Церковь Последнего Завета ("секта Виссариона - Христа Минусинского")

Версия для печатиВерсия для печатиPDF-версияPDF-версия
Автор статьи: 

Источник: Григорьева Л.И. Церковь Последнего Завета ("секта Виссариона - Христа Минусинского"). // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. Материалы конференции.  /Отв. ред. М.Н. Геншина. Москва, 22-23 февраля 1999 года. - М.: Рудомино, 1999. - С. 75-88.

Институт "Открытое общество" (Фонд Сороса) совместно с Центром религиозной литературы Всероссийской государственной Библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино организовал проведение конференции "Религиозные объединения и государство: перспективы взаимодействия", которая проходила в Москве 22-23 февраля 1999 г.

 

Среди новейших нетрадиционных религиозных объединений, возникших в России после 1990 года, особое место занимает движение последователей так называемого Виссариона - Христа Минусинского, существующее сегодня на юге Красноярского края. Церковь Последнего завета (далее ЦПЗ) в средствах массовой информации не только России, но и зарубежных стран нередко квалифицируется как "тоталитарная секта". Ее обвиняют в "кодировании", "зомбировании" своих жертв посредством гипноза, "агрессивной" диеты, подрывающей физическое и психическое здоровье верующих, в отказе от обучения детей верующих в государственных школах, присвоении лидером движения крупных сумм, передаваемых ему оболваненными жертвами, обмане легковерных людей, переселяющихся из цивилизованных условий жизни в крупных городах в тяжелые, антисанитарные условия жизни в таежных деревнях, разрушении семей и т.д.

В администрацию и прокуратуру края, Минусинского и Курагинского районов регулярно поступают жалобы от родственников людей, уехавших к Виссариону, зачастую от престарелых родителей, чьи взрослые дети и внуки вопреки их воле поменяли место жительства.

В связи с растущей обеспокоенностью указанной ситуацией в крае, местные правоохранительные органы, органы исполнительной власти неоднократно проводили проверки всех сторон жизни и деятельности данной организации.

На сегодняшний день Администрация края располагает достаточным объемом информации, позволяющим дать объективную характеристику рассматриваемому явлению, выявить специфику его содержания и направленность внутренней эволюции.

75

Основатель движения Тороп Сергей Анатольевич 1961 г. рождения, уроженец города Краснодара, с 1967 года проживал в г. Минусинске Красноярского края. Он имеет среднее образование, последнее место работы - участковый инспектор милиции. Женат, четверо детей.

В 1991 году провозгласил себя Иисусом Христом во втором пришествии. С целью саморекламы проделал турне по 40 городам России. В своих выступлениях вещал о близкогрядущем конце света, критиковал существующее положение вещей, и, наконец, призвал к спасению от общемирового катаклизма в "земле обетованной" - в Сибири, на юге Красноярского края. Он предложил построить здесь "Новый Иерусалим" - "Город Солнца"- на берегу озера Тиберкуль в тайге. Этот город мыслился как некий оазис "новых людей"- находящихся в гармонии с собой, обществом, природой, как поселение "мастеров", базирующееся на натуральном хозяйстве и самообеспечении, как идеальное поселение "избранных" с перспективой роста из этой "ячейки" нового человечества.

В итоге на этот призыв откликнулось значительное количество граждан с территорий всего бывшего Советского Союза.

На сегодняшний день движение является крупнейшим среди однотипных отечественных неорелигиозных образований. Только на постоянное место жительства на юг края за последние 6 лет переехало около двух тысяч человек. Кроме того, официально зарегистрированы филиалы объединения в Казахстане, Риге, Краснодаре, не получили регистрации — в Москве, Санкт-Петербурге, Чебоксарах, Хабаровске. Еще в целом ряде городов действуют своеобразные клубы поддержки Виссариона, насчитывающие по разным сведениям от двух до пяти тысяч человек.

Рассматривая истекший период существования движения, сегодня можно выделить три основных этапа его эволюции в Красноярском крае.

