопленных банях. Роды должен принять отец. В основном роды заканчивались благополучно. На момент проверки был известен один неблагоприятный случай, но роженицу с сильным кровотечением (ею оказалась популярная певица) успели доставить в районную больницу и спасти. За все годы существования данного неорелигиозного объединения в крае не были зафиксированы факты массовых заболеваний верующих. Среди виссарионовцев много квалифицированных медиков, которые в случае необходимости оказывают медицинскую помощь единоверцам. Зато проверка соблюдения Закона об образовании показала, что в общине он нарушался. Из 226 детей школьного возраста 23 ребенка не обучались. Интересно то, что после I проверки и сделанного предупреждения Виссарион дал указание, противоречащее его прежним выступлениям. Он обязал всех детей общинников посещать школу в обязательном порядке. По итогам 1996—1997 годов сдали экзамены все дети, в том числе и находящиеся на семейном обучении, оформленном в соответствии с законом. Только восемь детей были оставлены на второй год.
До сих пор многочисленные регулярные проверки не могли выявить оснований для запрещения деятельности рассматриваемой организации. Но даже если такие основания найдут и будет вынесено соответствующее решение, его реализация на территории края в полном объеме не сможет быть осуществлена. Это связано с тем, что на сегодняшний день тысячи людей уже переехали сюда на постоянное жительство и многие не имеют возможности вернуться обратно.
Наиболее вероятным представляется следующее развитие событий:
1) дальнейшая либерализация вероучительных установок с постепенной адаптацией приезжих к местным условиям и ассимиляция виссарионовцев местным населением;
2) постепенное угасание активности движения вследствие экономической и социальной несостоятельности идеалистических вероучительных установок и постепенная реэмиграция в города.
Какой же вывод можно сделать из всего сказанного? Масса рядовых верующих стала жертвой не только и не столько Виссариона-Торопа, сколько всей драматической переломной ситуации в стране. Не захотев тихо вымирать поодиночке, люди бросили вызов обществу. Даже сквозь первоначальную эйфорию просматривались отчаяние, безысходность и абсолютное неприятие той жизни, которая сложилась в России в последние годы.
Попытка применения карательно-запретительных санкций по отношению к участникам движения может вылиться в непредсказуемые формы, вплоть до массовых самоубийств. Это обусловлено тем, что активно-агрессивное сопротивление со стороны общинников маловероятно — как вследствие специфики контингента, так и в связи с их вероучительными установками.
Только глубокое и всестороннее объективное изучение проблемы должно ложиться в основу оценок и характеристик всего нового и непонятного в религиозной сфере. Только такой подход может гарантировать соблюдение прав граждан на свободу совести и строгое соблюдение закона.
16
Последние комментарии