1) Минусинский (1991 -1993) "коммунистический"

- Община Единой Веры;

2) Черемшанский (1994-1995) "социалистический"

- Церковь Последнего Завета;

3) Тиберкульский (1995 - по настоящее время) - "коммерческий"

- АО "Табрат", филиал Социально-Экологического Союза. Каждый из обозначенных периодов характеризуется изменением

как акцентов вероучения, так и, что особенно важно, теории и практики социальной доктрины движения.

76

Второй номер первой виссарионовской газеты "Путь любви" так определил суть новой веры:

"18 августа 1991 года в г. Минусинске Виссарионом была провозглашена Единая Религия Земли. В основу жизни положен "Последний Завет" - "Завет Любви".

Идее Единой мировой религии - столь характерной для большинства новейших нетрадиционных объединений, соответствовало и предельно эклектичное вероучение. Здесь сделана очередная попытка собрать "под одну крышу" самые разнородные элементы. Так, творцом вселенной объявляется "Единый", он же "Абсолют" - безличное и бездуховное начало. Его творение космос и многочисленные миры заселены холодными рационально-рассудочными существами. Наша же планета является уникальным исключением, так как она имеет Отца Небесного воплотившегося в Сыне ( в данном случае - в Виссарионе ). Он - создатель души, добра, всего того, что отличает человека от прочих существ. Еще одним божеством считается Земля-матушка (здесь явно просматриваются элементы неоязычества) — с ней разговаривают, ее ублажают хорошим уходом, ей поклоняются. В вероучении присутствует идея реинкарнации - человек может рождаться в теле до 10 раз, после чего определяется его окончательная участь - попадет ли он в ад или в рай. Виссарион заявляет, что мысль человека материальна, а значит загрязнение планеты в большой степени зависит от того, насколько грязны наши мысли. Следовательно, хорошие помыслы и тем более молитвы, особенно коллективные, способны очищать планету, отодвигая ее окончательную гибель. Однако сегодня заблуждения людей привели Землю на грань уничтожения. Уже начавшийся конец света, выражающийся прежде всего в раскручивающейся экологической катастрофе, вскоре приведет к гибели всех, кроме, естественно тех, кто пойдет за Виссарионом на благословенный ко спасению оазис, находящийся в "энергетическом сердце Земли-матушки", на озере Тиберкуль, тех, кто будет жить по заповедям нового "мессии".

Заповеди Виссариона, которых насчитывается 61, достаточно либеральны и зачастую не носят категоричной формы. Так, например, прелюбодеяние всячески осуждается, однако поясняется, что это касается только людей, состоящих в браке. Убийства быть не должно, но если речь идет об убийстве животного, то оно позволительно в случае необходимости. Лгать нельзя, но в том случае, когда ложь может принести больше добра, чем зла, она допускается и т.д.

77

Таким образом, можно сделать вывод о том, что учение Виссариона является типичным нью-эйджевским учением - с харизматическим лидером, эсхатологическими пророчествами, экуменическими лозунгами и призывами к самосовершенствованию и вселенской любви.

В это же время в среде верующих начали формироваться элементы культа. Обрядовая сторона культовой практики выражена достаточно слабо. Это, прежде всего так называемые "Священные круги", напоминающие популярные в свое время "артековские" и "орлятские" круги. Верующие, взявшись за руки становятся в круг, в центре которого помещается зажженная свеча. Затем произносятся слова молитвы, после чего поются песни собственного сочинения, напоминающие партийно-комсомольские гимны - "люди, дайте руки друг другу, а Богу ваши сердца!". Зажженную свечу полагается ставить также на стол во время еды, для "очищения пространства от темных энергий". Помимо коллективных обрядов существуют индивидуальные и семейные моления. Верующие произносят молитву перед едой и в любое время (переделанный вариант "Отче наш"). Отмечаются в общине и праздники -14 января день рождения Виссариона (от которого его последователи ведут новое летоисчисление) и праздник Обновления - 14 апреля. Кроме того, дважды в год проходят массовые венчания верующих.

К особенностям культа можно отнести также и оригинальную одежду общинников, выполненную в народном стиле - для женщин длинные юбки и сарафаны, для мужчин длинные же хитоны (с позиций веры это объясняется тем, что юбка-колокол как бы вбирает энергию земли и способствует оздоровлению носящего). Наряды украшаются вышивкой, плетением, кружевом.

Символом движения стал крест в круге, что означало единство четырех религий, признанных Виссарионом главными - даосизма, буддизма, христианства и ислама. Им же были посвящены четыре годовых поста. В домах его последователей цветные фотографии Торопа, собранные в своеобразные иконостасы, являются объектом религиозного поклонения. Перед ними возжигают свечи и совершаются молитвы. Среди тех, кто поддержал, в том числе финансово, и вывел на российскую орбиту нового "пророка", особую роль сыграли Вадим Редькин и Мария Карпинская. Первый - музыкант, играл в ансамбле "Ласковый май" у Жени Белоусова. Мария, внучка академика Карпинского, была известна в кругах московской интеллигенции, искавших альтернативные пути возрождения России на основе духовности и гуманизма. Имела она связи и за рубежом. Став на пер-

78

вых порах горячей последовательницей Торопа, она, продав трехкомнатную квартиру в Москве, организовала первое международное турне новоявленного "мессии". Впоследствии, разочаровавшись, Карпинская вышла из движения, подвергнув его резкой критике, и даже сумела вернуть некоторую часть потраченных денег.

Первые "паломники" стали прибывать в Минусинск примерно в конце 1992 - начале 1993 года. Кто, же составил ядро виссарионовского движения? Социологические исследования, проведенные в общине, выявили следующую картину. Среди опрошенных (96 человек) мужчины составили 58,7%, женщины 41,3%. Средний возраст первых 37 лет, вторых - 36 лет.

Образовательный ценз: лица с высшим образованием, в том числе имеющие научную степень, составили 65,22 % опрошенных, 20,65 % имеют среднеспециальное образование и лишь 14,13% - среднее. Эти показатели значительно отличаются от типичных по религиозным объединением в целом (так, например, в большинстве конфессий процент женщин в составе колеблется от 60 до 90%, средний возраст членов нетрадиционных религиозных объединений обычно составляет 18-30 лет, а процент лиц с высшим образованием зачастую не превышает 12-15 в традиционных и 40-50 в нетрадиционных объединениях). Таким образом, что подтверждается и наблюдениями, ядро общины составили люди зрелого, активного возраста и прежде всего интеллигенция.

Вторым нетипичным моментом является семейное положение виссарионовцев. Среди них 68,09% состоит в браке, причем для 45,4% брак является первым и единственным, 15,96% разведены, 2,15% вдовы. 12,77% в браке еще не состояли. Таким образом платформу движения составили семьи, и одна из характерных причин ухода людей в религиозную группу в силу несостоявшейся личной жизни в данном случае не может быть названа особо значимой. Среди обследованных верующих встречаются семьи, переехавшие сюда в составе трех поколений, численностью от 5 до 14 человек (Хромовы из Хабаровска, Старостенко из Санкт-Петербурга и другие).

Опрос выявил, что в массе своей виссарионовцы являлись городскими жителями. Они зачастую относились к стабильной и благополучной части населения.

До переезда в общину были удовлетворены своей работой 56,38 % опрошенных, и лишь 23,4% - нет. Доходы, получаемые семьей устраивали 43,62 % и не устраивали 26,6%. Среди приезжих оказалось много людей творческих профессий - художников, музыкантов, мо-

79

дельеров. Старостой образованной Общины Единой Веры стал отставной полковник ракетных войск, в недавнем прошлом преподаватель Московской Высшей Военной академии им. Дзержинского кандидат технических наук Сергей Борисович Чевалков, продавший трехкомнатную квартиру в Москве и переехавший в Минусинск с женой и сыном (последние два года проживающий с семьей в палатке на горе Сухой над озером Тиберкуль). Большую помощь в становлении и организации внутренней жизни общины оказала бывшая работница горисполкома Минусинска, ныне активистка движения - Татьяна Фау.

Что же заставило этих людей так кардинально поменять прежний образ жизни, порвав с привычным миром уехать в сибирскую тайгу навстречу неизвестности? Среди типичных причин, названных ими, можно назвать в порядке значимости - потерю смысложизненных ориентиров в прежней жизни, бездуховность, растущие разобщенность и индивидуализм современного общества, насаждаемые сегодня культ потребительства и насилия, рост преступности в городах, социальную незащищенность.

Исходя из рассмотренных фактов, феномен виссарионовского движения можно квалифицировать как квазирелигиозное массовое движение пассивного социального протеста постсоветской интеллигенции. Судя по наблюдениям и опросам верующих можно предположить, что сила притягательности новой веры заключалась, вероятно, не в особенностях личности вождя или специальных способах воздействия на психику жертв (так как в общине за истекший период не удалось выявить специальных психотехник, используемых в некоторых других неорелигиозных объединениях), а в причинах более прозаических. Лидеры движения (Тороп и его ближайшее окружение) сумели сформулировать и озвучить наиболее актуальные, наболевшие проблемы сегодняшних "лишних" людей (и в первую очередь именно интеллигенции). Но главное - Виссарион оказался едва ли не единственным в современной России неорелигиозным лидером, предложившим ответ на традиционно-острый вопрос "что делать". Именно он сумел дать практический вдохновляющий проект выхода из сегодняшнего тупика. Другой вопрос, что этот проект оказался, как то было понятно сторонним наблюдателям с самого начала, еще одной исторической утопией. Несомненно лишь то, что Виссарион сумел направить невостребованную сегодня социальную творческую активность патриотически настроенной интеллигенции в псевдорелигиозное русло и использовать ее в собственных интересах.

80

На первом этапе своего существования верующие сделали попытку воплощения в жизнь коммунистических принципов общинного жития. В уставных документах того периода говорилось "... создание Общины имеет целью своей объединение верующих для совместного исполнения обрядов и оказания материальной взаимопомощи в жизни." Лозунгами движения стали- коллективизм, творчество, саморазвитие, семья. Атмосфера, создаваемая в общине в большой мере воссоздавала атмосферу Советского Союза 60-х годов. Эмоциональная приподнятость, чувство счастья и глубокого удовлетворения от борьбы с трудностями, как естественными, так и искусственно создаваемыми. Иллюзорные перспективы с благородными целями "во имя спасения всего человечества" стали маяком для истосковавшихся по высокой романтике и уставших выживать в одиночку.

Приезжающие на первых порах размещались в так называемых "общинных домах" в Минусинске, позднее в деревнях Курагино, Журавлево, Черемшанка и других. Этими общежитиями становились купленные в складчину квартиры и дома. Привезенные деньги, полученные за проданные в крупных городах квартиры, частично вкладывались в общину, частично тратились на покупку индивидуального жилья. Для общинных домов централизованно закупались крупы, предметы первой необходимости и т.д.

На тот момент достаточное количество еще не истраченных денег и избыток энтузиазма не ставили на повестку дня вопрос об экономическом и физическом выживании неофитов. Строились радужные планы о воссоздании и развитии народных промыслов, тем более, что среди приезжих появились художники, резчики по дереву, гончары, портнихи, вышивальщицы. Силами верующих в Минусинске стали проводиться концерты классической музыки, в Курагино был создан хореографический ансамбль.

На этом розовом фоне настороженность вызывали несколько положений вероучения ЦПЗ.

Во-первых, система питания, практиковавшаяся в общине. В основу ее были положены идеи Брегга, Шелтона, Шаталовой. Панацеей от всех болезней и путем к духовному очищению провозглашался отказ от всех продуктов животного происхождения, жиров, включая растительные, ограничение сахара, (он заменяется медом), соли, специй. Не рекомендовалось употребление дрожжевого хлеба, и предлагалось ограничить количество выпиваемой жидкости, заменяя воду соками и отварами трав. Наиболее рьяные по "постным" дням - в среду

81

и пятницу вообще старались обходиться без пищи. Питание виссарионовцев составляют каши на воде, овощи, грибы, орехи, мед, ягоды, травы, пресные лепешки.

Второй проблемой стал декларируемый отказ от услуг государственной медицины и традиционных методов лечения. В Последнем Завете было сказано "Отныне плоть должна сама себя излечивать. Болезнь, в большинстве случаев, есть наказание за неспособность удержать плоть свою в гармонии с Природой. И неразумно в сем случае искать помощь на стороне". Практическая реализация верующими этих установок вылилась в отказ от детских прививок, на первом этапе развития общины - в необращении к врачам в случае необходимости. Одним из печальных итогов этой позиции стала смерть в результате неоказания медицинской помощи четырехлетнего Эдика. Вскрытие показало двустороннее крупозное воспаление легких.

И, наконец, третьей проблемой стал вопрос о способах воспитания и образования детей виссарионовцев. Переезды, устройство, увлеченность новой жизнью нередко приводили к тому, что в некоторых семьях дети переставали посещать школу. Вскоре же это стало принципиальной позицией. В своем "Письме о новой школе" Виссарион заявил, что детям достаточно овладеть только начальным образованием и основами ремесла, все остальное не нужно. Воспитывать детей должна сказка, а не жестокая реальность.

Период существования общины с 1992 по 1995 год был полон глобальных проектов. Их периодика того времени - газеты "Путь любви" и "Земля обетованная" писали о намерениях создать швейный цех, об открытии столярного цеха и покупке пилорамы, о работе в доме инвалидов и закупке шерсти для прядения. Однако большинство из этих начинаний, просуществовав небольшое время, заканчивались ничем.

Новый этап развития движения, начавшийся в 1995 году был связан с переездом в Черемшанку, ставшую организационным центром общины, Станислава Михайловича Казакова. СМ. Казаков, в прошлом сотрудник Министерства мелиорации и водного хозяйства, кандидат технических наук, стал новым светским лидером организации. Им были проведены три акции, в большой мере изменившие принципы существования и внутренний дух организации.

Община Единой Веры была преобразована в Церковь Последнего Завета и прошла перерегистрацию в управлении юстиции Красноярского края 5 октября 1995 года. Произошедшее изменение коснулось не только названия, но прежде всего Устава организации. Отны-

82

не определялось, что Церковь не несет ответственности в вопросах материальной помощи своим членам, коммунистические лозунги были упразднены. Это соответствовало изменившейся ситуации, когда привезенные средства у многих стали подходить к концу, а проблемы трудоустройства в глухих деревнях оказались трудноразрешимыми. В этот момент руководство общины предпочло дистанцироваться от проблем рядовых верующих. Однако, наплыв желающих строить "новый мир" в этот период был еще велик. Новое положение определяло, что теперь только по личному решению Торопа тот или иной желающий мог получить разрешение на переселение в поселки "зоны". Зоной стали называться деревни, ближайшие от Тиберкуля. Предпочтение отдавалось тем, кто был в состоянии обеспечить себе покупку жилья и средства существования, кто имел подходящие профессии - строителя, механика, сапожника и т.п. При этом отношения между верующими должны были оставаться братскими, а безвозмездный труд на благо Торопа и на строительстве "города Солнца" всемерно морально поощрялся.

Вторым достижением Казакова стало создание документальной основы для и обеспечения правовых гарантий деятельности ЦПЗ. Он сумел заключить договор на аренду 250 га земли в районе озера Ти-беркуль, получить лицензию на проведение строительных работ и оформить иную необходимую документацию. Все вопросы собственности замыкались на созданном им АО "Табрат", которое он представлял в единственном лице. Увлекательные игры в "простой русский народ" постепенно стали заменяться изнурительным трудом на собственных огородах и общинных полях, а так же на постоянных "субботниках" на горе Сухой.

Третьим изменением стала привнесенная Казаковым идея о рекламе "Нового Иерусалима" в качестве "эко-ноосферного поселения". Такое изменение вывески давало возможность надеяться на привлечение внимания к строительству международных экологических организаций, а может быть и дополнительных источников финансирования. Проектируемое и уже строящееся поселение рассчитано на сто двадцать семей и состоит из нижнего поселка, радиально-кольцевого типа площадью 21 га, расположенного в седловине горы Сухой и верхнего поселения хуторского типа, расположенного на ее хребте, площадью 3 га. Остальная территория, площадью 226 га предполагалась как адаптационная зона. Здесь планировался лесопарк, питомник редких деревьев, и плодово-ягодных культур, сенокосы и пастбища для лошадей.

83

Именно в этот период летом 1996 года Администрацией края была проведена самая большая комплексная проверка ЦПЗ. Неоднократно проводившиеся предыдущие проверки сводились к посещению домов верующих и фиксировали внешнюю пристойность их жизни. На этот раз была организована комиссия из 36 человек. В ее состав вошли три бригады медиков, бригада педагогов, методистов, психологов, юристы, социологи, религиоведы.

Комиссией были сделаны следующие выводы: В общине отсутствует характерный для так называемых "тоталитарных сект" жесткий общеобязательный режим жизни. Здесь наблюдается скорее обратное - бесконтрольность и значительная самостоятельность верующих, в большинстве своем люди живут в собственных, купленных или построенных домах семьями. "Общинные дома" постепенно сворачиваются. В ЦПЗ нет ограничения сна, отдыха, общения. Во всех домах большие библиотеки светской литературы, периодики, радио, телевизоры, компьютеры, которые активно используются. Во многих семьях музыкальные инструменты. Уровень материальной обеспеченности различный. Определяется это различие во-первых, запасами привезенных и пока не израсходованных средств и имущества, во-вторых источниками доходов на данный момент. Таковыми являлись получаемые пенсии, пособия на детей и по безработице, заработная плата тех немногих, которым удалось устроиться на работу. Основная масса верующих на момент проверки жила очень скромно, наблюдалось постепенное обнищание приехавших семей. В связи с тем, что в последние годы выплаты пособий практически прекратились, для многих семей единственным источником денежных средств становится помощь родных и близких, оставшихся в городах. На этом фоне контрастом выглядела жизнь Виссариона, ежегодно совершавшего заграничные турне, и ни в чем себе не отказывавшего. Было установлено, что значительную материальную поддержку единоверцам присылают филиалы, которые регулярно отправляют сюда контейнеры с вещами и продуктами, собранными добровольцами. Кроме того большую финансовую помощь оказывали и появившиеся спонсоры из числа предпринимателей, которые смогли адаптироваться к произошедшим в стране переменам материально, но не смогли духовно (Сергей Селезнев из Санкт-Петербурга, Сергей Рыжов из Москвы, Анатолий Пшенай из Минска и другие) Так, они закупили для строящегося в Черемшанке столярного цеха импортное оборудование и оборудование для кирпичного завода.

84

Обследование условий жизни виссарионовцев выявило постепенное ослабление жесткости требований к диете. Если в 1993-95 годах доходило до того, что матери не хотели кормить детей грудным молоком, то на указанный момент было рекомендовано кормить детей грудью до трех лет. Для детей, беременных и кормящих женщин были сняты ограничения на все продукты, кроме мяса, рыбы, яиц. Было замечено, что низкая калорийность потребляемой общинниками пищи отчасти компенсировалась очень большими объемами ее потребления.

Всестороннее медицинское обследование членов общины и контрольной группы из числа местных жителей позволило сделать ряд выводов.

В целом здоровье приезжих несколько лучше, чем местных жителей. Однако надежды на кардинальное оздоровление, связанное с изменением режима жизни питания, не оправдались. Уровень здоровья верующих стандартно низок и соответствует среднестатистическому. В среднем на одного человека приходится от одного до девяти заболеваний. Это как правило хронические заболевания, такие, как остеохондроз, заболевания почек, желудочно-кишечного тракта, желчевыводящей системы. Неприятным сюрпризом оказалось большое количество недавно возникших желчно- и почечно-каменных болезней, как у приезжих, так и у местных жителей. Это объясняется высоким уровнем содержания кальция и железа в местной воде. Обследование детей верующих педиатрами (25 детей) привело к выводу, что физическое состояние и развитие всех осмотренных детей соответствует возрасту.

Каких-либо выраженных в острой форме патологий, предполагавшихся при подготовке к обследованию (истощения, дистрофии, туберкулеза, массовых кожных заболеваний) не обнаружено. Психиатрическая экспертиза не подтвердила наличия в общине массовых психических расстройств. Декларативный отказ верующих от обращения к официальной медицине на практике, по крайней мере в 1995-96 г. не был подтвержден данными районной больницы. За истекший период в районную больницу обратилось 17 верующих, из которых 6 были пролечены стационарно. Одной из проблем, беспокоящих медиков, стали массовые роды на дому, практикующиеся в общине. Следуя методу Чарковского, рожают в воду в натопленных банях. Роды должен принять отец. В основном роды заканчивались благополучно. На момент проверки был известен один неблагополучный случай, но роженицу с сильным кровотечением (ею была популярная певица Светлана Владимирская) успели доставить в районную больницу и спасти.

85

За все годы существования данного неорелигиозного объединения в крае не было зафиксировано фактов массовых заболеваний верующих. Среди виссарионовцев много квалифицированных медиков, которые в случае необходимости оказывают медицинскую помощь единоверцам.

Проверка соблюдения Закона об образовании показала, что в общине он нарушался. Из 226 детей школьного возраста 23 ребенка не обучались. Интересно то, что после проверки и сделанного предупреждения Виссарион дал указание, противоречащее его прежним выступлениям. Он обязал всех детей общинников посещать школу в обязательном порядке. По итогам 1996-97 года все дети верующих сдали экзамены, в том числе и находящиеся на семейном обучении, оформленном в соответствии с законом. Только 8 детей были оставлены на второй год.

Некоторое затишье зимы 1997 года сменилось ростом деловой активности общинников летом этого же года. В центральных деревнях и на горе было развернуто масштабное строительство. Его возглавили новые лидеры общины — переехавшие сюда на постоянное жительство полковник в отставке из Санкт-Петербурга Валерий Иванович Старостенко и в недавнем прошлом руководитель одного из ведомств белорусской железной дороги Анатолий Пшенай. С собой они привезли значительные средства и новое оборудование. Бесплатной рабочей силой стали неимущие рядовые общинники. Имущественное расслоение в общине начало нарастать опережающими темпами. Резко упал энтузиазм. Разноцветные фольклорные наряды сменились простой рабочей одеждой, все меньше стало проводиться концертов и праздников, усилилась разобщенность единоверцев, стало появляться брожение.

Весной 1997 года в поселения виссарионовцев неизвестно откуда прибыли накачанные парни. Виссарион, собрав своих "овец" сказал: "скоро к нам приедут "крутые", но вы их не бойтесь, это наши". Рядовые верующие между собой окрестили их "жлобами". Эти люди стали следить за порядком в построенном в Черемшанке общинном храме. Тропу, ведущую на Сухую гору, охраняли от любых незапланированных посетителей с помощью стационарных раций. Летом 1997 года Казаков зарегистрировал еще одну организацию - филиал всероссийского Социально-Экологического Союза. Это, в преддверии принятия нового закона и грядущей перерегистрации, давало возможность сохранения статуса юридического лица без риска не пройти религиоведческую экспертизу. Все эти, вызывавшие ряд но-

86

вых вопросов, факты послужили основанием для проведения очередной проверки деятельности ЦПЗ Администрацией края в ноябре 1997 года. Но теперь в состав рабочей группы были введены специалисты правового управления, УВД, налоговой инспекции, краевого комитета по лесу, краевого земельного комитета.

Итогом проверки стало расторжение с АО "Табрат" договора аренды земли. Однако, интересы рядовых верующих при этом были соблюдены. Им было предложено, в соответствии с законом, оформить в собственность по двадцать соток земли, в том числе и в районе горы Сухой. Краевому УВД было рекомендовано срочно решить вопрос о выделении единицы участкового милиционера в Черемшанку и усилении визовопаспортного контроля приезжих. Была установлена незаконность использования руководством общины раций. Дальнейшая их эксплуатация была запрещена. За истекший год приток верующих в общину продолжался, хотя и стал значительно ниже по сравнению с 1993-96 годами.

Новый Закон "О свободе совести и религиозных объединениях" в статье 14 предусматривает возможность запрещения деятельности религиозного объединения в случае установления его деструктивности. В последние три месяца 1998 года вновь усилился поток жалоб и обращений, в том числе из Генеральной прокуратуры, Государственной Думы, министерства юстиции, касающихся деятельности ЦПЗ. Последняя прокурорская проверка, проведенная по адресным жалобам в январе 1998 года, выявила несколько тревожных фактов - две смерти в родах проводившихся на дому (в одном случае роженицы, во втором новорожденного), и рахита у полуторагодовалого ребенка семьи Минеевых.

Это стало основанием для подготовки очередной комплексной проверки, прежде всего, состояния здоровья детей и соблюдения их права на образование. Проверка планируется на июнь 1998 года с привлечением не только районных и краевых специалистов, но и заинтересованных светских специалистов из Москвы и Санкт-Петербурга.

До сих пор многочисленные регулярные проверки не могли выявить оснований для запрещения деятельности рассматриваемой организации. Но даже если такие основания будут найдены и вынесено соответствующее решение, то его реализация на территории края в полном объеме не сможет быть осуществлена. Это связано с тем, что на сегодняшний день тысячи людей уже переехали сюда на постоянное жительство и многие не имеют возможности вернуться обратно. В этой ситуации наиболее действенными мерами видится организация широкой пропаганды по развенчанию неорелигиозных мифов и профилактика возможной криминализации руководства ЦПЗ.

Прогнозируя дальнейшее развитие ситуации, следует отметить, что наиболее вероятными видятся:

1) последовательная дальнейшая либерализация вероучительных установок с постепенной адаптацией приезжих к местным условиям и ассимиляция виссарионовцев с местным населением;

2) постепенное угасание активности движения вследствие экономической и социальной несостоятельности идеалистических вероучительных установок и постепенная реэмиграция в города.

При рассмотрении ситуации необходимо понимать, что масса рядовых верующих является жертвой не только и не столько Виссариона-Торопа, сколько всей драматической переломной ситуации в стране в последние годы.

Не захотев тихо вымирать поодиночке, они бросили вызов обществу. Даже сквозь первоначальную эйфорию хорошо просматривались отчаяние, безысходность и абсолютное неприятие той жизни, которая возникла в России в последние годы.

Попытка применения карательно-запретительных санкций по отношению к ним может вылиться в непредсказуемые формы вплоть до массовых самоубийств. Это обусловлено тем, что активно-агрессивное сопротивление со стороны общинников маловероятно, как вследствие специфики контингента, так и в связи с их вероучительными установками.

Не следование социальным мифам, а глубокое всестороннее объективное изучение ситуации должно лечь в основу оценок и характеристик нового и непонятного в религиозной сфере. Только такой подход может гарантировать соблюдение прав граждан на свободу совести и строгое соблюдение Закона.

88